Дело № 2-7/2022 УИД 52RS0051-01-2021-000183-89
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Тонкино 21 января 2022 года
Тонкинский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Болотина И.Д.,
с участием:
помощника Шарангского межрайонного прокурора Нижегородской области Кожина Н.А.,
представителя ответчика - администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области ФИО3,
представителя ответчика – управления образования и молодежной политики администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области ФИО4,
при секретаре судебного заседания Потехиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарангского межрайонного прокурора Нижегородской области в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц к администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области, управлению образования и молодежной политики администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области об обязании устранения нарушений федерального законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Шарангский межрайонный прокурор Нижегородской области (далее – прокурор) обратился в суд с иском в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц к администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области, управлению образования и молодежной политики администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области об обязании устранения нарушений федерального законодательства.
В обоснование исковых требований указано на то, что Шарангской межрайонной прокуратурой Нижегородской области была проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов сферы образования, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности МАОУ «Тонкинская средняя школа», МБОУ «Пакалевская основная школа», МБОУ «Бердниковская основная школа», МБОУ «Пахутинская основная школа», МБОУ «Вязовская основная школа», МБОУ «Большесодомовская основная школа». Так, в нарушение подпункта «б» пункта 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 года № 1006 в МАОУ «Тонкинская средняя школа», МБОУ «Пакалевская основная школа», МБОУ «Бердниковская основная школа», МБОУ «Пахутинская основная школа», МБОУ «Вязовская основная школа», МБОУ «Большесодомовская основная школа» физическая охрана объектов, в том числе осуществление контрольно-пропускного режима, осуществляется вахтерами, не имеющими лицензии на право осуществления охранной деятельности. В нарушение пункта 30 указанных Требований система видеонаблюдения в МАОУ «Тонкинская средняя школа» не обеспечивает в полной мере непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест. Контроль за прилегающей территорией вокруг здания не обеспечен. Причинами и условиями, способствовавшими совершению указанных нарушений закона, являются серьезные упущения в работе сотрудников администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области и управления образования и молодежной политики администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области, ответственных за данное направление деятельности, и отсутствие контроля за работой подчиненных со стороны руководства данных учреждений, что как следствие, не обеспечивает безопасные условия для обучающихся. По результатам проверки 17.05.2021 года межрайонным прокурором на имя главы местного самоуправления Тонкинского муниципального района <адрес> внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. По результатам рассмотрения главой местного самоуправления Тонкинского муниципального района представление признано обоснованным. В ответе от 18.10.2021 года указано, что физическая охрана образовательных организаций обеспечена силами вахтеров. В МАОУ «Тонкинская средняя школа» установлено дополнительно 4 камеры, что не позволяет в полной мере осуществлять непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест, а также контроль за прилегающей территорией вокруг здания. Вышеуказанные нарушения свидетельствуют о формальном подходе должностных лиц администрации местного самоуправления Тонкинского муниципального района <адрес> к исполнению возложенных на органы местного самоуправления полномочий по антитеррористической защищенности объектов сферы образования, в связи с чем, подлежат устранению. Интересы неопределенного круга лиц сводятся к соблюдению органами местного самоуправления установленных на региональном уровне норм законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов сферы образования. Кроме того, отсутствие финансирования программных мероприятий в сфере антитеррористической защищенности объектов сферы образования нарушает интересы муниципального образования, так как ведет к ненадлежащему исполнению органами местного самоуправления полномочий в данной сфере.
Прокурор просил обязать администрацию Тонкинского муниципального района, управление образования и молодежной политики администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области обеспечить в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 года № 1006:
1. Физическую охрану МАОУ «Тонкинская средняя школа», МБОУ «Пакалевская основная школа», МБОУ «Бердниковская основная школа», МБОУ «Пахутинская основная школа», МБОУ «Вязовская основная школа», МБОУ «Большесодомовская основная школа» (подпункты «б» пункта 25 Требований);
2. Обеспечить МАОУ «Тонкинская средняя школа» дополнительными камерами видеонаблюдения (пункт 30 Требований).
В своих возражениях относительно исковых требований ответчики - управление образования и молодежной политики администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области и администрация Тонкинского муниципального района Нижегородской области указывают на то, что частично не согласны с исковыми требованиями и считают их необоснованными. В соответствии с пунктом 13 постановления Правительства РФ № 1006 от 02.08.2019 года № 1006 установлены 4 категории опасности объектов (территорий) в зависимости от наличия критериев категорирования. Наивысшей являются объекты первой категории опасности. В соответствии с проведенным категорированием по предъявляемым критериям МАОУ «Тонкинская средняя школа» относится к объекту второй категории опасности. МБОУ «Бердниковская основная школа», МБОУ «Большесодомовская основная школа», МБОУ «Вязовская основная школа», МБОУ «Пакалевская основная школа», МБОУ «Пахутинская основная школа» относятся к объектам четвертой категории опасности. В целях обеспечения антитеррористической защищенности в отношении объектов образования должны выполняться определенные мероприятия. Самые наименьшие требования предъявляются к объектам четвертой категории опасности, предусмотренные пунктом 24 постановления Правительства РФ № 1006. Прокурором в исковом заявлении указано, что в нарушение подпункта «б» пункта 25 постановления Правительства РФ №1006 физическая охрана МАОУ «Тонкинская средняя школа», МБОУ «Бердниковская основная школа», МБОУ «Большесодомовская основная школа», «МБОУ «Вязовская основная школа», МБОУ «Пакалевская основная школа», МБОУ «Пахутинская основная школа» осуществляется вахтерами, не имеющими лицензии на право осуществления охранной деятельности. Пункт 25 постановления Правительства РФ № 1006 предъявляет требования к объектам только третьей категории опасности. Полагают, что требования прокурора об обеспечении физической охраны МБОУ «Бердниковская основная школа», МБОУ «Большесодомовская основная школа», «МБОУ «Вязовская основная школа», МБОУ «Пакалевская основная школа», МБОУ «Пахутинская основная школа» являются необоснованными, так как они являются объектами четвертой категории опасности. Физическая охрана и пропускной режим на данных объектах осуществляется дневным персоналом организации и ночными сторожами, что не противоречит действующему законодательству. В соответствии с пунктами 25-26 постановления Правительства РФ № 1006 объекты 3 и 2 категории опасности должны быть обеспечены физической охраной сотрудниками ЧОП или сотрудниками вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации. МАОУ «Тонкинская средняя школа» относится к объекту второй категории опасности и подпадает под данные требования. Вместе с тем, на территории Тонкинского муниципального района <адрес> отсутствуют частные охранные организации, подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, и иные сторожевые подразделения. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления не наделены полномочиями по созданию частных охранных организаций или подразделений вневедомственной охраны. Также считают исковые требования прокурора в части обеспечения МАОУ «Тонкинская средняя школа» дополнительными камерами видеонаблюдения необоснованными. В соответствии с пунктом 30 Постановления РФ № 1006 система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца. В постановлении Правительства РФ № 1006 нигде не указано, что контроль за прилегающей территорией объекта должен осуществляться с помощью видеонаблюдения. В соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации, Департамента государственной службы, кадров и сети подведомственных организаций от 24.02.2021 года №12-286 уязвимые места – критические элементы объекта (территории), в отношении которых в силу их недостаточной защищенности или устойчивости могут быть спланированы и успешно реализованы несанкционированные действия, а также элементы физической защиты, преодолевая которые нарушитель может успешно реализовать свои цели. На момент вступления в силу постановления Правительства РФ № 1006 «Тонкинская средняя школа» была обеспечена следующим количеством видеокамер: здание по адресу: р.<адрес> <адрес> наружная видеокамера контролирующая вход в здание и 2 внутренних видеокамеры; здание по адресу: р.<адрес> - 10 наружных видеокамер по периметру здания и 14 внутренних видеокамер. В рамках реализации национального проекта «Цифровая экономика» в 2021 году в здании МАОУ «Тонкинская средняя школа» по адресу: <адрес>, было поставлено и установлено 10 видеокамер. Из них 4 по периметру здания и 6 внутри здания. Общее количество видеокамер в МАОУ «Тонкинская СШ» - 39 штук. Из них 17 наружных и 22 внутренних. Данное количество камер позволяет осуществлять контроль по периметру здания, входом на территорию школы, входными группами в здания и контролем за внутренними помещениями. В рамках реализации федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в 2021-2022 годах в МАОУ «Тонкинская средняя школа» предусмотрена установка еще 8 видеокамер на оба здания (4 наружных и 4 внутренних). Общее количество видеокамер составит 47 штук. Прост отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований в части обеспечения физической охраны МБОУ «Бердниковская основная школа», МБОУ «Большесодомовская основная школа», «МБОУ «Вязовская основная школа», МБОУ «Пакалевская основная школа», МБОУ «Пахутинская основная школа», и в части обеспечения МАОУ «Тонкинская средняя школа» дополнительными камерами видеонаблюдения.
