№ 2-577/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Костомукша 30 сентября 2015 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гельфенштейна В.П.,
при секретаре Нечаевой О.С.,
с участием истца Гильденмайстер Ю.Ю., представителей истца адвоката С.Е.П. и Д.Т.А., представителя ответчика ГУ - УПФ РФ в <адрес> РК (межрайонное) И.К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гильденмайстер Ю.Ю. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонному) о включении в трудовой стаж периода работы, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, и возложении обязанности в ее назначении,
УСТАНОВИЛ:
Истец Гильденмайстер Ю.Ю. обратился в суд с иском к ответчику ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонному) о включении в трудовой стаж периода работы, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, и возложении обязанности в ее назначении по тем основаниям, что 25 апреля 2015 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» в связи с достижением 25-летнего стажа педагогической деятельности. Решением № 16 от 05.05.2015 в установлении пенсии отказано, поскольку педагогический стаж на момент обращения составляет 09 лет 03 месяца 04 дня. Считает, что решение пенсионного органа неверное, поскольку вся его трудовая деятельность с 15 августа 1990 года и по настоящее время проходила с детьми и в учреждениях для детей. Во всех образовательных учреждениях в его должностные обязанности входило обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета - физической культуры. Учреждения и должности, в которых он работал и продолжает работать в настоящее время, поименованы в Списке должностей и учреждений, работы в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность. Во всех периодах работ отвлечения от работы отсутствовали, кроме 26 сентября 1995 года (1 день) - участие в забастовке по закону. Просит признать право на установление досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, отменив решение УПФ РФ в <адрес> РК от 05.05.2015 № 16, включить спорные периоды в специальный трудовой стаж. Обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию с момента обращения за её назначением, то есть с 20.04.2015.
В судебном заседании истец и его представители адвокат С.Е.П. и Д.Т.А. уточнили исковые требования, просят обязать ответчика включить в специальный стаж работы истца, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, следующие периоды: период службы в армии с 04.07.1983 по 05.05.1985, период служебных командировок с 30.01.1997 по 04.02.1997, периоды с 01.01.2001 по 31.12.2014; с 01.01.2015 по 16.08.2015. Обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 16.08.2015.
Представитель ответчика И.К.А. исковые требования с учетом их уточнения не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28.12.2013 года право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 11 названного Федерального закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии п. 19 ч. 1 ст. 30 названного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В судебном заседании установлено, что истец 20 апреля 2015 года обратился в ГУ УПФ РФ в <адрес> с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» в связи с достижением 25-летнего стажа педагогической деятельности.
Решением Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РК (межрайонное) истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку на момент обращения продолжительность стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью истца составляет 09 лет 03 месяца 04 дня, что менее требуемых по закону 25 лет.
При разрешении спора судом установлено, что истцу не включен период его службы в армии с 04.07.1983 по 05.05.1985, служебные командировки в период с 30.01.1997 по 04.02.1997, а также периоды его работы с 01.01.2001 по 31.12.2014, с 01.01.2014 по 16.08.2015.
При назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью истцу не включен период его нахождения в командировках с 30.01.1997 по 04.02.1997.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Исходя из приведенных норм, периоды командировок являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.
Согласно имеющейся в материалах дела справке, уточняющей характер работы или условия № 72 от 13 апреля 2015 года, выданной МБОУ Л/ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» истец, в период с 30.01.1997 по 04.02.1997 находился в командировке.
Таким образом, период нахождения истца в командировке приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся в указанную командировку, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Также при вынесении решения об отказе в установлении пенсии ГУ Управлением Пенсионного фонда РФ в <адрес> истцу не был включен период его прохождения срочной службы в Вооруженных Силах СССР с 04.07.1983 по 05.05.1985.
Отказывая Гильденмайстер Ю.Ю. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, ответчик исключил из специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, период службы истца в Вооруженных Силах СССР с 04 июля 1983 года по 05 мая 1985 года, всего 1 год 10 месяцев 02 дня, подтверждаемый военным билетом истца ББ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях и Правила исчисления периодов работы. В названных Списке и Правилах такая деятельность как служба в рядах Советской Армии по призыву не предусмотрена. Отсутствует такая деятельность и в ранее действующем с 1991 года Списке, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463 и в Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067.
Однако, в период военной службы истца по призыву и до 01 октября 1993 года действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", подпунктом «г» пункта 1 утвержденного им Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения было установлено, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Из смысла пункта 4 названного Положения следует, что военная служба засчитывается в стаж по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с постановлением № 1397, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
По мнению представителя ответчика, для того, чтобы включить период военной службы в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет, истцу необходимо было выработать не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с постановлением № 1397 именно в период его действия, т.е до 01 октября 1993 года.
Суд считает, что данный вывод ошибочен, поскольку в соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения в действие нового правового регулирования, за данной категорией граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, период военной службы Гильденмайстер Ю.Ю. по призыву с 04 июля 1983 года по 05 мая 1985 года подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу о том, что требование истца о включении периодов с 01.01.2001 по 31.12.2014 и с 01.01.2015 по 16.08.2015 удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Стаж работы для назначения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по указанному основанию, определяется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, которым утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
В ходе судебного заседания установлено и подтверждается материалами дела, что истец с 04.01.1996 и по настоящее время работает в должности тренера-преподавателя муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская юношеская спортивная школа № 2» <адрес>.
При этом, работа в должности педагога дополнительного образования в учреждении дополнительного образования детей за периоды, начиная с 01.01.2001 г. засчитывается в специальный стаж только при условии наличия на 01.01.2001 г. стажа педагогической работы, предусмотренной Списком, продолжительностью не менее 16 лет 08 месяцев и факта работы в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2000 г. в должностях, указанных в п. 2 раздела "Наименование должностей", в учреждениях дополнительного образования детей (п. 12 Правил).
Пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, за периоды, начиная с 01 января 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 01 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 08 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Поскольку по состоянию на 01 января 2001 года продолжительность специального стажа истца составляла 09 лет 03 месяца 04 дня, одно из условий, предусмотренное Правилами от 2002 года выполнено не было, а значит период работы истца с 01 января 2001 года по 31 декабря 2014 года и с 01 января 2015 года по 16 августа 2015 года не может быть учтен в его специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации". С учетом не включения данного спорного периода специальный стаж работы истца составляет менее 25 лет, в связи с чем исковые требования о возложении на ответчика обязанности по назначению страховой пенсии с 16.08.2015 удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-196, 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Включить Гильденмайстер Ю.Ю. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии период прохождения срочной службы в Вооруженных Силах СССР с 04.07.1983 по 05.05.1985, период нахождения в служебной командировке с 30.01.1997 по 04.02.1997.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ГУ УПФ РФ в <адрес> РК (межрайонного) в пользу Гильденмайстер Ю.Ю. расходы по оплате государственной пошлины в размере 150 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.П. Гельфенштейн
Мотивированное решение суда составлено 05 октября 2015 года.