РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 ноября 2012 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Орловой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Худяковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-5162/12 по иску М. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании права собственности в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
М. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании права собственности в порядке приватизации, ссылаясь на то, что он проживает в квартире по адресу: адрес с дата. В дата решил приватизировать занимаемую жилплощадь, для чего подготовил необходимые документы. Квартира является муниципальной собственностью городского округа Самара, включена в реестр муниципального имущества. Но Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области отказало в регистрации права собственности на квартиру, так как правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие Федерального закона № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Отказ в государственной регистрации права на недвижимое имущество или сделки с ним в соответствии со статьей 2 Федерального закона № 122-ФЗ от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», может быть обжалован в суде. Считает, что отказ в приватизации квартиры нарушает его конституционные права и что на основании ст. ст. 1,2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. Просит суд признать за ним право собственности на квартиру, находящуюся по адресу: адрес, общей площадью - *** кв. м., жилой площадью - *** кв. м., подсобной площадью - *** кв. м.
В судебном заседании представитель М. – Ш., действующая на основании доверенности №... от дата, исковые требования уточнила, указав ответчиком Департамент управления имуществом г.о. Самары. Просила признать за истцом право собственности на квартиру, находящуюся по адресу: адрес, общей площадью *** кв.м.
Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара, в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, направил отзыв, в котором указал, что поскольку истцом не представлены документы, подтверждающие отказ уполномоченных органов в проведении регистрации права муниципальной собственности спорный объект недвижимости и отказ в оформлении договора приватизации в общем порядке, просят суд исковые требования М. оставить без рассмотрения, дело рассмотреть в отсутствии их представителя.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил.
Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, полагает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что М. с дата зарегистрирован и постоянно проживает по адресу: адрес, что подтверждается справкой Паспортного стола УК ООО «***» от дата М. занимает указанную квартиру по договору социального найма. На имя М. открыт лицевой счет №..., согласно которому на дата. квартира неприватизирована.
Из справки от дата, выданной паспортной службой Промышленного района г. Самары следует, что М. был зарегистрирован с дата по дата по адресу: адрес, адрес..
На адрес в адрес имеется кадастровый паспорт, квартире №... присвоен кадастровый номер ***
Согласно справке, выданной ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» М. до дата строений и жилья на территории г.Самара и адрес района не имел; право на приватизацию на территории г. Самара и адрес района не использовал.
Как следует из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об отказе в государственной регистрации, М. не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие ФЗ № 122-ФЗ от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» перехода данного права, его ограничения (обременение) или совершенной после введения в действие указанного Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Из ответа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на судебный запрос следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах на объект недвижимого имущества – квартиру, кадастровый номер *** расположенную по адресу: адрес.
Согласно выписке из реестра Департамента управления имуществом г.о. Самара от дата №... объект недвижимости - квартира, расположенный по адресу: адрес, является муниципальной собственностью городского округа Самара, включена в реестр муниципального имущества дата за номером №... на основании Постановления Главы адрес №... от дата.
Согласно техническому паспорту ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», составленному по состоянию на дата, площади квартиры №... дома №... по *** в адрес, составляют: площадь квартиры с учетом прочей (с коэффициентом) *** кв.м., общая площадь *** кв.м., жилая площадь *** кв.м., подсобная площадь *** кв.м., кроме того прочая (без коэффициента) *** кв.м..
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации «…права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонд, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность.
Согласно ст. 11 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз. Как вытекает из преамбулы названного закона, закрепление данного права предполагает создание равных правовых условий для осуществления гражданами выбора способа удовлетворения потребностей в жилье, в том числе на основе свободы выбора места жительства, а также на обеспечение гражданами возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости.
В соответствии с п.5 Постановления Пленума Верховного Суда. РФ от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Как указано в постановлении Конституционного суда РФ от 3.11.98 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", государство, закрепляя в законе право на приватизацию обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче имущества в собственность соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией РФ.
В соответствии со ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 04.07.1991 г. №1541-1 “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В силу Конституции Российской Федерации Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 часть 1), призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности права каждого на жилище (статья 40 часть 1).
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способы защиты нарушенных гражданских прав осуществляются путем признания права.
Доводы ответчика о том, что исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения в соответствии со ст. 131 ГПК РФ не могут служить основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований, поскольку при рассмотрении споров о признании права, законом соблюдение досудебного порядка не предусмотрено. Отсутствие первичной регистрации права муниципальной собственности на квартиру №... по адресу: адрес также не может служить основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований, поскольку несоблюдение органом местного самоуправления – Администрацией г.о. Самара своих обязанностей по государственной регистрации принадлежащего ей имущества не может влиять на реализацию гражданами принадлежащего им права на приватизацию занимаемого жилого помещения.
Право пользования и законность вселения истцов в спорное жилое помещение никем не оспаривается. Они приобрели его, будучи вселенными в жилое помещение в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования М., признав за ним право собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования М. удовлетворить.
Признать за М. право собственности на жилое помещение - квартиру адрес, общей площадью *** кв.м., жилой площадью *** кв.м. в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г.Самары в течение месяца, со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 13.11.2012г.
Судья (подпись) Т.А. Орлова
Копия верна
Судья
Секретарь