Копия
Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 мая 2021 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Бакаевой Ю.В.,
при секретаре Мартынюк Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Самаре Самарской области административное дело № по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области к Мукоедову Александру Владимировичу о взыскании задолженности по обязательным платежам,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 16 по Самарской области обратился в Промышленный районный суд г. Самары суд с административным иском к административному ответчику Мукоедову А.В. о взыскании задолженности по обязательным платежам в сумме <данные изъяты>., а именно : пеня по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме <данные изъяты>. Восстановить пропущенный срок на обращение с заявлением о взыскании с Мукоедова А.В. обязательных платежей.
В обоснование иска ссылается на то, что ответчик Мукоедов А.В., ИНН №, являлся налогоплательщиком указанного налогового периода, в связи с наличием объектов налогообложения, что подтверждается сведениями, полученными налоговым органом согласно п.4 ст. 85 НК РФ.
В установленный срок должник не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговых уведомлениях сумм налогов, в связи с чем, налоговым органом в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности.
Позднее налоговым органом в адрес Мукоедова А.В. направлено требование об уплате налога № от ДД.ММ.ГГГГ., данное требование не исполнено.
Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № г. Самары Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа. ДД.ММ.ГГГГ. мировым судьей судебного участка № г. Самары Самарской области вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Мукоедова А.В. задолженности по налогам и сборам.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.
В судебное заседание административный ответчик Мукоедов А.В. не явился, о дате и времени извещался надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица ИФНС России по Промышленному району г. Самары, привлеченного к участию в деле, в судебное заседание не явился, о дате и времени извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Руководствуясь статьей 150, частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся административного истца, административного ответчика, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии с ч.1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с ч.1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п.4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии со ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
С ДД.ММ.ГГГГ обязанность по уплате налога на имущество физических лиц определена в главе 32 НК РФ.
В соответствии со ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 32 НК РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.
В силу ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
На основании ч.1 ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В силу ч.2 ст. 406 НК РФ в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих: 1) 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
2) 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;
3) 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.
В соответствии с ч.1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с ч.1 ст. 389 ГК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 ЗК РФ).
Исходя из положений пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Пунктом 4 названной статьи установлено, что для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно выпискам из ЕГРН Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. административный ответчик Мукоедов А.В. в налоговый период ДД.ММ.ГГГГ. являлся собственником следующих объектов недвижимого имущества: <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на <данные изъяты> земельных участка, расположенных по адресу: <адрес>
В соответствии с вышеуказанными требованиями законодательства на административного ответчика возлагается обязанность производить уплату налога на вышеуказанное имущество.
Судом установлено, что административным ответчиком не надлежаще исполнялись обязательства, в связи с чем, образовалась задолженность по пени по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ по пени по налогу на имущество ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Судом установлено, что Межрайонная ИФНС России № 16 по Самарской области направила административному ответчику:
-ДД.ММ.ГГГГ. налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ. об уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ гг. на сумму <данные изъяты> руб., налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>
-ДД.ММ.ГГГГ. налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ уточненным перерасчетом за ДД.ММ.ГГГГ сумму <данные изъяты> руб., налога на имущество за ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>., в срок до ДД.ММ.ГГГГ., в связи с не исполнением в срок данного налогового уведомления ДД.ММ.ГГГГ. в адрес административного ответчика направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. об уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>., пени в сумме <данные изъяты>., за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> руб., пени в сумме <данные изъяты>., налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты>., пени в сумме <данные изъяты> руб., в срок до ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ административный истец Межрайонная ИФНС России № 16 по Самарской области обратился к мировому судье судебного участка № Промышленного судебного района г. Самары с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание с Мукоедова Александра Владимировича недоимки по налогам за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ. определением мирового судьи судебного участка № Промышленного судебного района г. Самары отказано Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Мукоедова А.В. задолженности по уплате налогов, поскольку заявление Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области не носит бесспорный характер, и не может быть рассмотрено в порядке приказного производства.
Анализируя положения ч.2 ст. 48 НК РФ, учитывая срок исполнения требования по оплате налога № от ДД.ММ.ГГГГ. истек ДД.ММ.ГГГГ., суд приходит к выводу, что заявление о взыскании могло быть подано в суд налоговым органом до ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что налоговый орган обратился в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности по налогу на имущество за пределами пресекательного срока, предусмотренного ст. 48 НК РФ.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9 от 11 июня 1998 года "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Согласно части 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд с заявлением о компенсации и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока (например, болезнь, лишавшая лицо возможности обращения в суд, его беспомощное состояние, несвоевременное направление лицу копии документа, а также обстоятельства, оцененные судом как уважительные). В качестве таких обстоятельств не могут рассматриваться ссылки заявителя-организации на необходимость согласования с каким-либо лицом вопроса о подаче заявления о компенсации, нахождение представителя заявителя в командировке (отпуске), кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (нахождение его в длительной командировке, отпуске), а также на иные обстоятельства организационного характера, имевшиеся у юридического лица.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение с заявлением о взыскании с ответчика задолженности по пени налогу на имущество физических лиц, земельному налогу.
Оснований для удовлетворения заявленного административным истцом ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обращение с заявлением о взыскании с ответчика задолженности по пени по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу не имеется, поскольку административным истцом доказательств уважительности пропуска установленного законом шестимесячного срока не представлено, заявление о вынесении судебного приказа поступило мировому судье по истечении 6-месячного срока. При этом административный истец не представляет доказательств, подтверждающих уважительность пропуска данного срока.
Доказательств, подтверждающих уважительность причины пропуска срока обращения к мировому судье о вынесении судебного приказа не представлено.
Суд полагает, что налоговый орган имел возможность обратиться в суд в установленный законом срок, бесспорных доказательств уважительности причин пропуска срока истцом не представлено, в связи с чем оснований для восстановления срока не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области к Мукоедову Александру Владимировичу о взыскании задолженности по пени по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме <данные изъяты>., за ДД.ММ.ГГГГ. в сумме <данные изъяты> руб., по пени по налогу на имущество за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>. - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение одного месяца.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: подпись Ю.В. Бакаева
Копия верна.
Судья: Ю.В. Бакаева
Секретарь: Е.В. Мартынюк
Подлинный документ подшит в материалах административного дела № Промышленного районного суда г. Самары.