В своих возражениях относительно исковых требований третье лицо - МАОУ «Тонкинская средняя школа» указывает на то, что частично не согласны с исковыми требованиями и считают их необоснованными. В соответствии с пунктом 13 постановления Правительства РФ № 1006 от 02.08.2019 года № 1006 установлены 4 категории опасности объектов (территорий) в зависимости от наличия критериев категорирования. Наивысшей являются объекты первой категории опасности. В соответствии с проведенным категорированием по предъявляемым критериям МАОУ «Тонкинская средняя школа» относится к объекту второй категории опасности. В соответствии с пунктами 25-26 постановления Правительства РФ № 1006 объекты 3 и 2 категории опасности должны быть обеспечены физической охраной сотрудниками ЧОП или сотрудниками вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации. МАОУ «Тонкинская средняя школа» относится к объекту второй категории опасности и подпадает под данные требования. Вместе с тем, на территории Тонкинского муниципального района <адрес> отсутствуют частные охранные организации, подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, и иные сторожевые подразделения. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления не наделены полномочиями по созданию частных охранных организаций или подразделений вневедомственной охраны. Также считают исковые требования прокурора в части обеспечения МАОУ «Тонкинская средняя школа» дополнительными камерами видеонаблюдения необоснованными. В соответствии с пунктом 30 Постановления РФ №1006 система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца. В постановлении Правительства РФ № 1006 нигде не указано, что контроль за прилегающей территорией объекта должен осуществляться с помощью видеонаблюдения. В соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации, Департамента государственной службы, кадров и сети подведомственных организаций от 24.02.2021 года №12-286 уязвимые места – критические элементы объекта (территории), в отношении которых в силу их недостаточной защищенности или устойчивости могут быть спланированы и успешно реализованы несанкционированные действия, а также элементы физической защиты, преодолевая которые нарушитель может успешно реализовать свои цели. На момент вступления в силу постановления Правительства РФ № 1006 «Тонкинская средняя школа» была обеспечена следующим количеством видеокамер: здание по адресу: р.<адрес> наружная видеокамера контролирующая вход в здание и 2 внутренних видеокамеры; здание по адресу: р.<адрес> - 10 наружных видеокамер по периметру здания и 14 внутренних видеокамер. В рамках реализации национального проекта «Цифровая экономика» в 2021 году в здании МАОУ «Тонкинская средняя школа» по адресу: р.<адрес>, было поставлено и установлено 10 видеокамер. Из них 4 по периметру здания и 6 внутри здания. Общее количество видеокамер в МАОУ «Тонкинская СШ» - 39 штук. Из них 17 наружных и 22 внутренних. Данное количество камер позволяет осуществлять контроль по периметру здания, входом на территорию школы, входными группами в здания и контролем за внутренними помещениями. В рамках реализации федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в 2021-2022 годах в МАОУ «Тонкинская средняя школа» предусмотрена установка еще 8 видеокамер на оба здания (4 наружных и 4 внутренних). Общее количество видеокамер составит 47 штук. Просят отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований в части обеспечения МАОУ «Тонкинская средняя школа» дополнительными камерами видеонаблюдения.
В своих возражениях «Бердниковская основная школа», МБОУ «Большесодомовская основная школа», «МБОУ «Вязовская основная школа», МБОУ «Пакалевская основная школа», МБОУ «Пахутинская основная школа» указывают на то, что не согласны с исковыми требованиями и считают их необоснованными. В соответствии с пунктом 13 постановления Правительства РФ № 1006 от 02.08.2019 года № 1006 установлены 4 категории опасности объектов (территорий) в зависимости от наличия критериев категорирования. Наивысшей являются объекты первой категории опасности. В соответствии с проведенным категорированием по предъявляемым критериям МБОУ «Бердниковская основная школа», МБОУ «Большесодомовская основная школа», МБОУ «Вязовская основная школа», МБОУ «Пакалевская основная школа», МБОУ «Пахутинская основная школа» относятся к объектам четвертой категории опасности. Прокурором в исковом заявлении указано, что в нарушение подпункта «б» пункта 25 постановления Правительства РФ № 1006 физическая охрана МБОУ «Бердниковская основная школа», МБОУ «Большесодомовская основная школа», «МБОУ «Вязовская основная школа», МБОУ «Пакалевская основная школа», МБОУ «Пахутинская основная школа» осуществляется вахтерами, не имеющими лицензии на право осуществления охранной деятельности. Пункт 25 постановления Правительства РФ № 1006 предъявляет требования к объектам только третьей категории опасности. Полагают, что требования прокурора об обеспечении физической охраны МБОУ «Бердниковская основная школа», МБОУ «Большесодомовская основная школа», «МБОУ «Вязовская основная школа», МБОУ «Пакалевская основная школа», МБОУ «Пахутинская основная школа» являются необоснованными, так как они являются объектами четвертой категории опасности. Физическая охрана и пропускной режим на данных объектах осуществляется дневным персоналом организации и ночными сторожами, что не противоречит действующему законодательству. Просят отказать в удовлетворении заявленных требований в части обеспечения физической охраны МБОУ «Бердниковская основная школа», МБОУ «Большесодомовская основная школа», МБОУ «Вязовская основная школа», МБОУ «Пакалевская основная школа», МБОУ «Пахутинская основная школа».
В последующем Шарангский межрайонный прокурор Нижегородской области исковые требования изменил, просил:
1. Обязать администрацию Тонкинского муниципального района, управление образования и молодежной политики администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области обеспечить физическую охрану МАОУ «Тонкинская средняя школа» в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом «б» статьи 25 Требований.
2. Обязать администрацию Тонкинского муниципального района, управление образования и молодежной политики администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области организовать взаимодействие с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) как того требует пункт «н» статьи 24 Требований в МБОУ «Пакалевская основная школа», МБОУ «Бердниковская основная школа», МБОУ «Пахутинская основная школа», МБОУ «Вязовская основная школа», МБОУ «Большесодомовская основная школа».
3. Обеспечить МАОУ «Тонкинская средняя школа» в соответствии со статьей 30 Требований дополнительными камерами видеонаблюдения.
4. Заменить ограждение территории МБОУ «Вязовская основная школа» в соответствии с пунктом «д» статьи 20 Требований.
В обоснований уточненных исковых требований указано на то, что объекты МБОУ «Пакалевская основная школа», МБОУ «Бердниковская основная школа», МБОУ «Пахутинская основная школа», МБОУ «Вязовская основная школа», МБОУ «Большесодомовская основная школа» в соответствии с пунктом «г» статьи 13 Требований отнесены к четвертой категории опасности, в связи с чем для данных объектов обеспечение физической охраны, как того требует пункт «б» статьи 25 Требований не обязательно. Вместе с тем, также установлено, что в соответствии с пунктом «н» статьи 24 Требований для обеспечения антитеррористической защищенности данных объектов необходима организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), что также не сделано.
