Дело № 12-143/2014
Кизеловского городского суда
Пермского края
Р Е Ш ЕН И Е
ДД.ММ.ГГГГ г. Кизел
Судья Кизеловского городского суда Пермского края Рылова Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Ибрагимовой Н.Ю.,
с участием защитника Администрации Кизеловского городского поселения Шевчук Д.В., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле Пермского края жалобу Администрации Кизеловского городского поселения на постановление мирового судьи судебного участка № 61 Кизеловского муниципального района о привлечении Администрации Кизеловского городского поселения к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ Старшим судебным приставом Отдела судебных приставов по городу Кизелу Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Гиденко О.Н. составлен протокол об административном правонарушении в отношении Администрации Кизеловского городского поселения за то, что юридическим лицом -Администрацией Кизеловского городского поселения в установленный ст. 32.2 КоАП РФ добровольный срок до ДД.ММ.ГГГГ года, не оплачен административный штраф, наложенный на администрацию поселения постановлением исполняющего обязанности старшего судебного пристава ОСП по городу Кизелу по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ в размере № рублей. Данное постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года.
Постановлением мирового судьи судебного участка № Кизеловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Кизеловского городского поселения признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере № рублей.
На данное постановление защитником администрации Кизеловского городского поселения Шевчук Д.В. принесена жалоба, в которой заявитель просит отменить постановление мирового судьи, ссылаясь на отсутствие вины администрации поселения, указав в жалобе, что администрация Кизеловского городского поселения является казенным учреждением, все расходные обязательства администрация вправе осуществлять только в случае, если в бюджете поселения предусмотрены денежные средства на исполнение этих обязательств. Средства на оплату наложенных судебными приставами -исполнителями штрафов в бюджет не заложены, в связи с чем, администрация поселения не имела возможности оплатить их. Контрольно-ревизионной комиссией внесение изменений в бюджет поселения по увеличению расходов администрации было не согласовано и рекомендовано снять вопрос о выделении бюджетных средств для недопущения нецелевого использования бюджетных средств. Помимо прочего, заседания Думы Кизеловского городского поселения в июне и в июле 2014 года не проводились. Кроме этого, мировым судьей допущены процессуальные нарушения при рассмотрении данного административного дела, фактически судебное заседание не проводилось.
В судебном заседании защитник администрации Кизеловского муниципального района Шевчук Д.В. поддержал доводы жалобы, указав, что у администрации поселения не было объективной возможности в установленный законом срок оплатить административный штраф, так как в бюджете поселения расходы на уплату штрафов не предусмотрены. На июнь 2014 года общая сумма штрафов составила 1 миллион 500 тысяч рублей. С целью оплаты штрафов администрация поселения обратилась в контрольно-ревизионную комиссию для согласования внесения изменений в бюджет поселения по увеличению расходов администрации. Заключением контрольно-ревизионной комиссии в согласовании внесения изменений в бюджет было отказано. Непосредственно в Думу городского поселения о внесении изменений в бюджет администрация поселения не обращалась. В июне, июле 2014 года заседания Думы городского поселения не проводились. Таким образом, у администрации поселения не было возможности исполнить постановление судебного пристава-исполнителя об уплате штрафа. Кроме того, мировым судьей при рассмотрении данного административного дела допущены процессуальные нарушения, которые, по его мнению, являются существенными. В Администрацию Кизеловского поселения поступили извещения о рассмотрении 50 административных дел с 10.00 час. Представитель администрации поселения участвовал только в одном судебном заседании, мировым судьей была оглашена резолютивная часть постановления, сообщено, что по всем остальным 49 административным делам будут вынесены аналогичные решения. Фактически судебное заседание по данному административному делу не проводилось. С протоколом судебного заседания по данному делу он знакомился, замечаний на протокол не приносил. Из протокола судебного заседания было установлено, что данное административное дело рассмотрено в течение пяти минут, все дела рассмотрены с 09.00 час. по 13.15 час., что практически, по его мнению, невозможно. Протокол судебного заседания содержит обстоятельства, не отвечающие действительности. Считает, что в действиях администрации поселения отсутствует состав административного правонарушения, просит постановление мирового судьи отменить, производство по административному делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, полагаю жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 31.2 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами. Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнения с момента его вступления в законную силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административной штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в силу постановления о наложении административного штрафа и по истечении этого срока в случае неуплаты штрафа усматривается событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Исходя из положений статьи 49 Конституции Российской Федерации, части 3 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях обязанность по предоставлению доказательств, что в действиях физического, должностного или юридического лица имеются нарушения определенных норм и правил, которые образуют состав административного правонарушения, возложена законом на орган или должностное лицо, которые приняли решение о привлечении к административной ответственности.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным должностным лицом Отдела судебных приставов по г. Кизелу УФССП России по Пермскому краю вынесено постановление № №, которым Администрации Кизеловского городского поселения назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере № рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Копия названного постановления вручена администрации поселения ДД.ММ.ГГГГ и в силу ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ постановление от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в счет уплаты административного штрафа от администрации поселения не поступали.
