К делу 2-1189/2021
УИД № 23RS0051-01-2021-001156-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июля 2021 года г. Тимашевск
Тимашевский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего Зелюка П.А.,
при секретаре Войщевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района к Шавриной Ольге Геннадьевне об устранении нарушений земельного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Тимашевского городского поселения Тимашевского района обратилась в суд с иском к Шавриной О.Г. об устранении нарушений земельного законодательства, взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 342 572,79 руб., обязании ответчика привести установленный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:31:0315006:39 площадью 3616 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> в соответствие с фактическим использованием земельного участка и взыскать судебную неустойку за неисполнение судебного акта в размере 10000 руб. ежедневно до полного исполнения решения суда, начиная со дня принятия судебного акта. В обоснование своих требований указали, что согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 23:31:0315006:39 площадью 3616 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, относится к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - «для сельскохозяйственного использования», и принадлежит на праве собственности <ФИО>1 Истцом, в рамках муниципального земельного контроля, проведено обследование земельного участка с кадастровым номером 23:31:0315006:39, в ходе которого было установлено, что на участке расположен отель «Турист», и осуществляется коммерческая деятельность, данный факт также подтверждается рекламой, размещенной в интернет ресурсах и вывеской на фасаде здания. В ходе проведенных специалистами администрации Тимашевского городского поселения <адрес> <дд.мм.гггг> и <дд.мм.гггг> рейдовых обследований, в рамках осуществления муниципального земельного контроля, было установлено, что земельный участок используется собственником не по целевому назначению, не для осуществления сельскохозяйственной деятельности, а для размещения отеля «Турист». <дд.мм.гггг> <ФИО>1 направлено предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в связи с чем ответчику было предписано в срок до <дд.мм.гггг>, в добровольном порядке, привести земельный участок (документы на него) в соответствие с его целевым назначением. Однако, до настоящего времени земельный участок используется не по целевому назначению, вид разрешенного использования не изменен. При этом, положениями Налогового кодекса РФ предусмотрено, что земельный налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками физическими лицами в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Советом Тимашевского городского поселения <адрес> принято решение от <дд.мм.гггг> <№> «Об установлении земельного налога на территории Тимашевского городского поселения <адрес>», в котором налоговая ставка градируется в зависимости от категорий земель и разрешенного использования земельного участка. Так, в отношении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства установлена налоговая ставка в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости участка, а в отношении прочих, в том числе земельных участков с видом разрешенного использования - для ведения предпринимательской деятельности, 1,5 процента от кадастровой стоимости участка. Таким образом, неисполнение Шавриной О.Г. требований земельного законодательства влечет за собой недополучение бюджетом Тимашевского городского поселения денежных средств от взимания земельного налога, что нарушает права и законные интересы как муниципального образования, так и неопределенного круга лиц - его жителей.
Представитель истца в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, на исковых требованиях настаивают в полном объеме.
Ответчик Шаврина О.Г. и её представитель по доверенности Фролов А.В. не явились в зал суда, заявили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, предоставив возражения относительно исковых требований.
Представитель третьего лица, не заявляющего исковых требований, ИФНС России <№> по Краснодарскому краю, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, в отзывах на иск, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Шавриной О.Г. на праве собственности с <дд.мм.гггг> принадлежал земельный участок площадью 3616 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования – для сельскохозяйственного использования, с кадастровым номером <№> по адресу: <адрес>, мкр. Садовод, <адрес>. Право собственности зарегистрировано <дд.мм.гггг> регистрационная запись <№>.
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Таким образом, с момента приобретения земельного участка в собственность Шаврина О.Г. является налогоплательщиком по земельному налогу.
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (п.1 ст.12 НК РФ).
Согласно ст. 15 НК РФ земельный налог относится к местным налогам и сборам.
Земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п.1 ст.387 НК РФ).
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой (п.2 ст.387 НК РФ). В силу ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования, определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка. Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Согласно п.1 ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено п.п.15 и 16 настоящей статьи.
Ставка налога установлена Решением Совета Тимашевского г/п от 21.11.2018 года № 343 «Об установлении земельного налога на территории Тимашевского г/п Тимашевского района».
В соответствии с п.4 ст.85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Согласно ст. 24.12. Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Правительством Российской Федерации постановлением от 8 апреля 2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила). Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. В силу п.4 Правил государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. В силу абз 1 п.2 ст. 37 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии с ч.2 ст.37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) применительно к каждой территориальной (в том числе жилой зоне) устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков. Для земельных участков каждой территориальной зоны виды разрешенного использования на основании абз 2 п.3 ст.85 ЗК РФ определяются градостроительным регламентом, который для каждой территориальной зоны устанавливается правилами землепользования и застройки индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (абз.2 п.2 ст.85 ЗК РФ).
Согласно ч.2 ст.85 ЗК РФ, ч.2 ст.30, ст.31 ГрК РФ градостроительные регламенты территориальных зон устанавливаются Правилами землепользования и застройки, утверждаемыми представительным органом местного самоуправления с учетом результатов публичных слушаний.
Согласно п.4 ст.85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости, не соответствующие установленному градостроительному регламенту территориальных зон, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Однако указанное относится лишь к случаям, когда ранее возникшее использование объектов недвижимости сохраняется в неизменном виде. Аналогичная норма закреплена также и в п.1 ст.263 ГК РФ, согласно которой собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. Земельный кодекс РФ позволяет собственникам земельных участков использовать их в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно представленной в материалы дела выписке из ЕГРН от 19.04.2021 года 29.03.2021 года Управлением Росреестра был сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок, предоставленный из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования – здравоохранение, предпринимательство, площадью 615 кв.м. с кадастровым номером 23:31:0315006:584, расположенный по адресу: <адрес>, мкр. Садовод, <адрес> участок был образован из земельного участка с кадастровым номером 23:31:0315006:39. Собственником земельного участка с кадастровым номером 23:31:0315006:584 является Шаврина О.Г., что подтверждается записью о государственной регистрации права 23:31:0315006:584-23/240/2021-1 от <дд.мм.гггг>.
