Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3402/2019 ~ М-3244/2019 от 01.07.2019

Дело № 2-3402/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 августа 2019 года                                               г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе

судьи Матвеевой Л.Н.,

при секретаре Фоминой В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аверьяновой ФИО5 к Министерству здравоохранения Ульяновской области о взыскании убытков,

установил:

Аверьянова ФИО6 обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области о взыскании убытков.

В обоснование иска указала, что она страдает заболеванием - <данные изъяты> с 2005 года. До 2014 года была зарегистрирована и состояла на учете в <адрес> больнице <адрес> Ульяновской области.

По рецепту врача ей выдавали инсулин, иглы и тест-полоски к глюкометру <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ истица переехала в г.Ульяновск и была поставлена на счет в поликлинике у <данные изъяты> Ей были выписаны рецепты на <данные изъяты>

С 2013 года она является <данные изъяты> группы бессрочно в связи с наличием заболевания - <данные изъяты>

В связи с указанным осложнением, заболевание <данные изъяты> нужно постоянно контролировать, а именно: производить <данные изъяты>

Также она была вынуждена приобретать <данные изъяты> за собственный счет, так как в социальной аптеке необходимых <данные изъяты> не имеется. В неделю ей необходимо делать не менее 35 уколов, <данные изъяты>

Таким образом, за собственный счет было приобретено <данные изъяты> <данные изъяты>

Кроме того, в связи с заболеванием ей приходится приобретать <данные изъяты>, таким образом за 5 лет, ею было потрачена <данные изъяты> = 60 000 рублей.

Она обратилась к ответчику с жалобой, попросив компенсировать понесенные затраты, однако жалоба не была удовлетворена.

Просит взыскать с ответчика в ее пользу денежные средства в счет возмещения <данные изъяты> в размере 60 000 ( Шестьдесят тысяч) рублей.

Взыскать с ответчика денежные средства в размере 7600 рублей в качестве возмещения понесенных юридических расходов.

В судебном заседании истица и ее представитель на иске и его доводах настаивали.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области не присутствовал, в отзыве на иск указал, что иск не признает.

Согласно п.1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет 3 года. Таким образом, обязательство, по возмещению Аверьяновой Т.Н денежных средств, затраченных ею на приобретение лекарственных препаратов и медицинских изделий с 2014 года по июнь 2016 года включительно, у Министерства не возникало в связи с истечением срока исковой давности.

Аверьянова ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является <данные изъяты>, страдает заболеванием <данные изъяты>» и имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального и регионального бюджета.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи. До настоящего времени стандарт медицинской помощи больным <данные изъяты> не утвержден, обеспечение медицинскими изделиями тест — полосками не прописано. Ранее действовавший стандарт медицинской помощи больным <данные изъяты> утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 11.09.2007 № 582, был признан недействующим со дня вступления в законную силу решения Верховного Суда РФ от 09.04.2014 № АКПИ14-152.

Следует отметить, что ранее, в стандарте медицинской помощи больным инсулинозависимым сахарным диабетом, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ , обеспечение больных тест-полосками было предусмотрено в количестве 730 штук в год (50 штук - 1 упаковка в месяц).

Кроме того, в письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 08.07.2013 № 21-6/10/2-4878 в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации указано, что стандарт медицинской помощи содержит усреднённые показатели частоты предоставления и кратности применения, в том числе медицинских услуг, зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов, медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, видов лечения, питания, включая специализированные продукты, в связи с чем не является алгоритмом лечения конкретного заболевания (состояния) пациента, а служит инструментом планирования объемов и стоимости медицинской помощи при формировании программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно сведениям Региональной медицинской информационной системы с начало 2016 года по апрель 2019 года включительно льготные рецепты на медицинское изделие - <данные изъяты> лечащим врачом ГУЗ «Городская поликлиника » Аверьяновой Т.Н. не выписывались. С января 2017 по ноябрь 2017 включительно льготные рецепты на медицинское изделие - <данные изъяты> врачом ГУЗ «Городская поликлиника » Аверьяновой Т.Н. также не выписывались. Дальнейшее обеспечение Аверьяновой Т.Н. медицинскими изделиями - тест-полосками и лекарственным препаратом «Тиоктовая (альфа-липоевая) кислота» по выписанным льготным рецептам Министерством осуществляется, т.е. не обслуженных льготных рецептов не имеется. Дальнейшее обеспечение Аверьяновой Т.Н. медицинскими изделиями - <данные изъяты> Министерство также осуществляется. У выписанного льготного рецепта от ДД.ММ.ГГГГ на медицинское изделие - <данные изъяты> не истек срок годности для его обслуживания.

Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для Министерства для обеспечения лекарственным препаратом, медицинским изделием в количестве, указанном в данных выписанных льготных рецептах. Данные лекарственные препараты и медицинские изделия Аверьянова Т.Н. приобретала по своему усмотрению.

По вопросу необеспечения Аверьяновой Т.Н. медицинским изделием - <данные изъяты> по рецептам от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ пояснил, что согласно пункту 2.1.3. государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Министерством и АО «УльяновскФармация», исполнитель обязуется обеспечить наличие в пунктах отпуска нормативного товарного запаса в течение 5 рабочих дней с даты направления Заказчику письменной информации о пунктах отпуска обеспечить наличие в них ассортимента медицинских изделий, включенных в Спецификацию (приложение к Контракту), в количестве, равном 30% от количеств, указанных в утвержденных Заказчиком заявках медицинских организаций. Так же согласно пункту 2.1.4. данного контракта исполнитель обязуется не позднее 5 рабочих дней с даты направления Заказчику письменной информации о пунктах отпуска организовать отпуск медицинских изделий по рецептам в следующие нормативные сроки: в день предъявления в пункт отпуска рецепта, выписанного в соответствии с требованиями приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №    1181н «Об утверждении порядка назначения и выписывания медицинских изделий, а также форм рецептурных бланков на медицинские изделия и порядка оформления указанных, бланков, их учета и хранения»; при временном отсутствии необходимых медицинских изделий - в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты предъявления рецепта в пункт отпуска.

Кроме того, по вопросу необеспечения Аверьяновой Т.Н. медицинскими изделиями - <данные изъяты> по рецепту ДД.ММ.ГГГГ поясняю, что согласно пункту 2.1.3. государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного между Министерством и АО «УльяновскФармация», исполнитель обязуется обеспечить наличие в пунктах отпуска нормативного товарного запаса в течение 5 рабочих дней с даты направления Заказчику письменной информации о пунктах отпуска, обеспечить наличие в них ассортимента медицинских изделий, включенных в Спецификацию (приложение к Контракту), в количестве, равном 30% от количеств, указанных в утвержденных Заказчиком заявках медицинских организаций. Так же согласно пункту 2.1.4. данного контракта исполнитель обязуется не позднее 5 рабочих дней с даты направления Заказчику письменной информации о пунктах отпуска организовать отпуск лекарственных препаратов по рецептам в следующие нормативные сроки: в день предъявления в пункт отпуска рецепта, выписанного в соответствии с требованиями приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №    1181н «Об утверждении порядка назначения и выписывания медицинских изделий, а также форм рецептурных бланков на медицинские изделия и порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения»; при временном отсутствии необходимых медицинских изделий - в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты предъявления рецепта в пункт отпуска.

По вопросу необеспечения Аверьяновой Т.Н. медицинскими изделиями - <данные изъяты> по выписанным льготным рецептам от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,    ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ поясняю, что согласно п. 2.1.4 государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ , заключенного между Министерством и АО «УльяновскФармация», Исполнитель обязуется организовать отпуск медицинских изделий по рецептам в следующие нормативные сроки: в соответствии с требованиями приказа Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н «Об утверждении порядка назначения и выписывания медицинских изделий, а также форм рецептурных бланков на медицинские изделия и порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения», в медицинской организации, включенной правовым актом Заказчика в Перечень медицинских организаций, имеющих право на выписывание рецептов отдельным категориям граждан, врачом (фельдшером), включенным в Регистр врачей (фельдшеров), имеющих право на выписывание рецептов отдельным категориям граждан (далее - рецепт), не превышающий 10 рабочих дней с даты предъявления рецепта в пункт отпуска.