ДД.ММ.ГГГГ старшим судебным приставом Отдела судебных приставов по г. Кизелу УФССП России по Пермскому краю составлен протокол об административном правонарушении № №, в котором указано, что администрация Кизеловского городского поселения совершила административное правонарушение, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ- в установленный законом срок не уплачен административный штраф.
На основании ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ « Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя если иное не установлено данным Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 1 указанного Федерального закона условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом № 197-ФЗ от 27.12.2005 года « О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон « Об исполнительном производстве» была введена глава 24.1 « Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» в Бюджетный Кодекс РФ.
Администрация Кизеловского городского поселения является бюджетным учреждением, финансирование расходов, которого осуществляется за счет средств местного бюджета.
Статьей 239 Бюджетного кодекса РФ определено, что иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 142.2, 142.3, 166.1, 218 и 242 настоящего кодекса. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим кодексом. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего кодекса.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ судебные акты по делам об административных правонарушениях являются исполнительными документами.
Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, установлен ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ. На основании ч. 1 данной статьи указанные исполнительные документы направляются судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Пунктом 2 статьи 242.5 Бюджетного Кодекса РФ предусмотрено, что орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
Согласно п. 3 указанной статьи Бюджетного Кодекса РФ для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом данного пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств ( бюджетных ассигнований и ( или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств ( бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений ( п. 4 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ).
Орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств ( бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием ( п. 5 ст. 242.5 Бюджетного Кодекса РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств ( бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи. При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных ( обособленных ) подразделений, открытие в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений ( за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных ( обособленных) подразделений.
Согласно пункта 10 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, при исполнении в полном объеме исполнительного документа направляет исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший этот документ.
При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя ( п. 7 ст. 242.5 Бюджетного Кодекса РФ).
Анализируя положения вышеприведенного Закона прихожу к выводу, что у судебного пристава-исполнителя возникают основания для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении учреждения, финансирование расходов которого осуществляется за счет средств местного бюджета, не ранее чем через три месяца со дня получения исполнительного документа органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений. В данном случае исполнительным документом является постановление о привлечении к административной ответственности.
Судебным приставом-исполнителем ошибочно не учтен специальный статус субъекта -получателя средств бюджета муниципального уровня. Кроме того, административным органом при определении приоритета норм не учтено, что при обращении взыскания на бюджеты бюджетной системы следует руководствоваться главой 24.1 Бюджетного Кодекса РФ, а не нормами КоАП РФ.
Признавая виновной администрацию Кизеловского городского поселения в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, мировой судья исходила из факта неуплаты администрацией поселения в установленный законом срок штрафа.
