Дело №2-81/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Шира 15 февраля 2016 года
Ширинский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Журавлевой Н.Ю.,
при секретаре Падчик Е.С.,
с участием представителя истца – главы администрации Селосонского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия Кузнецова С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Селосонского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия к судебному приставу - исполнителю Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Республике Хакасия Целищевой В.В., Межрайонному отделу по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Республике Хакасия об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Селосонского сельсовета Ширинского района обратилась в суд с заявлением к судебному приставу - исполнителю Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Республике Хакасия Целищевой В.В., Межрайонному отделу по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Республике Хакасия об освобождении от взыскания исполнительского сбора, требования мотивировав тем, что на основании исполнительного листа, выданного Ширинским районным судом по делу судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП по Республике Хакасия было возбуждено исполнительное производство об обязании Администрации Селосонского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия в срок до Х года устранить нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений. На основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Республике Хакасия Целищевой В.В. по истечении срока, предоставленного для добровольного исполнения, с Администрации Селосонского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия, по указанному исполнительному производству, взыскан исполнительский сбор в размере Х рублей. Взыскание исполнительского сбора является ответственностью за неисполнение в установленный срок требований исполнительного документа. Администрация Селосонского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия, приняв исчерпывающие меры, не имела возможности исполнить свои обязательства в установленный для добровольного исполнения срок, виновных действий (бездействия) со стороны истца не имеется, что является основанием для освобождения истца от уплаты исполнительского сбора. Администрация Селосонского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия направила главе Администрации муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия ходатайство об оказании финансовой помощи в размере Х рублей, аналогичное ходатайство было направлено в Министерство финансов Республики Хакасия. Таким образом, Администрацией Селосонского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия предпринимались все зависящие от нее меры для добровольного исполнения требований исполнительного документа по указанному выше исполнительному производству. Нарушение установленного срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа вызвано объективными причинами — недостаточностью и несвоевременностью финансирования из республиканского бюджета. Вины Администрации Селосонского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия в неисполнении в добровольном порядке требований исполнительного документа не имеется. Администрация Селосонского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия просила освободить ее от взыскания исполнительского сбора в размере Х рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Республике Хакасия Целищевой В.В. по исполнительному производству об обязании Администрации Селосонского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия в срок до Х года устранить нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
В судебном заседании представитель Администрации Селосонского сельсовета поддержал в полном объеме заявленные требования по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.
В судебное заседание судебный пристав - исполнитель Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Республике Хакасия Целищева В.В. не явилась, направила в суд заявление о рассмотрении дела по существу в ее отсутствие, свою позицию по заявленным требования не высказала.
Представитель ответчика Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Республике Хакасия, будучи надлежащим образом уведомленный о дате, времени, месте рассмотрения дела по существу, в судебное заседание не явился, ходатайств, заявлений о рассмотрении дела по существу в его отсутствие, об отложении рассмотрения дела по существу в суд не направил, возражения на заявленные требования суду не представил.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы настоящего гражданского дела, проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ от 02 октября 2007 года «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Частями 11, 12 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ от 02 октября 2007 года «Об исполнительном производстве» установлено, что в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении установленного срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, решением суда по делу , вступившим в законную силу, суд обязал Администрацию Селосонского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия в срок до Х года устранить нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
На основании исполнительного листа, выданного Ширинским районным судом Республики Хакасия, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Республике Хакасия Целищевой В.В. возбуждено исполнительное производство в отношении должника Администрации Селосонского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия об обязании в срок до Х года устранить нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
Срок для добровольного исполнения требований указанных в исполнительном документе установлен 5 дней с момента получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Постановлением судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Республике Хакасия Целищевой В.В. с должника Администрации Селосонского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия в рамках указанного исполнительного производства взыскан исполнительский сбор Х рублей, ввиду неисполнения должником без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Обосновывая заявленные требования, истец указывает, что, приняв исчерпывающие меры, не имел возможности исполнить свои обязательства в установленный для добровольного исполнения срок, виновных действий (бездействия) со стороны истца не имеется, что является основанием для освобождения истца от уплаты исполнительского сбора.
