Дело № 2-1139/15
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Щелково 28 мая 2015 года
Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Ванеевой Н. В.,
при секретаре судебного заседания Федоровой К. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидорова К. Н., Сидоровой Л. Ф., Сидорова Д. К., Сидоровой А. К. к ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» (1 отдел) Министерства обороны РФ, Администрации Щелковского муниципального района Московской области, ТУ Росимущества в Московской области о сохранении жилого помещения в перепланированном виде, признании права собственности в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились с иском к ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» (1 отдел) Министерства обороны РФ, Администрации Щелковского муниципального района Московской области, ТУ Росимущества в Московской области о сохранении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в перепланированном виде, признании права собственности в равных долях, по 1/4 доле за каждым, на указанное жилое помещение в порядке приватизации (с учетом уточнений).
В обоснование указали, что Сидоров К. Н. имеет выслугу лет в вооруженных силах: календарная – 26 лет 07 месяцев, в льготном исчислении – 33 года 08 месяцев.
На основании ордера № № от 01 августа 2001 года Сидорову К. Н. и членам его семьи: Сидоровой Л. Ф. (жена), Сидоровой А. К. (дочь), Сидорова Д. К. (сын), была предоставлена служебная квартира, общей площадью 67, 3 кв. м., жилой площадью 37 кв. м., расположенная по адресу: <адрес>.
За время проживания в данном жилом помещении была произведена перепланировка: демонтаж не несущей гиплоситовой перегородки внутри квартиры разделяющей помещения № 2 (комната) и помещение № 7 (коридор). Возведена новая перегородка из древесно – стружечных листов на деревянном каркасе, разделяющая те же помещения.
На сегодняшний день спорное жилое помещение пригодно для полноценного использования. Все переоборудования произведены с учетом строительных регламентов, они не нарушают права и интересы третьих лиц, не угрожают жизни и здоровью заинтересованных лиц.
23 сентября 2003 года, в соответствии с приказом командира в/ч 15565 истец Сидоров К. Н. был уволен в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.
При увольнении Сидоров К. Н. в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе он был поставлен на учет вместе с членами его семьи и признаны как нуждающиеся в жилом помещении.
С 2001 года по настоящее время истцы проживают в спорном жилом помещении, производят оплату жилищно – коммунальных платежей.
В адрес ответчика ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» (1 отдел) Министерства обороны РФ истцом Сидоровым К. Н. было направлено заявление о предоставлении в собственность спорной квартиры в порядке приватизации, однако, был получено отказ со ссылкой на то, что спорное жилое помещение является служебным.
Считают, что данный отказ нарушает их права и законные интересы.
В судебном заседании представитель истцов Дмитриев К. Н., действующий на основании доверенности (копия в деле), уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представители ответчиков ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» (1 отдел) Министерства обороны РФ, ТУ Росимущества в Московской области в судебное заседание не явились, извещены. Определением суда постановлено рассматривать дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Администрации Щелковского муниципального района Московской области Митрофанова Н. А., действующая на основании доверенности (копия в деле), требование о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии оставила на усмотрение суда. В остальной части иска возражала против его удовлетворения, сообщив, что спорное жилое помещение является служебным и является собственностью Министерства обороны РФ.
Выслушав представителя истцов, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
В соответствии со ст.1 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее закон) «Приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде».
Согласно ст. 2 закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц.
В силу ст. 6 закона «Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд».
В судебном заседании установлено, что Сидоров К. Н. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на основании служебного ордера № № от 01 августа 2001 года, Сидорова Л. Ф. (жена), Сидорова А. К. (дочь), Сидоров Д. К. (сын), членами его семьи (л. д. 9 - 10).
Изложенное также подтверждается копией выписки из домовой книги, копией финансового лицевого счета (л. д. 11 - 12).
За время проживания в данном жилом помещении истцами была произведена перепланировка.
В соответствии с ч.1 ст.26 ЖК РФ, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно ч. 4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Определением Щёлковского городского суда от 17 февраля 2015 года по делу назначена судебная строительная экспертиза (л. д. 82).
Как следует из экспертного заключения № № составленного ООО Агенство недвижимости и оценки «РАДИУС» (л. д. 88 – 101) – квартира, расположенная по адресу: <адрес> после выполненной перепланировки, строительным, санитарным, противопожарным нормам, а также требованиям Градостроительного кодекса РФ соответствует в полном объеме. После проведенной перепланировки квартира, расположенная по адресу: <адрес> не создает угрозу жизни и здоровья граждан, проживающих в соседних помещениях, иных лиц и не нарушает их законные интересы.
Оснований сомневаться в достоверности заключения эксперта не имеется.
Таким образом, суд приходит к выводу, что перепланированное жилое помещение не нарушает права и законные интересы граждан, не несут угрозу их жизни и здоровью, в связи с чем, иск в данной части подлежит удовлетворению.
В части требований о признании права собственности в порядке приватизации суд установил следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащим, - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей (ч. 1 п. 1 и п. 4 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих»). Военнослужащие – граждане, а также граждане, уволенные с военной службы и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Как ранее установлено в судебном заседании, истцы проживают и зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, производят оплату жилищно – коммунальных платежей.
23 сентября 2003 года, в соответствии с приказом командира в/ч 15565 истец Сидоров К. Н. был уволен в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе.
Согласно персональной карточке учета военнослужащего, нуждающегося в жилье Сидоров К. Н. с составом семьи – четыре человека, были признаны нуждающимися в получении жилого помещения – 24. 03. 1999 года.
Сидоров К. Н. снят с указанного учета – 21. 05. 2001 года, в связи с получением служебного жилого помещения на основании служебного ордера № № от 01 августа 2001 года.
Указанное жилое помещение включено в состав специализированного жилищного фонда на основании Распоряжения заместителя Главы Администрации Щелковского района от 01. 08. 2000 года № 684 – р (л. д. 13).
Кроме того, копии приказов, решений жилищной комиссии о признании Сидорова К. Н. нуждающимся в улучшении жилищных условий и предоставлении спорного жилого помещения в постоянное бессрочное пользование – отсутствуют.
Согласно копии письма Администрации Щелковского муниципального района Московской области от 26 марта 2015 года № 62/95, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в собственность городского поселения Щелково и Щелковского муниципального района не передавался и в Реестрах объектов муниципальной собственности городского поселения Щелково и Щелковского муниципального района не значится (л. д. 113).
В соответствии с ч. 2 ст. 92 ЖК РФ, использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Таким образом, исходя из положений ст. 92 ЖК РФ, указанное жилое помещение в настоящее время является служебным.
В соответствии со ст. 92 ЖК РФ, служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду, которые не подлежит отчуждению, за исключением передачи таких жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения. Таким образом, заключение договора социального найма в отношении служебного жилого помещения и его последующая приватизация законом не допускаются.
Конституционный суд РФ в своем определении от 21.12.2004 № 441-0 указал, что понуждение собственника (владельца) жилищного фонда к передаче служебных помещений в собственность граждан недопустимо, поскольку согласно статье 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Ни Положением о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42, ни Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, ни другими нормативными актами не предусмотрено обстоятельств, которые применительно к данному случаю дали бы основания считать статус жилого помещения иным.
В силу ст. 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ст. 99 ЖК РФ, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии со ст. 104 ЖК РФ, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В настоящее время истец Сидоров К. Н. не является военнослужащим и не состоит в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ, сведений о включении его в число лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, также не имеется.
Изложенное свидетельствует о необоснованности его доводов.
Кроме того, ст. 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 № 1541-1 устанавливает запрет приватизации служебных жилых помещений.
В соответствии со ст.1 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее закон) «Приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде».
Согласно ст. 2 закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц.
В силу ст. 6 закона «Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд».
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" «Требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную либо долевую».
Согласно ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», служебные жилые помещения в отсутствие волеизъявления собственника и учреждения, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, приватизации не подлежат.
Следовательно, у истцов отсутствует субъективное право на признание права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации.
При таких обстоятельствах суд находит иск подлежащим отклонению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сидорова К. Н., Сидоровой Л. Ф., Сидорова Д. К., Сидоровой А. К. – удовлетворить частично.
Сохранить в переустроенном и перепланированном состоянии жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
В удовлетворении исковых требований Сидорова К. Н., Сидоровой Л. Ф. Сидорова Д. К. Сидоровой А. К. к ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» (1 отдел) Министерства обороны РФ, Администрации Щелковского муниципального района Московской области, ТУ Росимущества в Московской области о признании права собственности в порядке приватизации – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья Ванеева Н. В.