Вместе с тем, в силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Защитником администрации Кизеловского городского поселения представлена выписка из расходной части бюджета Кизеловского городского поселения на 2014 год,. распределение бюджетных ассигнований по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджета, утвержденный Решением Думы Кизеловского городского поселения № 47 от 20.12. 2013 года. Основные характеристики городского бюджета утверждены с профицитом городского бюджета в сумме 785,3 тыс. рублей. Из представленного бюджета видно, что средства на оплату штрафов по административным делам не заложены в требуемой сумме. С целью оплаты наложенных на администрацию поселения административных штрафов в июне 2014 года, администрация Кизеловского городского поселения 10.06.2014 года обратилась в Контрольно-ревизионную комиссию для согласования внесения изменений в бюджет поселения по увеличению расходов администрации в части штрафов на сумму 1 миллион 500 тысяч рублей. Заключением Контрольно-ревизионной комиссии № 8 от 19 июня 2014 года отказано в дополнительном выделении бюджетных средств и увеличении расходной части бюджета, поскольку в нарушение ст. 83 Бюджетного Кодекса Российской Федерации и ст. 32 Бюджетного процесса Кизеловского городского поселения администрацией поселения не определены источники дополнительных поступлений в бюджет, что влечет за собой нецелевое использование бюджетных средств. Для недопущения нецелевого использования бюджетных средств администрации поселения рекомендовано снять вопрос о выделении бюджетных средств на очередном заседании Думы Кизеловского городского поселения. По имеющимся в деле сведениям очередные заседания Думы Кизеловского городского поселения 26.06.2014 года и 31.07.2014 года не состоялись в связи с отсутствием кворума. Отсутствие в бюджете необходимых денежных средств на оплату штрафов подтверждается также справкой администрации Кизеловского городского поселения, из которой следует, что на 01 июня 2014 года в уточненном бюджете Кизеловского городского поселения на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов предусмотрено на оплату штрафов по исполнению постановлений, предписаний об административном правонарушении 40 тысяч рублей, которые и были направлены на оплату штрафов. На 01 августа 2014 года было запланировано в бюджете 250 тысяч рублей, из которых средства в размере 90 тысяч рублей были направлены на оплату штрафов и взыскание исполнительского сбора, остальные 160 тысяч рублей были направлены на оплату ранее взысканного с администрации поселения исполнительского сбора.
В протоколе об административном правонарушении и приложенных к нему материалах не имеется доказательств того, что у администрации Кизеловского городского поселения имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Как было установлено в судебном заседании, Администрация поселения пыталась оплатить штраф, с этой целью обращалась в Контроль-ревизионную комиссию для выделения дополнительных средств для оплаты штрафа, однако, получила отказ.
Таким образом, доводы защитника администрации Кизеловского городского поселения Шевчук Д.В. в части того, что администрацией поселения не был оплачен штраф по причине отсутствия денежных средств в бюджете, и администрацией поселения принимались все возможные меры для исполнения штрафа подтверждаются представленными документами, а потому администрация поселения не имела возможности оплатить в установленных законом срок назначенный штраф и администрация поселения не могла быть подвергнута административной ответственности.
Отсутствие состава административного правонарушения в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Заслуживают также внимания доводы жалобы в части допущения мировым судьей процессуальных нарушений при рассмотрении данного административного дела. Статья 29.7 КоАП РФ определяет порядок рассмотрения дела об административном правонарушении. При рассмотрении дела об административном правонарушении разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела их права и обязанности, рассматриваются заявленные отводы и ходатайства, истребования дополнительных материалов по делу, заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, исследуются иные доказательства. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.Указанные представителем администрации поселения процессуальные нарушения являются существенными, влекущими отмену постановления о привлечении администрации поселения к административной ответственности.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении администрации Кизеловского городского поселения по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по данному делу прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5 и п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья,
Р Е Ш И Л :
Постановление мирового судьи судебного участка № 61 Кизеловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ о признании юридического лица администрации Кизеловского городского поселения виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере № рублей отменить, производство по административному делу прекратить за отсутствием в действиях Администрации Кизеловского городского поселения состава административного правонарушения.
Решение окончательное и обжалованию не подлежит.
Судья: (подпись) Н.Н. Рылова
ВЕРНО:
Судья: Н.Н. Рылова
Секретарь: Н.Ю. Ибрагимова