Соответственно, АО «УльяновскФармация» не исполнило обязательства по обеспечению наличия медицинских изделий их отпуску по выписанным льготным рецептам -в рамках заключенных контрактов. В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» вопросы по назначению, выписке льготных рецептов, а также по отпуску лекарственных препаратов и медицинских изделий не входят в компетенцию Министерства. Так как Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области и не является медицинской организацией, фармацевтической компанией.

АО «УльяновскФармация» не исполнило условия контрактов, что послужило причиной для не обеспечения Аверьяновой Т.Н. медицинскими изделиями - <данные изъяты> по рецептам от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, согласно п. 7 приказ Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012 № 1181н «Об утверждении порядка назначения и выписывания медицинских изделий, а также форм рецептурных бланков на медицинские изделия и порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» срок действия рецепта на медицинское изделие составляет один месяц со дня выписки. Тем самым Министерство не имеет возможности выдать истцу медицинские изделия - иглы инсулиновые по льготным рецептам с истекшим сроком годности.

Кроме того, Министерство также не согласно с возмещением Аверьяновой Т.Н. денежных средств, затраченных ею на оплату юридических услуг в виде написания жалоб (обращений) в прокуратуру, ГУЗ «Городская поликлиника ». Министерство. Так как Аверьяновой Т.Н. имела право самостоятельно обратиться в данные органы и организации с обращением без несения финансовых затрат на оказание юридических услуг.

Заявленные истцом расходы по оплате юридических услуг завышены. При определении суммы, подлежащей взысканию в возмещение расходов по оплате юридических услуг, суду следует исходить из среднего уровня оплаты аналогичных услуг адвокатов, а также учитывать степень сложности дела.

Кроме того, истцом не были также представлены копии товарных чеков, подтверждающих её затраты на медицинские изделия и лекарственные препараты.

Представитель третьего лица, Государственного учреждения здравоохранения «Городская поликлиника », в судебном заседании не присутствовал. В отзыве на иск указал, что Аверьянова Т.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживает по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>, <данные изъяты> <данные изъяты>, наблюдается в ГУЗ «Городская поликлиника » с диагнозом: <данные изъяты>

Право на льготное лекарственное обеспечение на 2019 год сохранила.

Получает в настоящее время: <данные изъяты>

Льготные лекарственные препараты выписываются в месячной потребности согласно заявке, утвержденной Министерством здравоохранения Ульяновской области, что подтверждается отчетом о лекарственных средствах за период с 01.01.2019 по 09.07.2019, отпуск лекарственных средств должен осуществляться через аптечные сети.

Представитель третьего лица, АО «УльяновскФармация», в судебном заседании не присутствовал, в отзыве на иск указал, что в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» организация обеспечения лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области указанное министерство уполномочено организовывать на территории Ульяновской области обеспечение лекарственными препаратами.

Лекарственные препараты и медицинские изделия закупаются и отпускаются в ассортименте и объеме в соответствии со спецификациями к государственным контрактам. Государственные контракты за 2014 - 2018 гг. исполнены в полном объеме. Претензий по итогам выполненных контрактов от Заказчика не поступало.

По состоянию на июль 2019г. в установленном программном продукте по льготному отпуску, отчетный период за 2014 - 2018 гг. закрыт, ГУЗ «Медицинский информационный аналитический центр» проведено архивирование базы данных. В связи с чем, предоставление информации о получении лекарственных препаратов истцом за 2014 - 2018 гг. не представляется возможным.

В настоящее время АО «УльяновскФармация» является Исполнителем услуги по отпуску лекарственных препаратов льготным категориям граждан. Вопросы, касающиеся поставки лекарственных препаратов на склад для дальнейшего отпуска из аптек, находится вне рамок полномочий. Поставка осуществляется по итогам проведенных Минздравом аукционов различными поставщиками - победителями аукционов. Таким образом, отпуск лекарственных препаратов осуществляется при наличии их поставки на склад на основании выписанных рецептов.

Представитель третьего лица, Территориального органа Росздравнадзора по Ульяновской области, в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте слушания дела извещался.

Суд определил, рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Аверьянова Т.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживает по адресу: <адрес>, <данные изъяты> группы, наблюдается в ГУЗ «Городская поликлиника » с диагнозом: <данные изъяты>

Право на льготное лекарственное обеспечение на 2019 год сохранила.

