2а-188/2023
УИД 63RS0044-01-2022-005224-16
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
01 февраля 2023 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Чирковой Е.А.
при секретаре судебного заседания Битановой Т.Ж.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-188/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № 23 по Самарской области к Панову О.П. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Панову О.П. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2020 г. с учетом уточнения административного иска в размере 86715 руб., пени в размере 612,37 руб., налогу на имущество физических лиц за 2020 г в размере 1307, 95 а всего 88635, 32 руб., ссылаясь на то, что в добровольном порядке задолженность административным ответчиком не погашена. Выданный 06.04.2022 г. судебный приказ о взыскании указанной задолженности отменен по заявлению должника определением мирового судьи от 25.04.2022 г. На момент подачи административного иска Панов О.П. сумму задолженности не оплатил.
Протокольным определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Межрайонная инспекция ФНС России № 21 по Самарской области.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.
Представитель МИФНС России №23 по Самарской области в судебном заседании просила иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности Карякин В.И. согласился с уточненным административным иском, не возражал против удовлетворения требований.
Представитель МИФНС России № 21 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, причину неявки в судебное заседание не сообщил, об отложении судебного заседания не заявил.
Статьей 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) предусмотрено, что неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Учитывая, что явка заинтересованного лица не признана судом обязательной, принимая во внимание требования статей 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
На основании статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.
На основании статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Судом установлено, что Панов О.П. является плательщиком налога на имущество физических лиц, в связи с наличием в его собственности объектов налогообложения иные строения, помещения и сооружения с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; квартира с кадастровым номером №, по адресу №, что подтверждается ответами Управления Росреестра по Самарской области на запросы суда.
За 2020 г. налоговым органом Панову О.Н. начислен налог в общей сумме 129943, 32 руб. с направлением в адрес налогоплательщика налогового уведомления № 43114013 от 01.09.2021 г. со сроком уплаты до 01.12.2021 г.
По причине неуплаты налога на имущество физических лиц за 2020 год налогоплательщику выставлено требование № 82788 по состоянию на 21.12.2021 г., которым Панову О.Н. предложено в срок до 15.02.2022г. погасить недоимку по налогу в размере 129330, 95 руб., а также начисленным пени в размере 612,37 руб.
Направление, как налоговых уведомления, так и требования подтверждается сведения из личного кабинета.
Указанное требование оставлено без исполнения.
В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Статьей 48 НК РФ (в редакции действующей на момент направления налоговых уведомления и требования) установлено, что заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, статья 48 Налогового кодекса РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как указано выше, срок исполнения требования № 82788, установлен до 15.02.2022 г.
Таким образом, шестимесячный срок, установленный для обращения с заявлением о взыскании недоимки, в данном случае истекал 16.07.2022 г.
Поскольку в установленный срок задолженность не погашена, мировым судьей судебного участка №6 Железнодорожного судебного района г. Самары по заявлению МИФНС России №23 по Самарской области) 06.04.2022 г. вынесен судебный приказ №2а-558/2022 о взыскании с Панова О.Н. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2020 г. в размере 129943, 32 включая пени в размере 612,37 руб., а также государственной пошлины в размере 1899 руб.
Определением того же мирового судьи от 25.04.2022 г. судебный приказ отменен по заявлению Панова О.П.
В срок, предусмотренный ст.48 НК РФ, 20.09.2022 г. МИФНС России №23 по Самарской области обратилась в суд с настоящим иском для взыскания недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2020 г.
Согласно уточнению административного иска от 01.01.2023 г. налоговым органом сделан перерасчет налога по объекту недвижимости с кадастровым номером № по адресу: <адрес> в связи с уменьшением кадастровой стоимости (начиная с 2016 г. 17342902, 95), что составляет 86715 руб., пени в размере 612, 37 руб.
Доказательств оплаты оставшейся задолженности суду административным ответчиком не представлено.
Материалами дела подтверждается и установлено судом, что расчет задолженности определен налоговым органом в соответствии с вышеупомянутыми нормами права, не согласиться с которым оснований у суда не имеется. Контррасчета суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования МИФНС России №23 по Самарской области о взыскании с Панова О.В. недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц за 2020 г. в заявленном налоговым органом размере, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Поскольку на основании пункта 19 части 1 статьи 333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с частью 1 статьи 114 КАС РФ, статьей 61.1 Бюджетного кодекса РФ с административного ответчика в доход бюджета г.о. Самара подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2859,06 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции ФНС России № 23 по Самарской области к Панову О.П. о взыскании недоимки п налогу на имущество физических лиц удовлетворить.
Взыскать с Панова О.П., ИНН №, зарегистрированного по адресу: <адрес>, недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 1 307, 95 руб. (ОКТМО 36701335), недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 86 715 руб., пени в сумме 612, 37 (ОКТМО 36701345), а всего 88 635 рублей 32 копейки.
Взыскать с Панова О.П., ИНН №, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в бюджет г.о. Самара государственную пошлину в размере 2859 рублей 06 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 08 февраля 2023 г.
Судья Е.А. Чиркова