Дело № 2-3023/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Омарова А.С.,
при секретаре: Семенюк Е.А.,
20 июня 2013 года рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волжском Волгоградской области гражданское дело по исковому заявлению Ткаченко Н.А. к администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области об обязании предоставить несовершеннолетнему место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении,
УСТАНОВИЛ:
Ткаченко Н.А. обратилась в суд с иском к администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области об обязании предоставить несовершеннолетнему место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении. В обоснование заявленных требований указала, что является матерью детей: ФИО6, "."..г. года рождения и ФИО3, "."..г. года рождения, который "."..г. был поставлен на учет будущих воспитанников в МДОУ №... «Теремок» регистрационный номер №.... Чтобы обеспечить семью истец вынуждена выйти на работу, в связи с чем возникла необходимость посещения ребенком детского сада. Кроме того, посещение МДОУ необходимо ребенку для всестороннего и полноценного развития, общения со сверстниками. В настоящее время ФИО3 исполнилось два года. Истец неоднократно обращалась с заявлением в Управление образования администрации городского округа о предоставлении ребенка места в МДОУ. До настоящего времени место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении ее сыну не представлено. Письмом от "."..г. администрация городского округа – город Волжский Волгоградской области отказывает ей в предоставлении места ее ребенку в муниципальном дошкольном образовательном учреждении из-за отсутствия свободных мест в соответствующих возрастных группах в муниципальных дошкольных учреждениях и тем самым нарушает права ребенка. Администрация городского округа – город Волжский Волгоградской области была заблаговременно проинформирована о необходимости предоставить место в дошкольном учреждении ее сыну, однако обладая данной информацией администрация городского округа – город Волжский Волгоградской области не позаботилась заранее о создании необходимого количества мест в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, так как законом ответственность за организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в части создания и содержания дошкольных учреждений целиком лежит на органах местного самоуправления городского округа – город Волжский Волгоградской области.
Просит суд обязать администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области предоставить ФИО3, "."..г. года рождения, проживающему по адресу: <адрес> место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, в группе полного дня, максимально приближенное к месту жительства, на территории городского округа – город Волжский Волгоградской области; взыскать с администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области расходы по оплате юридических услуг в размере <...> рублей.
Истец Ткаченко Н.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, в своем заявлении просила данное дело рассмотреть в ее отсутствие, с участием представителя Суязова А.С.
Представитель истца Ткаченко Н.А. – Суязов А.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании уточнил исковые требования: просил обязать администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области предоставить ФИО3, "."..г. года рождения, проживающему по адресу: <адрес> место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, в группе полного дня, максимально приближенное к месту жительства, на территории городского округа – город Волжский Волгоградской области; взыскать с администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области расходы по оплате юридических услуг в размере <...> рублей.
Представитель ответчика администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области, представитель третьего лица Управления образования администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области Ганюшкина С.Г. в судебное заседание не явилась, о дате, времени месте слушания дела извещена, причин неявки суду не сообщила.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав доказательства по делу, считает необходимым требования заявленные Ткаченко Н.А. удовлетворить частично по следующим основаниям.
Статься 43 Конституции Российской Федерации указывает на то, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от "."..г. №... «Об образовании» право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 5 Закона «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования.
Согласно п. 3 ст. 18 Закона «Об образовании» для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушения развития этих детей в помощь семье действует сеть образовательных учреждений. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от "."..г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Согласно пункту 1 статьи 31 Закона РФ от "."..г. N 3266-1 "Об образовании" (ред. от "."..г.), к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов регулируется Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от "."..г. №..., в соответствии с которым дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
Согласно п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от "."..г. №... «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего государственного или муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, указанным Типовым положением, уставом дошкольного образовательного учреждения, договором, заключенным между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями).
В пункте 2.1 мотивировочной части в Постановлении Конституционного Суда РФ от "."..г. №...-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от "."..г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской Думы» указано, что «Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2 Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.
Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов – право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования – исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства – обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть».
В соответствии с пунктом «е» части 1 статьи 72 Конституции РФ общие вопросы воспитания, образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка (ст. 9 федерального закона от "."..г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
Право на выбор родителями образовательного учреждения вытекает из принципа общедоступности бесплатного дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о рождении, ФИО3 родился "."..г. и его родителями являются Ткаченко Н.А. и ФИО8 (л.д. 10).
Согласно уведомлению о регистрации ребенка в Книге учета детей, нуждающихся в получении места в детском саду, ФИО3 записан в книге учета по МДОУ д/с №... «Теремок» "."..г., регистрационный номер 406 (л.д. 12).
Из копий трудовой книжки Ткаченко Н.А. усматривается, что она трудоустроена на постоянной основе (л.д. 22- 23).
Ответчик в силу закона обязан был предоставить ФИО3, 2011 года рождения, возможность получения дошкольного образования в группе полного дня. Иное ущемляет права несовершеннолетнего, достигшего возраста полутора лет, на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в муниципальном образовательном учреждении.
Обстоятельств, препятствующих принятию несовершеннолетнего в дошкольное учреждение, в судебном заседании не установлено.
Согласно ответу администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области от "."..г., Ткаченко Н.А. отказано в предоставлении места ее ребенку в муниципальном дошкольном образовательном учреждении из-за отсутствия свободных мест в соответствующих возрастных группах в муниципальных дошкольных учреждениях.
Суд считает несостоятельным ссылку ответчика на отсутствие свободных мест, поскольку это не является основанием для освобождения администрации от обязанности осуществлять деятельность по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей Федерального закона от "."..г. N 131-ФЗ. Пункт 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от "."..г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прямо предусматривает, что организация общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района отнесена к компетенции органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд руководствуется положениями п. 2 части 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» и ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», и считает необходимым обязать администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области предоставить малолетнему Лукичеву Я.Д., 2011 года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня на территории городского округа – город Волжский Волгоградской области, поскольку администрация городского округа – город Волжский Волгоградской области не обеспечила реализацию права малолетнего на получение дошкольного образования в той форме, которую избрали родители ребенка, то есть путем посещения муниципального дошкольного учреждения.
Кроме того, Ткаченко Н.А. заявлены требования о взыскании с администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области расходов по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Из материалов дела усматривается, что Ткаченко н.А. понесла расходы на оплату услуг представителя в сумме <...> рублей, что подтверждается договором оказания юридических услуг от "."..г. и квитанцией №... от "."..г..
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от "."..г. №...-О и применимой к гражданскому процессу, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым – на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции РФ.
Таким образом, суд с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела – категории дела, объема и сложности выполненной представителем работы, продолжительности рассмотрения дела, считает, что указанные расходы в сумме 10 000 рублей являются чрезмерными и определяет разумным пределом сумму в размере <...> рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Ткаченко Н.А. к администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области об обязании предоставить несовершеннолетнему место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, удовлетворить частично.
Обязать администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области предоставить ФИО3 "."..г. года рождения место в группе полного дня муниципального дошкольного образовательного учреждения на территории городского округа – город Волжский Волгоградской области
Взыскать с администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области в пользу Ткаченко Н.А. расходы по оплате услуг представителя в размере 5 000 рублей, в остальной части требований о взыскании судебных расходов – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Волжский городской суд в Волгоградский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья: подпись А.С. Омарова
Справка: мотивированное решение изготовлено "."..г..
Судья: подпись А.С. Омарова