Истица просит взыскать расходы на приобретение ею <данные изъяты><данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Суд полагает, что ответчик обоснованно заявил о применении срока исковой давности.

Согласно п.1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет 3 года.

Таким образом, обязательство, по возмещению Аверьяновой Т.Н денежных средств, затраченных ею на приобретение лекарственных препаратов и медицинских изделий с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, у ответчика нет в связи с истечением срока исковой давности.

В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом.

Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.

Назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019 № 4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» осуществляется лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний.

За назначение, дозировку препарата несёт ответственность лечащий врач.

Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лекарственным препаратом, медицинским изделием. Лечащий врач наблюдает больного, следит за правильностью установленного диагноза и соответствующей дозировкой лекарственного препарата.

Соответственно, обеспечение медицинскими изделиями и лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Таким образом, суд не может решать вместо лечащего врача, какое медицинское изделие и какой лекарственный препарат должен быть назначен и в какой дозировке, это противоречит вышеуказанным нормам федерального законодательства. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием дли обеспечения медицинскими изделиями, лекарственными препаратами.

В соответствии со ст.ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помогли» инвалиды имеют право на обеспечение в Соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами (медицинскими изделиями) для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты (медицинские изделия).

Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном порядке Минздравом России (п.2.3).

В силу п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвигия России от 14 декабря 2005 года № 785, лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте, за исключением"лекарственных средств, нормы отпуска которых указаны в п. 1.11 Инструкции и приложении № 1 к Инструкции.

Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата (медицинских изделий).

Таким образом, анализ законодательства регулирующее бесплатного обеспечения лекарственными средствами и медицинскими изделиями позволяет сделать вывод, что такое обеспечение осуществляется лишь на основании выписанных в установленном порядке рецептов и соответственно суд не может решать вместо лечащего врача, на какое медицинское изделие и на какой лекарственный препарат должен быть выписан льготный рецепт.

Согласно сведениям Региональной медицинской информационной системы с начало 2016 года по апрель 2019 года включительно льготные рецепты на <данные изъяты> лечащим врачом ГУЗ «Городская поликлиника » Аверьяновой Т.Н. не выписывались.

С января 2017 по ноябрь 2017 включительно льготные рецепты на медицинское изделие - <данные изъяты> лечащим врачом ГУЗ «Городская поликлиника » Аверьяновой Т.Н. также не выписывались.

В судебном заседании установлено, что Аверьянова Т.Н. медицинским изделием - <данные изъяты> по рецептам от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ не обеспечена.

Однако истцом не были также представлены документы, подтверждающие понесенные ею расходы на приобретение медицинских изделий и лекарственных препаратов.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Как предусмотрено п. 1 ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Таким образом, при обращении с иском о взыскании убытков истец обязан доказать сам факт причинения ему убытков и наличие причинной связи между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими последствиями, в то время как обязанность по доказыванию надлежащего исполнения обязательства и отсутствия вины в причинении убытков лежит на привлекаемом к гражданско-правовой ответственности лице.

Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть 1).

Истица не представила суду доказательства, что в результате виновных действий ответчика ей были причинены убытки – истицей не представлено доказательства тому, что ею приобретались медицинские изделия и препараты в указанный в иске период – с мая 2014 года по 30 июня 2019 года.

В связи с чем, в удовлетворении исковых требований Аверьяновой ФИО8 к Министерству здравоохранения Ульяновской области о взыскании убытков следует отказать

Руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Аверьяновой ФИО9 к Министерству здравоохранения Ульяновской области о взыскании убытков отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                                Л.Н.Матвеева

2-3402/2019 ~ М-3244/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Аверьянова Т.Н.
Ответчики
Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области
Другие
ТО Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области
ГУЗ "Городская клиническая больница № 4"
АО "УльяновскФармация"
ГУЗ "ЦК МСЧ им. заслуженного врача России В.А. Егорова"
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Матвеева Л. Н.
Дело на сайте суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
01.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.07.2019Передача материалов судье
02.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2019Подготовка дела (собеседование)
17.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.08.2019Судебное заседание
26.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.12.2020Дело оформлено
03.12.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее