Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3039/2021 ~ М-2418/2021 от 19.04.2021

Копия

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 мая 2021 года Промышленный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи     Бакаевой Ю.В.,

при секретаре Мартынюк Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Самаре Самарской области административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области к Мукоедову Александру Владимировичу о взыскании задолженности по обязательным платежам,

УСТАНОВИЛ:

    Административный истец Межрайонная ИФНС России № 16 по Самарской области обратился в Промышленный районный суд г. Самары суд с административным иском к административному ответчику Мукоедову А.В. о взыскании задолженности по обязательным платежам в сумме <данные изъяты>., а именно : пеня по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме <данные изъяты>. Восстановить пропущенный срок на обращение с заявлением о взыскании с Мукоедова А.В. обязательных платежей.

В обоснование иска ссылается на то, что ответчик Мукоедов А.В., ИНН , являлся налогоплательщиком указанного налогового периода, в связи с наличием объектов налогообложения, что подтверждается сведениями, полученными налоговым органом согласно п.4 ст. 85 НК РФ.

В установленный срок должник не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговых уведомлениях сумм налогов, в связи с чем, налоговым органом в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности.

Позднее налоговым органом в адрес Мукоедова А.В. направлено требование об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ., данное требование не исполнено.

Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка г. Самары Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа. ДД.ММ.ГГГГ. мировым судьей судебного участка г. Самары Самарской области вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Мукоедова А.В. задолженности по налогам и сборам.

В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.

В судебное заседание административный ответчик Мукоедов А.В. не явился, о дате и времени извещался надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица ИФНС России по Промышленному району г. Самары, привлеченного к участию в деле, в судебное заседание не явился, о дате и времени извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Руководствуясь статьей 150, частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся административного истца, административного ответчика, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В соответствии с ч.1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с ч.1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с п.4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии со ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

С ДД.ММ.ГГГГ обязанность по уплате налога на имущество физических лиц определена в главе 32 НК РФ.

В соответствии со ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 32 НК РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.

Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.

В силу ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

На основании ч.1 ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В силу ч.2 ст. 406 НК РФ в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих: 1) 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

2) 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;

3) 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.

В соответствии с ч.1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии с ч.1 ст. 389 ГК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 ЗК РФ).

Исходя из положений пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Пунктом 4 названной статьи установлено, что для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно выпискам из ЕГРН Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. административный ответчик Мукоедов А.В. в налоговый период ДД.ММ.ГГГГ. являлся собственником следующих объектов недвижимого имущества: <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на <данные изъяты> земельных участка, расположенных по адресу: <адрес>

В соответствии с вышеуказанными требованиями законодательства на административного ответчика возлагается обязанность производить уплату налога на вышеуказанное имущество.

Судом установлено, что административным ответчиком не надлежаще исполнялись обязательства, в связи с чем, образовалась задолженность по пени по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ по пени по налогу на имущество ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Судом установлено, что Межрайонная ИФНС России № 16 по Самарской области направила административному ответчику:

-ДД.ММ.ГГГГ. налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ. об уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ гг. на сумму <данные изъяты> руб., налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>

-ДД.ММ.ГГГГ. налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ уточненным перерасчетом за ДД.ММ.ГГГГ сумму <данные изъяты> руб., налога на имущество за ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>., в срок до ДД.ММ.ГГГГ., в связи с не исполнением в срок данного налогового уведомления ДД.ММ.ГГГГ. в адрес административного ответчика направлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. об уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>., пени в сумме <данные изъяты>., за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты> руб., пени в сумме <данные изъяты>., налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты>., пени в сумме <данные изъяты> руб., в срок до ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ административный истец Межрайонная ИФНС России № 16 по Самарской области обратился к мировому судье судебного участка Промышленного судебного района г. Самары с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание с Мукоедова Александра Владимировича недоимки по налогам за ДД.ММ.ГГГГ год в размере <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ. определением мирового судьи судебного участка Промышленного судебного района г. Самары отказано Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Мукоедова А.В. задолженности по уплате налогов, поскольку заявление Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области не носит бесспорный характер, и не может быть рассмотрено в порядке приказного производства.

Анализируя положения ч.2 ст. 48 НК РФ, учитывая срок исполнения требования по оплате налога от ДД.ММ.ГГГГ. истек ДД.ММ.ГГГГ., суд приходит к выводу, что заявление о взыскании могло быть подано в суд налоговым органом до ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что налоговый орган обратился в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности по налогу на имущество за пределами пресекательного срока, предусмотренного ст. 48 НК РФ.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9 от 11 июня 1998 года "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Согласно части 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд с заявлением о компенсации и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока (например, болезнь, лишавшая лицо возможности обращения в суд, его беспомощное состояние, несвоевременное направление лицу копии документа, а также обстоятельства, оцененные судом как уважительные). В качестве таких обстоятельств не могут рассматриваться ссылки заявителя-организации на необходимость согласования с каким-либо лицом вопроса о подаче заявления о компенсации, нахождение представителя заявителя в командировке (отпуске), кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (нахождение его в длительной командировке, отпуске), а также на иные обстоятельства организационного характера, имевшиеся у юридического лица.

Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение с заявлением о взыскании с ответчика задолженности по пени налогу на имущество физических лиц, земельному налогу.

Оснований для удовлетворения заявленного административным истцом ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обращение с заявлением о взыскании с ответчика задолженности по пени по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу не имеется, поскольку административным истцом доказательств уважительности пропуска установленного законом шестимесячного срока не представлено, заявление о вынесении судебного приказа поступило мировому судье по истечении 6-месячного срока. При этом административный истец не представляет доказательств, подтверждающих уважительность пропуска данного срока.

Доказательств, подтверждающих уважительность причины пропуска срока обращения к мировому судье о вынесении судебного приказа не представлено.

Суд полагает, что налоговый орган имел возможность обратиться в суд в установленный законом срок, бесспорных доказательств уважительности причин пропуска срока истцом не представлено, в связи с чем оснований для восстановления срока не имеется.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 16 по Самарской области к Мукоедову Александру Владимировичу о взыскании задолженности по пени по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме <данные изъяты>., за ДД.ММ.ГГГГ. в сумме <данные изъяты> руб., по пени по налогу на имущество за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>. - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение одного месяца.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий: подпись Ю.В. Бакаева

Копия верна.

Судья: Ю.В. Бакаева

Секретарь: Е.В. Мартынюк

Подлинный документ подшит в материалах административного дела Промышленного районного суда г. Самары.

2а-3039/2021 ~ М-2418/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИФНС России №16 по Самарской области
Ответчики
Мукоедов А.В.
Другие
ИФНС Промышленного района г. Самара
Суд
Промышленный районный суд г. Самары
Судья
Бакаева Ю. В.
Дело на странице суда
promyshleny.sam.sudrf.ru
19.04.2021Регистрация административного искового заявления
20.04.2021Передача материалов судье
21.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
21.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.05.2021Судебное заседание
25.05.2021Судебное заседание
31.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее