Дело №2-2274/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 мая 2017 года город Уфа
Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Бикчуриной О.В., с участием прокурора Петровой Р.В., при секретаре Ивановой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калининского района города Уфы в интересах Домрачева В. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Калининского района города Уфы в интересах Домрачева В. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан, Администрации Калининского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. В обоснование иска указано, что прокуратурой Калининского района города Уфы по обращению Домрачева В.А. была проведена проверка о нарушении его жилищных прав. В ходе проверки было установлено, что Домрачев В.А. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного за ним жилья. На основании Распоряжения главы Администрации Калининского района ГО г. Уфа №р от ДД.ММ.ГГГГ Домрачев В.А. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, до настоящего времени жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не обеспечен, в связи с чем, истец обращается в суд с настоящим иском.
В судебном заседании помощник прокурора Петрова Р.В. исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить.
Истец Домрачев В.А. в судебном заседании иск поддержал, просил суд его удовлетворить по указанным в нем основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Калининского района ГО г. Уфа РБ по доверенности Руднева Ю.С. просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебное заседание представитель ответчика Администрации ГО г. Уфа РБ не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще. На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Представители третьих лиц: Правительства Республики Башкортостан, Министерства финансов Республики Башкортостан на судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, имеются уведомления о вручении им судебных повесток.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, как в отдельности, так и в совокупности, суд приходит к следующему.
На основании ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 ФЗ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации или окончание прохождения военной службы по призыву.
При этом, закон не устанавливает очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в ст. 8 ФЗ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. 8.1 - 8.5 Постановления Правительства РБ от 06 сентября 2013 года N 407 «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда РБ», жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - жилые помещения для детей-сирот), по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Порядком, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Жилые помещения для детей-сирот предоставляются указанным лицам на основании списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Жилые помещения для детей-сирот предоставляются по месту их жительства в муниципальном образовании Республики Башкортостан, на территории которого эти лица включены в список.
Жилое помещение для детей-сирот, предоставляемое по договору найма специализированных жилых помещений, должно соответствовать требованиям благоустроенности применительно к условиям соответствующего населенного пункта, а именно: общая площадь жилого помещения должна соответствовать норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования Республики Башкортостан, на территории которого предоставляется жилое помещение; жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет.
В судебном заседании установлено, что Домрачев В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Домрачева В.А. – Д умерла ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти III-АР № от ДД.ММ.ГГГГ, выдано отделом ЗАГС администрации <адрес> РБ). Отец Домрачева В.А.– А решением <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав в отношении сына Домрачева В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На основании Постановления Главы МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № над несовершеннолетним Домрачевым В.А. назначен опекун Г, которая ДД.ММ.ГГГГ умерла (свидетельство о смерти III-АР №, выдано Специализированным отделом ЗАГС <адрес> записи актов гражданского состояния РБ). За несовершеннолетним Домрачевым В.А. закреплено право на жилую площадь по адресу: <адрес>.
Квартира по указанному адресу принадлежит на праве собственности Галиахметовым на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, членом семьи которых Домрачев В.А. не является.
В указанной квартире зарегистрированы: Домрачев В.А. с ДД.ММ.ГГГГ, Р, Х, Ш
Собственником объектов недвижимости Домрачев В.А. не является, что подтверждается справками ГУП БТИ и Управления Росреестра по РБ.
ДД.ММ.ГГГГ Домрачев В.А. обратился в Администрацию Калининского района ГО г. Уфа РБ с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
На основании распоряжения главы Администрации Калининского района ГО г. Уфа РБ №р от ДД.ММ.ГГГГ Домрачев В.А. включен в список нуждающихся в жилых помещениях по договору найма специализированных жилых помещений.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что Домрачев В.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Поставлен на учет до достижения им возраста 23 лет, его право на внеочередное предоставление жилого помещения не было реализовано до настоящего времени.
Таким образом, иск прокурора о внеочередном предоставлении Домрачеву В.А. жилого помещения обоснован и подлежит удовлетворению.
В соответствии с пп. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российском Федерации» разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1, 2 Закона РБ N 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан, в частности, по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
На основании изложенного обязанность предоставить Домрачеву В.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма возникает у органа местного самоуправления в лице Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
В связи с чем, иск прокурора к Администрации городского округа г. Уфа РБ подлежит удовлетворению, а в части исковых требований прокурора к Администрации Калининского района ГО г.Уфа РБ надлежит отказать, поскольку законом на указанный орган не предусмотрено возложение обязанности по предоставлению внеочередного жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Калининского района города Уфы в интересах Домрачева В. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма удовлетворить частично.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Домрачеву В. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в черте города Уфа Республики Башкортостан.
В удовлетворении иска прокурора Калининского района г. Уфы, предъявленного в интересах Домрачева В. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Администрации Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Уфы РБ.
Судья Бикчурина О.В.