КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 декабря 2014 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе судьи Зайцевой И.Н.,
при секретаре Семеновой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3165/14 по иску Демченко А.А. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Решением учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области № от ДД.ММ.ГГГГ. Демченко А.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ. по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 25 лет, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Не зачтен период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (02.00.20) - военная служба по призыву, период не принят к зачету, т.к. не предусмотрен Правилами.
Демченко А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области, в котором просил признать право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ДД.ММ.ГГГГ, признать решение ответчика об отказе в назначении пенсии незаконным, возложив обязанность включить спорный период в его специальный трудовой стаж и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование требований указал, что всоответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.04 г. № 2-П «при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до ДД.ММ.ГГГГ могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правового регулирования».
При определении права на досрочную трудовую пенсию по старости, органы УПФР одновременно руководствуются Списками, утвержденными Постановлением СМ РСФСР № 463 от 6.09.91 г., Списками, утвержденными ПП РФ № 1067 от 22.09.99 г. и ПП РФ № 781 от 29.10.02 г.
К периодам его работы, имевшим место до ДД.ММ.ГГГГ могут применяться Списки № 463, к периодам с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ и ранее могут применяться Списки № 1067, к периодам после ДД.ММ.ГГГГ - Списки № 781. В указанных списках действительно отсутствует наименование должностей - начальник караула, а также не указаны органы внутренних дел.
Спорные периоды работы в данных должностях имели место в ДД.ММ.ГГГГ. В данные годы пенсионное законодательство основывалось на применении Постановления СМ СССР от 17.12.59 г. № 1397, а также Положением «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения». Указанное постановление и утвержденное им положение было признано утратившими силу в ДД.ММ.ГГГГ - с принятием и вступлением в силу Постановления СМ РСФСР от 22.09.93 г. № 953. До этого времени служба в составе Вооруженных сил СССР включалось в специальный стаж, необходимый для назначения пенсии.
Считает, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
В судебном заседании истец заявленные требования, основание и предмет иска, а также доводы, изложенные в исковом заявлении поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика - государственного учреждения Управление Пенсионного фонда в г.Нижнем Тагиле Свердловской области, в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, направил в суд письменный отзыв, в котором требования не признал, в обоснование возражений указал, что при оценке пенсионных прав истца не был принят к зачету оспариваемый истцом период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. - военная служба по призыву, войсковая часть, т.к. основным условием для досрочного назначения трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью является осуществление такой деятельности. В соответствии с п.п. «г» п. 1 Положения № 1397, работникам здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях, должностях может быть засчитана служба в составе Вооруженных Сил СССР. Однако, согласно п. 4 данного Положения, время службы засчитывается в стаж по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, на ДД.ММ.ГГГГ (дата отмены действия Постановления № 1397), у истца данное условие не соблюдено. При исключении спорного периода у истца отсутствовал необходимый 25 летний специальный стаж для назначения пенсии.
Заслушав истца, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со ст.ст.1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях» (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения, по состоянию на 01 января 2002 года производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.
Согласно ст.ст. 7, 27 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие 55лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста лицам, не менее 25лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.1 Постановления Правительства Российской Федерации № 30 от 21 января 2002 года «О реализации Федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу указанных федеральных законов применяются в части, не противоречащей указанным Федеральным законам.
Таким образом, при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вопрос о включении того или иного периода работы в указанный стаж может разрешаться на основании законодательства, действовавшего на время выполнения указанной работы.
Принятый к зачету специальный стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей Демченко А.А.составил <...>
Ответчиком не принят период с период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. - военная служба по призыву, войсковая часть <...>, рядовой.
Суд считает, что вышеназванный период подлежит включению в специальный стаж истца по следующим основаниям.
Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, пунктом 1 предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
В силу п. 4 Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Таким образом, в рассматриваемом случае для включения периода военной службы истца в специальный стаж требовалось соблюдение одного условия - наличие не менее 2/3 стажа работы в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых дает работникам просвещения право на льготную пенсию. Каких-либо иных условий, пенсионное законодательство не содержало.
В соответствии с действующим в спорный период времени законодательством служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в специальный педагогический стаж (выслугу лет) при назначении пенсии работникам просвещения в календарном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Положения ч.2 ст. 6, ч.2 ст. 15, ч.1 ст. 17, ст.ст. 18,19 и ч.1 ст. 19 и ч.1 ст. 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Выполняя обязанности военной службы в период, когда действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, истец вправе был рассчитывать, что при продолжении трудовой деятельности в области просвещения служба в Вооруженных силах СССР будет включена в специальный стаж, дающий право на льготное назначение трудовой пенсии, в связи с чем последующие изменения в законодательстве, регулирующем указанные вопросы, не могут служить основанием для ограничения приобретенных в период военной службы прав. Кроме того, следует отметить, что указанное Положение действовало на момент увольнения истца с военной службы и трудоустройства на педагогическую деятельность, поскольку утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года № 953.
Учитывая, что период службы истца в Вооруженных Силах СССР, имел место до ДД.ММ.ГГГГ года, относится к периоду, когда действовал прежний порядок регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, установленный указанным выше Положением, поэтому дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.
На момент обращения истца за назначением досрочной пенсии им было выработано более 2/3 стажа в должности и учреждении, работа в которых дает право на досрочную пенсию, с учетом спорного периода на момент обращения за назначением пенсии специальный стаж истца составлял более 25 лет.
При таких обстоятельствах решение пенсионного органа об отказе истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости нарушает его права, подлежит признанию незаконным, на ответчика должна быть возложена обязанность по включению спорного периода в его специальный стаж и назначении пенсии с момента за ее обращением.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Демченко А.А. удовлетворить.
Признать за Демченко А.А. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей на основании п.п.19 п.1 ст.27 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ года.
Признать решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области № от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе Демченко А.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» незаконным.
Возложить на Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда РФ в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области обязанность включить в специальный трудовой стаж Демченко А.А. период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. - военная служба по призыву, войсковая <...> и назначить досрочно трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме с подачей жалобы в Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Судья-подпись. Копия верна, судья- И.Н.Зайцева.
Мотивированный текст решения изготовлен в совещательной комнате.