Определением Тонкинского районного суда Нижегородской области от 16.12.2021 года принято измененное исковое заявление Шарангского межрайонного прокурора Нижегородской области к администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области, Управлению образования и молодежной политики администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области об обязании устранения нарушений федерального законодательства.
Третье лицо – представитель МАОУ «Тонкинская средняя школа» в судебное заседание не явился. О времени и месте проведения судебного заседания извещался своевременно и надлежащим образом. В своем заявлении просят рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Третье лицо – представитель МБОУ «Пакалевская основная школа» в судебное заседание не явился. О времени и месте проведения судебного заседания извещался своевременно и надлежащим образом. В своем заявлении просят рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Третье лицо – представитель МБОУ «Бердниковская основная школа» в судебное заседание не явился. О времени и месте проведения судебного заседания извещался своевременно и надлежащим образом. В своем заявлении просят рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Третье лицо – представитель МБОУ «Пахутинская основная школа» в судебное заседание не явился. О времени и месте проведения судебного заседания извещался своевременно и надлежащим образом. В своем заявлении просят рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Третье лицо – представитель МБОУ «Вязовская основная школа» в судебное заседание не явился. О времени и месте проведения судебного заседания извещался своевременно и надлежащим образом. В своем заявлении просят рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Третье лицо – представитель МБОУ «Большесодомовская основная школа» в судебное заседание не явился. О времени и месте проведения судебного заседания извещался своевременно и надлежащим образом. В своем заявлении просят рассмотреть дело в отсутствие представителя.
На основании статьи 167 ГПК РФ суд считает возможным разрешить правовой конфликт в отсутствие не явившихся лиц, своевременно извещенных о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании помощник Шарангского межрайонного прокурора Нижегородской области Кожин Н.А. уточненные исковые требования поддержал в части обязания ответчиков обеспечить физическую охрану МАОУ «Тонкинская средняя школа» в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом «б» статьи 25 Требований и обеспечения МАОУ «Тонкинская СШ» в соответствии со статьей 30 Требований дополнительными камерами видеонаблюдения, обязания замены ограждения территории МБОУ «Вязовская основная школа» в соответствии с пунктом «д» статьи 20 Требований. От исковых требований в части обязания ответчиков организовать взаимодействие с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), как того требует пункт «н» статьи 24 Требований в МБОУ «Пакалевская основная школа», МБОУ «Бердниковская основная школа», МБОУ «Пахутинская основная школа», МБОУ «Вязовская основная школа», МБОУ «Большесодомовская основная школа» отказался.
В судебном заседании представитель ответчика - администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области ФИО3 заявленные исковые требования признал, просил суд установить разумный срок для исполнения решения суда.
В судебном заседании представитель ответчика - управления образования и молодежной политики администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области ФИО4 заявленные исковые требования признал, просил суд установить разумный срок для исполнения решения суда.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьей 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.
В силу статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Рассматривая исковые требования прокурора касаемо МАОУ «Тонкинская средняя школа», МБОУ «Вязовская основная школа» суд исходит из следующего.
Шарангской межрайонной прокуратурой Нижегородской области была проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов сферы образования, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности МАОУ «Тонкинская средняя школа», МБОУ «Вязовская основная школа», а именно в основном здании и здании начальной школы МАОУ «Тонкинская средняя школа» физическая охрана объекта, в том числе осуществление контрольно-пропускного режима, осуществляется сторожами, не имеющими лицензии на право осуществления охранной деятельности; ограждение территории МБОУ «Вязовская основная школа» находится в ветхом состоянии и требует замены.