В ходе судебного разбирательства судом установлено и подтверждается материалами дела, что по исполнительному производству об обязании администрации Селосонского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия в срок до Х года устранить нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений Администрацией Селосонского сельсовета предприняты все необходимые меры, направленные на исполнения решения:
- Администрация Селосонского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия обращалась к главе администрации муниципального образования Ширинский район с ходатайством об оказании финансовой помощи в размере Х рублей для разработки паспорта гидротехнического сооружения и расчета вреда ГТС на объекте Администрация Селосонского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия обращалась с ходатайствами в Министерство финансов Республики Хакасия о выделении дополнительных финансовых средств в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в размере Х рублей для исполнения решения суда по устранению нарушений законодательства безопасности гидротехнических сооружений.
Представитель истца в судебном заседании указал, что Администрацией Селосонского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия принимаются все необходимые меры, направленные на исполнение данного судебного решения, Администрация готова и имеет желание исполнить его в добровольном порядке, однако, неисполнение требований исполнительного документа вызвано объективными причинами.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ от 02 октября 2007 года «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Из частей 2, 3 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ от 02 октября 2007 года «Об исполнительном производстве» следует, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере 7 процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В соответствии с частью 6 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ от 02 октября 2007 года «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Следовательно, в силу прямого предписания в законе вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом - исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Доводы Администрации Селосонского сельсовета Ширинского района о том, что ею принимались меры по исполнению решения и ускорении исполнения решения подтверждаются ходатайством на имя главы муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия, ходатайствами в адрес Министерства финансов Республики Хакасия об оказании финансовой помощи, справкой о дебиторской задолженности.
Таким образом, судом установлено, что истцом предоставлялись достаточные доказательства об отсутствии бюджетных средств на исполнение решения суда по гражданскому делу и принимавшихся мер для исполнения судебного решения.
Как следует из материалов дела, Администрация Селосонского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия своевременно принимала меры по надлежащему исполнению исполнительного документа по гражданскому делу , однако, решение суда не было исполнено добровольно в установленный пятидневный срок в связи с обстоятельствами, не зависящими от должника и вызванными, как указано выше, установленным Законом порядком предоставления местному бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Из постановления Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 года №13-П, признавшего, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера следует, что п. 1 ст. 81 ФЗ «Об исполнительном производстве» должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференциации с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
Из материалов дела следует, что исполнение решения производится за счет средств республиканского бюджета, поэтому невозможность разрешить вопрос о бюджетном финансировании в течение 5 дней очевидна.
Кроме того, материалами дела подтверждено, что Администрация Селосонского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия предпринимала все необходимые меры для исполнения требований исполнительного документа, о чем свидетельствуют неоднократные обращения должника к главе администрации муниципального образования Ширинского района Республики Хакасия, в Министерство финансов Республики Хакасия, заявки на финансирование расходов по исполнению вышеуказанного решения за счет субвенций бюджета Республики Хакасия.
На основании изложенного суд полагает, в спорном случае неисполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, было обусловлено объективными причинами, вина администрации Селосонского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия как должника по исполнительному производству в неисполнении решения суда отсутствует, следовательно, имеются основания для удовлетворения заявленных требований.
С учетом представленных доказательств, приведенных норм Закона и правовой позиции Конституционного Суда РФ, суд считает возможным освободить Администрацию Селосонского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия от взыскания исполнительского сбора в размере Х рублей в рамках исполнительного производства об обязании Администрации Селосонского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия в срок до Х года устранить нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Администрации Селосонского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия к судебному приставу - исполнителю Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Республике Хакасия Целищевой В.В., Межрайонному отделу по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Республике Хакасия об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить Администрацию Селосонского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия от взыскания исполнительского сбора в размере Х рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Республике Хакасия Целищевой В.В. по исполнительному производству об обязании Администрации Селосонского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия в срок до Х года устранить нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня провозглашения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в суд, вынесший решение.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.Ю. Журавлева
Справка: мотивированное решение изготовлено и подписано «19» февраля 2015 года.
Судья Н.Ю. Журавлева