Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-259/2021 ~ М-231/2021 от 17.05.2021

Дело №2а-259/2021

УИД: 36RS0038-01-2021-000364-53

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    р.п. Хохольский                                             08 июня 2021 года

Хохольский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Надточиева С.П.,

при секретаре Меремьяниной А.А.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Хохольского района Воронежской области Турищева Ю.В.,

представителя административного ответчика – Ткаченко Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Хохольского района Воронежской области к администрации Гремяченского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности на орган местного самоуправления оформить объект недвижимого имущества в муниципальную собственность,

    УСТАНОВИЛ:

Прокурор Хохольского района Воронежской области обратился в Хохольский районный суд Воронежской области с административным исковым заявлением к администрации Гремяченского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности на орган местного самоуправления оформить объект недвижимого имущества в муниципальную собственность, в отношении участка автомобильной дороги общего пользования муниципального значения расположенного по адресу: Воронежская область, Хохольский район, с.Гремячье, ул.Садовая к жилым домам № 45А, 170, земельным участкам № 2-4,12. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района по коллективному обращению жителей с. Гремячье проведена проверка исполнения законодательства о содержании автомобильных дорог в деятельности администрации Гремяченского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области, в ходе которой выявлены нарушения закона. В муниципальной собственности Гремяченского сельского поселения находится автомобильная дорога по ул. Садовая, в с.Гремячье Хохольского района. В связи с непринятием администрацией Гремяченского сельского поселения мер к оформлению прав муниципального образования в отношении части автомобильной дороги местного значения по ул.Садовая в с.Гремячье Хохольского района прокуратурой района 05.06.2020 главе администрации Гремяченского сельского поселения вносилось представление об устранении нарушений земельного законодательства. Согласно ответу администрации Гремяченского сельского поселения, работы по постановке участка автомобильной дороги по ул.Садовая в с.Гремячье Хохольского района должны были провести в 4 квартале 2020 года. Однако до настоящего времени указанные нарушения законодательства не устранены (л.д.4-7).

Представитель административного истца – помощник прокурора Хохольского района Воронежской области Турищев Ю.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика администрации Гремяченского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области – глава Гремяченского сельского поселения Ткаченко Д.А. признал заявленные исковые требования, указал на отсутствие денежных средств на проведение указанных мероприятий.

Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц.

Согласно положений ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд.

В случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

На основании ч. 1 ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

В соответствии со ст.14 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ст.2 Закона Воронежской области от 10.11.2014 № 148-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Воронежской области» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения водоснабжение населения.

В соответствии с п.1 ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

На основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Как следует из материалов дела, в муниципальной собственности Гремяченского сельского поселения находится автомобильная дорога по ул.Садовая, в с.Гремячье Хохольского района.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее Федеральный закон), систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе, является государственный кадастр недвижимости.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, согласно статье 16 Закона, осуществляются на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем.

В состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, согласно статье 7 Федерального закона, входят, в том числе, сведения об объекте недвижимости, описание месторасположения границ объекта недвижимости, описание месторасположения объекта недвижимости на земельном участке, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» закреплено, что единственным доказательством существования зарегистрированного права является его государственная регистрация.

Как следует из материалов дела и установлено судом, часть земельного участка, занятого автомобильной дорогой прошла государственный кадастровый учет и муниципальным образованием зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 36:31:0700006:185. Однако, в нарушение требований законодательства, часть земельного участка, занятого участком автомобильной дороги к жилым домам № 45А, 170, земельным участкам №№ 2-4, 12 государственный кадастровый учет не прошел, право муниципальной собственности на него не оформлено.

Согласно положений статей 14 Федерального Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления на территории Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В силу ч.ч. 1, 2, 5 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании п.1 ст. 25 Земельного кодекса РФ, права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

В соответствии с п.1 ст.12 Федерального закона № 122-ФЗ права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.

Решением Совета народных депутатов Гремяченского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области от 01.10.2019г. №25 утвержден перечень дорог общего пользования местного значения запланированных на ремонт и капитальный ремонт в 2020-2024 гг. по Гремяченскому сельскому поселению. В приложении, в перечне улиц подлежащих ремонту указана ул.Садовая, протяженностью 2200 м. (л.д. 24,25).

Из ответа администрации Гремяченского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области прокурору Хохольского муниципального района от 27.05.2020г. №103 указано, что участок дороги к домам №45А, №170, участкам поз. №2-4,12 (новый микрорайон) в перечень дорог на ремонт и капитальный ремонт на период 2020-2024 г.г. не включен (л.д.23).

В связи с непринятием администрацией Гремяченского сельского поселения мер к оформлению прав муниципального образования в отношении части автомобильной дороги местного значения по ул.Садовая в с.Гремячье Хохольского района прокуратурой района 05.06.2020 главе администрации Гремяченского сельского поселения вносилось представление об устранении нарушений земельного законодательства. Согласно ответа администрации Гремяченского сельского поселения работы по постановке участка автомобильной дороги по ул. Садовая в с. Гремячье Хохольского района должны были провести в 4 квартале 2020 года. Однако до настоящего времени указанные нарушения законодательства не устранены.

