Дело №2-2403/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 августа 2012 г. г. Пермь
Индустриальный районный суд г. Перми в составе
председательствующего судьи Ждановой О.В.
с участием представителя истца Максимова А.М.
представителя ответчика Елоховой Г.С.
при секретаре Балезиной К.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «<данные изъяты>» о взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
истица обратилась в суд с требованиями к ООО «<данные изъяты>» о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате нарушения прав потребителя.
В обоснование указано следующее.
ДД.ММ.ГГГГ истица заключила с ООО «<данные изъяты>» договор уступки права требования, в соответствии с которым приобрела право требования в собственность <адрес>. Обязательства по передаче квартиры в собственность подлежат исполнению ЖСК №.
Строительство многоквартирного дома завершено в 2010 г. В доме выполнены работы в соответствии с проектной, технологической, строительной документацией, в том числе в части присоединения жилого дома к сетям инженерно-технического обеспечения. Однако передача квартиры в собственность истицы не происходит.
Данному обстоятельству препятствует ответчик, который на незаконных основаниях требует от кооператива дополнительные денежные платежи за технологическое подключение дома к сетям. Учитывая, что кооператив не является коммерческой организацией и в соответствии с жилищным законодательством призван обеспечить обслуживание и эксплуатацию дома, у ЖСК отсутствуют дополнительные финансы, кроме того, кооператив не обязан выполнять требование ответчика о дополнительных платежах.
Полагает, что в таком случае обязанность по дополнительным оплатам возлагается на участников долевого строительства, в том числе на нее, что противоречит действующему законодательству.
Считает, что отсутствуют объективные препятствия для исполнения своих обязанностей ответчиком.
По мнению истца, ответчик злоупотребляет своим правом, не допуская ввод дома в эксплуатацию, соответственно нарушая право истца на прием квартиры и оформление своих прав на объект.
Действиями ответчика истице причинен моральный вред, поскольку она вынуждена проживать в аварийном доме. В связи с изложенным просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб., руководствуясь положениями Закона РФ «О защите прав потребителей».
В судебном заседании истица участие не принимала, просила о рассмотрении иска в ее отсутствие.
Представитель истца на требованиях настаивал, приводил доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика представил письменные возражения, которые сводятся к тому, что требования истицы считают не обоснованными и противоречащими действующему законодательству, в силу того, договорные отношения с истицей у ответчика отсутствуют, услуги, на которые может быть распространено действие Закона РФ «О защите прав потребителей», истице не оказываются. Не оспаривают факт того, что в настоящее время жилой дом не введен в эксплуатацию, однако считают, что обязанность по введению объекта в эксплуатацию возложена только на застройщика. Считают, что не подключение жилого дома к инженерным сетям связано именно с действиями ЖСК №, который уклоняется от заключения соответствующего договора. Обязательство у заказчика по внесению платы за подключение может возникнуть только из договора о подключении.
Представитель третьего лица ЖСК № в судебное заседание не направлен. Письменное отношение к иску не представлено.
Заслушав доводы представителей, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе
Согласно ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Статья 15 Закона «О защите прав потребителей» устанавливает, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Согласно ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» по договору участия в долевом строительстве (далее - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости. После получения застройщиком в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости застройщик обязан передать объект долевого строительства не позднее предусмотренного договором срока. При этом не допускается досрочное исполнение застройщиком обязательства по передаче объекта долевого строительства, если иное не установлено договором. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору сторона, не исполнившая своих обязательств или ненадлежаще исполнившая свои обязательства, обязана уплатить другой стороне предусмотренные настоящим Федеральным законом и указанным договором неустойки (штрафы, пени) и возместить в полном объеме причиненные убытки сверх неустойки.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «<данные изъяты>» и ФИО1 заключен договор уступки права требования по договору № долевого участия в финансировании строительства 16-этажного жилого <адрес>, в силу которого ЖСК № обязуется передать в собственность участника в долевом строительстве <адрес> (л.д. 18-19).
На обращение истицы к застройщику, ЖСК № дал ответ о том, что сроки сдачи объекта может быть продлен, несмотря на то, что строительство 5-й блок-секции дома завершено. Обусловлено это тем, что сетевые организации, в нарушение антимонопольного законодательства, навязывают ЖСК невыгодные условия технологического присоединения к сетям, связанные с внесением дополнительной платы за подключение (л.д. 21).
Представлено решение Управления ФАС по Пермскому краю (л.д. 5-11).
Анализируя доказательства в совокупности, суд приходит к убеждению о необоснованности заявленных истцом требований.
Бесспорно установлено, что в силу договора цессии, истица приобрела права требования к застройщику ЖСК № о передаче в собственность <адрес>, как участник долевого участия в финансировании строительства жилого дома.
В настоящее время застройщик жилого дома не получил разрешение на ввод дома в эксплуатацию, что затягивает сроки передачи квартир потенциальным собственникам.
В силу ст. 196 ГПК РФ судом принимается решение по заявленным истцом требованиям.
Истица, заявляя о компенсации морального вреда, руководствуется положениями, установленными Законом РФ «О защите прав потребителей». Данная позиция была поддержана и представителем истца в судебном заседании со ссылкой на ст. 8 ГК РФ, указывая при этом, что истец также является и потребителем воды.
Закон РФ «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В силу ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Как устанавливают правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденные Постановлением Правительства РФ (в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.07.2009 N 580, от 27.11.2010 N 940, от 16.04.2012 N 307) по договору о подключении организация коммунального комплекса, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения соответствующего вида (далее - исполнитель), обязуется выполнить действия по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства и подключить этот объект к эксплуатируемым ею сетям инженерно-технического обеспечения, а лицо, осуществляющее строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства (далее - заказчик), обязуется выполнить действия по подготовке этого объекта к подключению и оплатить услуги по подключению.
В случае если для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение технических условий на подключение объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), исполнителем по договору о подключении является организация коммунального комплекса, выдавшая такие технические условия.
Договор о подключении заключается в простой письменной форме в 2 экземплярах - по одному для каждой из сторон.
Для заключения договора о подключении заказчик направляет заявку в адрес исполнителя, осуществляющего эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения соответствующего вида, который выдал технические условия.
Истица, мотивируя свой иск, говорит именно о нарушении ее прав в связи с невозможностью оформления своих прав на квартиру, которая должна быть передана по акту застройщиком (<данные изъяты>) в определенные сроки после ввода жилого дома в эксплуатацию.
Ввод жилого дома в эксплуатацию возможен также и в случае подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Обязанность по оформлению данной документации законом возложена на застройщика, его действия в данном случае носят заявительный характер.
К правоотношениям, вытекающим из договора уступки права требования от ДД.ММ.ГГГГ между ООО «<данные изъяты>» и ФИО1, в случае неисполнения обязательств застройщиком, возможно применение Закона «О защите прав потребителей». Однако, в рассматриваемой ситуации, ссылка истца на статью 15 Закона «О защите прав потребителей» несостоятельна, поскольку не доказан факт наличия отношений с ответчиком ООО «<данные изъяты>», возникающих между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Соответственно, говорить о нарушении прав истицы – потребителя в результате ненадлежащего исполнения ООО «<данные изъяты>» каких-либо обязательств в пользу именно истицы, не представляется возможным.
Кроме того, суду не представлено доказательств, бесспорно свидетельствующих об активных действиях застройщика, направленных на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Статья 151 ГК РФ в данном случае также не применима.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
На основании ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
Законодательно предусмотрена обязанность возмещения вреда только при наличии вины в действиях лица, к которому предъявлены такие требования. Нарушение прав истицы ответчиком судом не установлено.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд считает, что требования истицы ООО «<данные изъяты>» о компенсации морального вреда, в связи с нарушением ее прав как потребителя, не основаны на законе, являются необоснованными, соответственно не могут быть удовлетворены.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования ФИО1 к ООО «<данные изъяты>» о взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Индустриальный районный суд г. Перми.