17.05.2021 года в адрес главы местного самоуправления Тонкинского муниципального района <адрес> было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Администрацией Тонкинского муниципального района Нижегородской области представление рассмотрено, сообщено о том, что в связи с тем, что на территории Тонкинского муниципального района Нижегородской области отсутствуют частные охранные организации, подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, иные сторожевые подразделения, то физическая охрана МАОУ «Тонкинская средняя школа» осуществляется вахтерами, дневным персоналом организации и ночными сторожами. В МБОУ «Вязовская основная школа» частично произведена замена ограждения территории, часть ограждения территории будет заменена в июле текущего года и часть запланирована на 2022 год. Приобретение и установка дополнительных видеокамер включено в план по финансированию на 2022 год. С целью устранения причин и условий, способствовавшим совершению нарушений антитеррористического законодательства была проведена разъяснительная работа с сотрудниками ответственными за антитеррористическую защищенность, усилен контроль за работой подчиненных со стороны образовательных организаций, чтобы обеспечить безопасные условия для обучающихся образовательных организаций. За нарушение требований постановления Правительства РФ от 02.08.2019 года № 1006, приказами общеобразовательных организаций объявлены замечание ответственным за антитеррористическую защищенность образовательных организаций.
Из ответа управления образования и молодежной политики администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области прокурору следует, что физическая охрана МАОУ «Тонкинская средняя школа» обеспечена силами вахтеров; замена ограждения в МБОУ «Вязовская основная школа» произведена частично, более затратные виды работ будут проведены при дополнительном финансировании в 2022 году; кроме МАОУ «Тонкинская средняя школа», в других организациях района дополнительных камер видеонаблюдения не требуется. В МАОУ «Тонкинская средняя школа» установлено дополнительно 4 видеокамеры и система управления доступом.
В силу пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципах законности; специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма и т.д.
На основании пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации: устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 года № 1006 утверждены Требованияк антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
В силу пункта 6 Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
Согласно пункту 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
В силу подпункта «д» пункта 20 Требований пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них.
Согласно пункту 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия:
а) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
б) разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта;
в) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием;
г) оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии;
д) оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
е) проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта;
ж) периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений;
з) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий);
и) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории);
к) осуществление мероприятий по информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий);
л) размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
м) оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения;
н) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Согласно пункту 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:
а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;
б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);
д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
Согласно пункту 26 Требований в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 24 и 25 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:
а) оборудование объектов (территорий) системой контроля и управления доступом;
б) оснащение въездов на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.
Согласно пункту 30 требований система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.
Судом установлено, что МАОУ «Тонкинская средняя школа» и МБОУ «Вязовская основная школа» являются общеобразовательными организациями. Учредителем МАОУ «Тонкинская средняя школа» и МБОУ «Вязовская основная школа» является Тонкинский муниципальный район <адрес>. Функции и полномочия Учредителя от имени Тонкинского муниципального района Нижегородской области осуществляет управление образования и молодёжной политики администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области, которое осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Из Паспорта безопасности МАОУ «Тонкинская средняя школа, а также акта обследования и категорирования объектов (территории) МАОУ «Тонкинская средняя школа» от 04.11.2019 года установлено, что по результатам обследования и категорирования комиссией объекту (МАОУ «Тонкинская средняя школа») присвоена вторая категория опасности.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, в нарушение подпункта «б» пункта 25 Требований физическая охрана МАОУ «Тонкинская средняя школа» осуществляется вахтерами, дневным персоналом организации и ночными сторожами. Данные обстоятельства ответчиками не оспаривались.
В нарушение пункта 30 требований непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест, а также контроль за прилегающей территорией вокруг здания не ведется.
Установить точное количество установленных камер видеонаблюдения и места их расположения в МАОУ «Тонкинская средняя школа» не представилось возможным.
Так, согласно представленным возражениям в МАОУ «Тонкинская средняя» установлено - 39 камер видеонаблюдения (17 наружных и 22 внутренних).
Из схемы расположения и количества видеокамер в МАОУ «Тонкинская средняя школа» следует, что в здании МАОУ «Тонкинская средняя школа» (<адрес>) установлено - 6 наружных видеокамер и 7 внутренних видеокамер, в здании МАОУ «Тонкинская средняя школа» (<адрес>) установлено - 11 наружных видеокамер и 12 внутренних видеокамер. При этом, сама схема расположения указанных вручную видеокамер ни чем не подтверждена.
Таким образом, доказательств того, что система видеонаблюдения в МАОУ «Тонкинская средняя школа» в полной мере обеспечивает непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца, ответчиками не представлено.
Из Паспорта безопасности МБОУ «Вязовская основная школа», а также Акта обследования и категорирования объектов (территории) МБОУ «Вязовская основная школа» от 04.11.2019 года видно, что по результатам обследования и категорирования комиссией объекту (МБОУ «Вязовская основная школа) присвоена четвертая категория опасности.
В нарушение подпункта «д» пункта 20 Требований ограждение территории МБОУ «Вязовская основная школа» находится в ветхом состоянии и требует замены.
Согласно справке МБОУ «Вязовская основная школа» что по плану ФХД по заявке на 2022 год в рамках антитеррористической защищенности запланировано 200 000 тысяч рублей на приобретение и установку забора по периметру территории.
В соответствии с пунктом 32 Требований, контроль за выполнением настоящих требований осуществляется, в том числе органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими функции и полномочия учредителей в отношении образовательных организаций, являющимися правообладателями объектов (территорий).
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что МАОУ «Тонкинская средняя школа» относится ко второй категории опасности объекта (территории), суд, приходит к выводу о том, что отсутствие охраны объектов (территории) образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, а также отсутствие оснащения объектов (территорий) МАОУ «Тонкинская средняя школа» системой видеонаблюдения, с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения, которые обеспечивают непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), свидетельствует о несоблюдении и неисполнении ответчиками требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создать опасность для неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних учащихся.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что МБОУ «Вязовская основная школа» относится к четвертой категории опасности объекта (территории), суд приходит к выводу о том, установленное на территории МБОУ «Вязовская основная школа» ограждение не исключает фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) МБОУ «Вязовская основная школа» посторонних лиц и нахождения транспортных средств, свидетельствует о несоблюдении и неисполнении ответчиками требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создать опасность для неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних учащихся.
Суд, учитывая баланс интересов сторон, принимая во внимание социальную значимость данного вопроса, считает необходимым исковые требования прокурора удовлетворить.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок (часть 2 статьи 206 ГПК РФ).
Оценивая доводы сторон относительно срока исполнения решения суда, принимая во внимание важность охраняемых общественных отношений, с учетом обстоятельств дела, а также действий, которые следует совершить ответчикам в целях устранения в полном объеме допущенных нарушений, суд считает необходимым установить ответчикам разумный срок для исполнения решения суда - 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-198, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Шарангского межрайонного прокурора Нижегородской области в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц к администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области, Управлению образования и молодежной политики администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области об обязании устранения нарушений федерального законодательства, удовлетворить.
Обязать администрацию Тонкинского муниципального района Нижегородской области и Управление образования и молодежной политики администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области принять меры по обеспечению охраны объектов (территорий) МАОУ «Тонкинская средняя школа» сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Обязать администрацию Тонкинского муниципального района Нижегородской области и Управление образования и молодежной политики администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области принять меры по обеспечению объектов (территорий) МАОУ «Тонкинская средняя школа» дополнительными камерами видеонаблюдения, обеспечивающими непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объектов (территорий), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.
Обязать администрацию Тонкинского муниципального района Нижегородской области и Управление образования и молодежной политики администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области принять меры по замене ограждения территории МБОУ «Вязовская основная школа».
Установить администрацию Тонкинского муниципального района Нижегородской области и Управление образования и молодежной политики администрации Тонкинского муниципального района Нижегородской области срок для исполнения решения суда 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Тонкинский районный суд Нижегородской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья Тонкинского
районного суда И.Д. Болотин