Вследствие названных обстоятельств нарушаются права жителей поселения, круг которых является неопределенным.

Из материалов проверки не усматривается наличие уважительных причин неисполнения требований вышеперечисленных законов в их системном толковании, что свидетельствует о бездействии органов местного самоуправления в названной сфере правоотношений.

Изложенные выше факты свидетельствуют о том, что администрацией Гремяченского сельского поселения указанные выше вопросы местного значения реализуются ненадлежащим образом.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит, что несоблюдение администрацией требований законодательства, регламентирующего порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, несет угрозу негативного воздействия на жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, нарушая их права, законные интересы.

Поскольку ответчик не осуществил действия по обеспечению требований действующего законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и считает их подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.2 ст.178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Поскольку для исполнения решения суда ответчику требуются временные и финансовые затраты, суд считает необходимым установить разумный срок для исполнения решения суда, 1 год с момента вступления решения в законную силу.

Согласно ч.1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч.3 ст.109 КАС РФ.

При этом, в силу ч.1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Поскольку административный истец и административный ответчик, в силу п.п.9 и 19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, она взысканию с них в доход соответствующего бюджета не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

    РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Хохольского района Воронежской области к администрации Гремяченского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности на орган местного самоуправления оформить объект недвижимого имущества в муниципальную собственность - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Гремяченского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области, выразившееся в непринятии мер к оформлению права собственности муниципального образования в отношении участка автомобильной дороги общего пользования муниципального значения к жилым домом №45А, 170, земельным участкам №2-4, 12 по ул.Садовая с Гремячье Хохольского района Воронежской области.

Возложить на администрацию Гремяченского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области обязанность совершить действия по постановке на государственный кадастровый учет участка автомобильной дороги общего пользования муниципального значения, расположенного по адресу: Воронежская область, Хохольский район, с.Гремячье, ул.Садовая к жилым домом №45А, 170, земельным участкам №2-4, 12.

Установить срок для исполнения возложенных на администрацию сельского поселения обязательств – один год с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Воронежский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Хохольский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Об исполнении решения административному ответчику сообщить в суд и прокурору Хохольского района Воронежской области в течение одного месяца со дня окончания установленного судом срока для исполнения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Воронежский областной суд через Хохольский районный суд.

Судья                                                                                                                                  С.П. Надточиев

Решение в окончательной форме принято 15.06.2021г.

Дело №2а-259/2021

УИД: 36RS0038-01-2021-000364-53

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    р.п. Хохольский                                             08 июня 2021 года

Хохольский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Надточиева С.П.,

при секретаре Меремьяниной А.А.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Хохольского района Воронежской области Турищева Ю.В.,

представителя административного ответчика – Ткаченко Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Хохольского района Воронежской области к администрации Гремяченского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности на орган местного самоуправления оформить объект недвижимого имущества в муниципальную собственность,

    УСТАНОВИЛ:

Прокурор Хохольского района Воронежской области обратился в Хохольский районный суд Воронежской области с административным исковым заявлением к администрации Гремяченского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности на орган местного самоуправления оформить объект недвижимого имущества в муниципальную собственность, в отношении участка автомобильной дороги общего пользования муниципального значения расположенного по адресу: Воронежская область, Хохольский район, с.Гремячье, ул.Садовая к жилым домам № 45А, 170, земельным участкам № 2-4,12. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района по коллективному обращению жителей с. Гремячье проведена проверка исполнения законодательства о содержании автомобильных дорог в деятельности администрации Гремяченского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области, в ходе которой выявлены нарушения закона. В муниципальной собственности Гремяченского сельского поселения находится автомобильная дорога по ул. Садовая, в с.Гремячье Хохольского района. В связи с непринятием администрацией Гремяченского сельского поселения мер к оформлению прав муниципального образования в отношении части автомобильной дороги местного значения по ул.Садовая в с.Гремячье Хохольского района прокуратурой района 05.06.2020 главе администрации Гремяченского сельского поселения вносилось представление об устранении нарушений земельного законодательства. Согласно ответу администрации Гремяченского сельского поселения, работы по постановке участка автомобильной дороги по ул.Садовая в с.Гремячье Хохольского района должны были провести в 4 квартале 2020 года. Однако до настоящего времени указанные нарушения законодательства не устранены (л.д.4-7).

Представитель административного истца – помощник прокурора Хохольского района Воронежской области Турищев Ю.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика администрации Гремяченского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области – глава Гремяченского сельского поселения Ткаченко Д.А. признал заявленные исковые требования, указал на отсутствие денежных средств на проведение указанных мероприятий.

Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц.

Согласно положений ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд.

В случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

На основании ч. 1 ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

В соответствии со ст.14 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ст.2 Закона Воронежской области от 10.11.2014 № 148-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Воронежской области» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения водоснабжение населения.

В соответствии с п.1 ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

На основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Как следует из материалов дела, в муниципальной собственности Гремяченского сельского поселения находится автомобильная дорога по ул.Садовая, в с.Гремячье Хохольского района.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее Федеральный закон), систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе, является государственный кадастр недвижимости.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, согласно статье 16 Закона, осуществляются на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем.

В состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, согласно статье 7 Федерального закона, входят, в том числе, сведения об объекте недвижимости, описание месторасположения границ объекта недвижимости, описание месторасположения объекта недвижимости на земельном участке, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» закреплено, что единственным доказательством существования зарегистрированного права является его государственная регистрация.

Как следует из материалов дела и установлено судом, часть земельного участка, занятого автомобильной дорогой прошла государственный кадастровый учет и муниципальным образованием зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 36:31:0700006:185. Однако, в нарушение требований законодательства, часть земельного участка, занятого участком автомобильной дороги к жилым домам № 45А, 170, земельным участкам №№ 2-4, 12 государственный кадастровый учет не прошел, право муниципальной собственности на него не оформлено.

Согласно положений статей 14 Федерального Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления на территории Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В силу ч.ч. 1, 2, 5 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании п.1 ст. 25 Земельного кодекса РФ, права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

В соответствии с п.1 ст.12 Федерального закона № 122-ФЗ права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.

Решением Совета народных депутатов Гремяченского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области от 01.10.2019г. №25 утвержден перечень дорог общего пользования местного значения запланированных на ремонт и капитальный ремонт в 2020-2024 гг. по Гремяченскому сельскому поселению. В приложении, в перечне улиц подлежащих ремонту указана ул.Садовая, протяженностью 2200 м. (л.д. 24,25).

Из ответа администрации Гремяченского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области прокурору Хохольского муниципального района от 27.05.2020г. №103 указано, что участок дороги к домам №45А, №170, участкам поз. №2-4,12 (новый микрорайон) в перечень дорог на ремонт и капитальный ремонт на период 2020-2024 г.г. не включен (л.д.23).

В связи с непринятием администрацией Гремяченского сельского поселения мер к оформлению прав муниципального образования в отношении части автомобильной дороги местного значения по ул.Садовая в с.Гремячье Хохольского района прокуратурой района 05.06.2020 главе администрации Гремяченского сельского поселения вносилось представление об устранении нарушений земельного законодательства. Согласно ответа администрации Гремяченского сельского поселения работы по постановке участка автомобильной дороги по ул. Садовая в с. Гремячье Хохольского района должны были провести в 4 квартале 2020 года. Однако до настоящего времени указанные нарушения законодательства не устранены.

Вследствие названных обстоятельств нарушаются права жителей поселения, круг которых является неопределенным.

Из материалов проверки не усматривается наличие уважительных причин неисполнения требований вышеперечисленных законов в их системном толковании, что свидетельствует о бездействии органов местного самоуправления в названной сфере правоотношений.

Изложенные выше факты свидетельствуют о том, что администрацией Гремяченского сельского поселения указанные выше вопросы местного значения реализуются ненадлежащим образом.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит, что несоблюдение администрацией требований законодательства, регламентирующего порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, несет угрозу негативного воздействия на жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, нарушая их права, законные интересы.

Поскольку ответчик не осуществил действия по обеспечению требований действующего законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и считает их подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.2 ст.178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Поскольку для исполнения решения суда ответчику требуются временные и финансовые затраты, суд считает необходимым установить разумный срок для исполнения решения суда, 1 год с момента вступления решения в законную силу.

Согласно ч.1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч.3 ст.109 КАС РФ.

При этом, в силу ч.1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Поскольку административный истец и административный ответчик, в силу п.п.9 и 19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, она взысканию с них в доход соответствующего бюджета не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

    РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Хохольского района Воронежской области к администрации Гремяченского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности на орган местного самоуправления оформить объект недвижимого имущества в муниципальную собственность - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Гремяченского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области, выразившееся в непринятии мер к оформлению права собственности муниципального образования в отношении участка автомобильной дороги общего пользования муниципального значения к жилым домом №45А, 170, земельным участкам №2-4, 12 по ул.Садовая с Гремячье Хохольского района Воронежской области.

Возложить на администрацию Гремяченского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области обязанность совершить действия по постановке на государственный кадастровый учет участка автомобильной дороги общего пользования муниципального значения, расположенного по адресу: Воронежская область, Хохольский район, с.Гремячье, ул.Садовая к жилым домом №45А, 170, земельным участкам №2-4, 12.

Установить срок для исполнения возложенных на администрацию сельского поселения обязательств – один год с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Воронежский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Хохольский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Об исполнении решения административному ответчику сообщить в суд и прокурору Хохольского района Воронежской области в течение одного месяца со дня окончания установленного судом срока для исполнения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Воронежский областной суд через Хохольский районный суд.

Судья                                                                                                                                  С.П. Надточиев

Решение в окончательной форме принято 15.06.2021г.

1версия для печати

2а-259/2021 ~ М-231/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Хохольского района Воронежской области
Ответчики
Администрация Гремяченского сельского поселения Хохольского муниципального района
Суд
Хохольский районный суд Воронежской области
Судья
Надточиев Сергей Павлович
Дело на странице суда
hoholsky--vrn.sudrf.ru
17.05.2021Регистрация административного искового заявления
17.05.2021Передача материалов судье
18.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
18.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.06.2021Судебное заседание
15.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.06.2021Дело оформлено
17.01.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее