Дело № 2-2752/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 июля 2014 г. г. Ульяновск
Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Анципович Т.В.,
при секретаре Новицком Р.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации города Ульяновска к УФССП России по Ульяновской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация города Ульяновска обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просят освободить администрацию города Ульяновска от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ Исковое заявление мотивировано тем, что 03.06.2014 г. судебным приставом - исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Долговой С.В. было вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора в размере 50 000 рублей. Администрация города Ульяновска не согласна с указанным выше постановлением судебного пристава, считает его незаконным и необоснованным и вынесенным без учета норм действующего законодательства и обстоятельств дела. Также считает, что обжалуемое постановление нарушает имущественные права администрации, налагая административную ответственность в виде взыскания исполнительского сбора. Администрация города Ульяновска является бюджетным учреждением и все денежные средства, находящиеся в распоряжении администрации, имеют целевой характер и используются в соответствии с утверждённой «Ведомственной структурой расходов бюджета муниципального образования «город Ульяновск», на 2014 год, утверждённых Решением Ульяновской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении бюджета муниципального образования город Ульяновск» на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Администрация города Ульяновска не является организацией, которая самостоятельно, за счёт внутренних резервов, может исполнить указанное выше решение суда, в связи с чем для надлежащего исполнения решения суда администрации Ульяновска необходимо заключить муниципальный контракт на выполнение подрядных работ. В соответствии с нормами действующего законодательства РФ для заиления муниципального контракта на выполнение работ для муниципальных нужд необходимо руководствоваться нормами Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказаний Услуг для государственных и муниципальных нужд» и Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 236-р «О перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона». Указанными нормами установлена процедура, порядок и сроки проведения аукциона, минимальный срок для проведения всех необходимых финансово-организационных мероприятий составляет около 2 месяцев. Обращаем внимание суда также на тот факт, что решение суда было вынесено на основании и в соответствии со статьей 16 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон) в рамках которой органы местного самоуправления обязаны произвести капитальный ремонт многоквартирных домов являясь бывшими собственниками. Определением Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 389-0-0, были даны разъяснения по применению статьи 16 указанного Закона, Положения статьи 16 Закона, имеют обеспечительно-гарантийный характер, распространяется на всех бывших наймодателей подлежащих приватизации жилых помещений, требующих капитального ремонта, - безотносительно к тому, находились ли такие помещения прежде в собственности государственных или муниципальных образований. Применительно к муниципальным образованиям в лице органов местного самоуправления это законоположение не предопределяет конкретные формы, способы и сроки его исполнения, а, будучи одним из общих принципов осуществления приватизации, в системе действующего законодательства предполагает возможность его конкретизации в муниципальных правовых актах с учетом специфических местных условий для установления наиболее оптимального механизма достижения заложенной в нем цели на основе баланса интересов местного сообщества в целом и группы собственников жилых помещений (часть 3 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-Ф3 «Об общих Принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). На выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого <адрес>, в городе Ульяновска, составляется и утверждается локальная смета, приблизительная стоимость всех необходимых работ превышает 1 миллион рублей. В 2014 году общий объем расходов бюджета муниципального образования «город Ульяновск» составил 7 374 707,8 тыс. рублей, расходы на мероприятия по исполнению решений судебных инстанций по ремонту жилищного фонда предусмотрено 26 065, 5 тыс. рублей. Данная сумма предусмотрена в Ведомственной структуре расходов и закреплена за исполнителем- Комитетом жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска (далее -комитет ЖКХ). В свою очередь Комитет ЖКХ является главным распорядителем бюджетных средств муниципального образования «город Ульяновск» и в области жилищных отношений осуществляет функции заказчика на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры, финансируемых из бюджета муниципального образования «город Ульяновск», участвует в приемке в эксплуатацию данных объектов (Решение Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 № «Об учреждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска»). Администрация города Ульяновска не наделена полномочиями по формированию (утверждению, изменению) местного бюджета. Согласно ст. 30 Устава муниципального образования «город Ульяновск» к исключительной компетенции Городской Думы в соответствии с законодательством относятся утверждение (отклонение) местного бюджета, носящим нормативный характер. Администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск» (ст. 1 Устава МО «города Ульяновска») и правом внесения каких-либо изменений в бюджет не обладает. Таким образом, за счет средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования на 2014 год исполнить указанное выше решение суда невозможно, без соответствующих изменений в бюджет. В адрес Ульяновской Городской Думы направлено письмо с ходатайством о выделении дополнительных денежных средств и выделении дополнительных лимитов на выполнение судебных решений в полном объёме. Уставом муниципального образования «город Ульяновск» и Федеральным законом № от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на администрацию города Ульяновска возложено исполнение более 40 вопросов местного значения, в числе организация в границах городского округа в том числе: электро-, тепло-, -газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, участие в профилактике терроризма и экстремизма, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, организация сбора и вывоза бытовых обходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения и прочее. В настоящее время на исполнении в межрайонном отделе судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области находиться более 500 исполнительных производств (неимущественного характера) по которым администрация города Ульяновска является должником, около 300 исполнительных производств (около 200 решений судов 2010-2014 годов) по решениям судов об обязании произвести капитальный ремонт многоквартирных домов, по общим подсчётам на исполнение решений судов уже находящихся на исполнении у судебных приставов необходимо более 500 миллионов рублей. Администрация города Ульяновска не отстраняется от выполнения вступившего в законную силу решения суда а ставит вопрос о необходимости применения всех процедур предписанных нормами действующего Законодательства для исполнения решения суда. В соответствии с п. 6, 7 статьи 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. В соответствии с пунктом 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Администрация города Ульяновска принимает все меры по надлежащему исполнению решения суда: подготовила и направила в Ульяновскую Городскую Думу письмо о необходимости выделения дополнительного финансирования; подготовила примерную смету расходов; направила в адрес судебного пристава письмо о невозможности исполнения решения суда. На основании изложенного полагают, что в данном случае отсутствуют основания ответственности за нарушение обязательства, предусмотренные 401 ГК РФ.