Согласно представленной в материалы дела выписке из ЕГРН от <дд.мм.гггг> <дд.мм.гггг> Управлением Росреестра был сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок, предоставленный из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, площадью 3000 кв.м. с кадастровым номером 23:31:0315006:583, расположенный по адресу: <адрес>, мкр. Садовод, <адрес> участок был образован из земельного участка с кадастровым номером 23:31:0315006:39. Собственником земельного участка с кадастровым номером 23:31:0315006:583 является Шаврина О.Г., что подтверждается записью о государственной регистрации права 23:31:0315006:583-23/240/2021-1 от <дд.мм.гггг>.
Таким образом, судом установлено, что согласно данным, предоставленным Управлением Росреестра по Краснодарскому краю, земельный участок с кадастровым номером 23:31:0315006:39 был снят с кадастрового учета <дд.мм.гггг>, в связи с разделом на два самостоятельных земельных участка (К<№> и К<№>).
В связи с этим, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований администрации Тимашевского г/п <адрес> в части возложения на ответчика обязанности привести установленный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:31:0315006:39 площадью 3616 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствие с фактическим использованием земельного участка, поскольку ответчиком данные требования были фактически выполнены до начала судебного разбирательства.
Согласно результатов проведенных специалистами администрации Тимашевского городского поселения <адрес> <дд.мм.гггг> и <дд.мм.гггг> рейдовых обследований, в рамках осуществления муниципального земельного контроля, было установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:31:0315006:39 площадью 3616 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, используется собственником не по целевому назначению - для осуществления сельскохозяйственной деятельности, а для размещения отеля «Турист». На момент совершения указанных обследований, согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 23:31:0315006:39 площадью 3616 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, относится к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - «для сельскохозяйственного использования», и принадлежит на праве собственности <ФИО>1
Администрация квалифицировала недоплату ответчиком земельного налога за 2017-2019, исходя вида использования земельного участка (влияющего на его кадастровую стоимость) и, согласно его фактического использования, в качестве неосновательного обогащения (сбережения) предпринимателем средств, принадлежащих бюджету Тимашевского г/п на основании статьи 1102 ГК РФ.
В соответствии с ч.1 ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Лицо, обратившееся с требованием о взыскании неосновательного обогащения, должно доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком за счет истца без установленных законом или договором оснований в определенном периоде и размере.
В силу ч.2 ст.1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Вместе с тем, указанные положения гражданского законодательства Российской Федерации в силу ч.3 ст. 2 ГК РФ не могут быть применены к налоговым отношениям, которые в отличие от имущественных отношений, основанных на равноправии сторон и подлежащих регулированию нормами гражданского законодательства, основаны на административном и ином властном подчинении одной стороны другой и подлежат регулированию нормами налогового законодательства. Соответственно, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, формы и методы налогового контроля; порядок взыскания налогов, сроки, ответственность за совершение налоговых правонарушений, порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц регулируются НК РФ.
В соответствии с п.1 ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.
Согласно представленным ответчиком копиям кассовых чеков об уплате земельного налога представлены ответчиком в материалы дела. Истцом данные обстоятельства не оспаривались.
Проверка правильности, полноты и своевременности уплаты земельного налога осуществляется налоговым органом в порядке проведения налоговых проверок.
Какие-либо обязательственные внедоговорные или договорные отношения между администрацией города и ответчиком не возникли.
Доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиком вида разрешенного использования земельного участка истцом не представлено. Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, позволяют сделать вывод, что земельный налог за 2017 -2019 исчислен и уплачен ответчиком, на основании норм НК РФ и нормативно правовых актов представительных органов муниципальных образований. Доказательств иного в материалы дела не представлено.
Ссылаясь на то, что фактическое использование земельного участка не соответствует сведениям о разрешенном использовании данного объекта, указанным в государственном кадастре недвижимости, администрация обратилась требованием о приведении правоустанавливающих документов на земельный участок в соответствие с фактическим использованием земельного участка.
В силу ч.1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными ст.12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Статьей 72 ЗК РФ закреплено, что муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления. В соответствии с п.2 ст.1 ГК РФ граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Согласно п.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Из приведенных норм права следует, что обязанность по совершению определенных действий может быть возложена на гражданина или юридическое лицо только в случае, если она возникает у него в силу закона, договора или иного законного основания.
В соответствии со ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно п.п. 1 и 2 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст.129 ГК РФ), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (п.3 ст.209 ГК РФ).
Приведенные истцом доводы не принимаются судом в качестве надлежащего правового обоснования, позволяющего истцу, реализующему публичные функции, предъявлять вещно-правовые требования к собственнику земельного участка в рамках гражданско-правовых отношений, участником которых публично-правовое образование не является, и отклоняются как не основанные на законе, противоречащие установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Исходя из конкретных обстоятельств данного дела и результата оценки представленных доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
При вынесении решения суд принимает во внимание то обстоятельство, что стороны просили рассмотреть дело по имеющимся в деле письменным материалам, ни о чем более не ходатайствовали, дополнительных доказательств не имели.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований администрации Тимашевского городского поселения Тимашевского района к Шавриной Ольге Геннадьевне об устранении нарушений земельного законодательства - отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тимашевский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 21.07.2021.
Председательствующий -