Судом к участию в деле в качестве ответчика привлечено МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Терехина Е.Г., судебные приставов-исполнителей Долгова С.В., Идрисова Л.И.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Идрисова Л.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась. Ранее в судебном заседании исковые требования не признавала в полном объеме, по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался.
Представитель третьего лица МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался.
Третье лицо Терехина Е.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав судебного пристава-исполнителя, исследовав материалы настоящего гражданского дела, исполнительное производство № №, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч. 11 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 105 названного закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Статьей ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования Терехиной Е.Г. к открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1», администрации города Ульяновска о защите прав потребителей. Суд обязал администрацию города Ульяновска произвести работы по капитальному ремонту элеваторного узла в техническом подвале дома, расположенного по адресу: <адрес>.
На основании вступившего в законную силу решения суда Терехиной Е.Г. выдан исполнительный документ, который был предъявлен в отдел судебных приставов для принудительного исполнения.
По исполнительному производству № судебным приставом-исполнителем 09.04.2014 г. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении администрации города Ульяновска. Как следует из п.п. 2,3 постановления о возбуждении исполнительного производства, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления, а также разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем осуществлен выход по адресу: <адрес>, в результате которого установлено, что решение суда не исполнено, что подтверждается актом совершения исполнительных действий.
ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании с администрации города Ульяновска исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Администрация муниципального образования «город Ульяновск» (сокращенное наименование - администрация города), местная администрация, являющаяся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск» (ст. 1 Устава МО «город Ульяновск»).
В силу ст. 30 Устава МО «город Ульяновск» принятие Устава города Ульяновска и внесение в него изменений и дополнений, утверждение (отклонение) местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период и отчета о его исполнении, утверждение изменений (дополнений) в местный бюджет относятся к исключительной компетенции Городской Думы.
В силу ч. 7 ст. 112 Закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, поэтому п. 1 ст. 81 ФЗ «Об исполнительном производстве» должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, что не исключает освобождение от уплаты этого сбора в полном размере.
В соответствии с ч.1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло меры для надлежащего исполнения обязательства.
Как усматривается из материалов дела, администрацией города Ульяновска представлено достаточно доказательств того, что должником по исполнительному производству предпринимались меры к своевременному исполнению решения суда.
Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
В рассматриваемом случае в действиях истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона об исполнительном производстве, являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
Как усматривается из материалов дела, должником по исполнительному производству предпринимались меры к своевременному исполнению решения суда, в частности, составлен локально-сметный расчет на производство ремонтных работы отношении <адрес> в <адрес>; направлено письмо председателя названного Комитета главе администрации города Ульяновска о рассмотрении вопроса о направлении предложения в Ульяновскую городскую Думу о внесении изменений в решение Ульяновской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» с целью выделения субсидий на возмещение затрат, связанных с проведением в 2014 годах работ по капитальному ремонту многоквартирных домов на территории муниципального образования « город Ульяновск»; направлено письмо зам. главы администрации города Ульяновска в Комитет ЖКХ о предоставлении мотивированного финансово – экономического обоснования для изменений бюджета; направлено письмо главе города Ульяновска с просьбой предусмотреть в доходной части бюджета МО «город Ульяновск» в 2014 г. денежные средства на исполнение судебных решений по капитальному ремонту многоквартирнных домов.
Учитывая изложенные обстоятельства, а также то, что истец не вправе производить перераспределение финансовых средств из других статей бюджета, имеющих иное целевое назначение, и то, что выделение новых бюджетных ассигнований возможно только при условии включения их в закон о бюджете с начала нового финансового года или после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете, суд приходит к выводу о том, что не выполнение администрацией работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в 5-ти дневный срок в данном случае нельзя признать уклонением от исполнения решения суда, что дает основания для освобождения администрации города Ульяновска от ответственности в виде уплаты исполнительского сбора.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования администрации города Ульяновска удовлетворить.
Освободить администрацию города Ульяновска от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству 12496/14/17/73.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.В. Анципович