Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-155/2022 ~ М-140/2022 от 25.01.2022

Дело № 2-155/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Ола                                                                                                           14 апреля 2022 года

Ольский районный суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Ожеговой Е.Ю.,

при секретаре Дорджиевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ольского районного суда гражданское дело по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Кузьминых А.А. к Повстяному Д.В. о взыскании задолженности по оплате услуг хранения транспортного средства,

у с т а н о в и л:

ИП Кузьминых А.А. обратился в суд с иском к Повстяному Д.В. о взыскании задолженности по оплате услуг хранения транспортного средства. В обоснование иска указал, что 17.09.2021 на основании Закона Магаданской области № 1502-ОЗ от 09.07.2012 истцу по акту приема-передачи 49 АС № 977 было передано на хранение на принадлежащей ему автостоянке «Оборона» автотранспортное средство «Тойота Марк 2» светлого цвета с государственным регистрационным знаком <данные изъяты>, находящееся во владении ответчика и задержанное инспектором ДПС ГМБДД УМВД России по Магаданской области в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации за нарушение Повстяным Д.В. правил дорожного движения. Земельный участок под автостоянкой был предоставлен ЗАО «Специальный магазин «Оборона» под автостоянку легковых автомобилей по договору аренды земель с КУМИ г.Магадана от 30.10.2009 № АН-49-09-03. 25.08.2011 ЗАО «Специальный магазин «Оборона» и ИП Кузьминых А.А. заключили договор уступки прав и обязанностей к договору аренды земель. Приказом Министерства дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области № 42 от 09.04.2021 ИП Кузьминых А.А. включен в реестр специализированных организаций, оказывающих услуги по перемещению и (или) хранению, возврату задержанных транспортных средств на территории Магаданской области. Исходя из Приказа Департамента цен и тарифов Магаданской области № 2-ПР/26 от 31.07.2019 «Об установлении базового уровня тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на территории Магаданской области», приказом ИП Кузьминых А.А. от 01.01.2021 № 1 установлен тариф на хранение задержанных транспортных средств категории «В» и «D» массой до 3,5 тонн в размере 62 руб./час. В связи с неоплатой ответчиком стоимости перемещения и хранения задержанного автотранспортного средства 26.10.2021 в адрес ответчика была направлена заказным письмом претензия об оплате задолженности за перемещение и хранение транспортного средства, в которой также было предложено рассмотреть вопросы согласования графика погашения задолженности или заключения мирового соглашения. До настоящего времени ответа на претензию не поступило, оплата задолженности ответчиком не произведена. На основании вышеизложенного, у истца имеются правовые основания на взыскание суммы в размере 99696 руб. за хранение задержанного транспортного средства с 18.09.2021 по 23.11.2021 включительно (62 руб./час х 24 час. х 67 дн.). Просит суд, взыскать с ответчика в пользу истца расходы за хранение транспортного средства в размере 99696 руб., и расходы на оплату госпошлины в размере 3191 руб.

Истец, извещенный надлежащим образом посредством телефонограммы, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, на исковых требованиях настаивал в полном объеме.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует расписка в получении судебного извещения.

При указанных обстоятельствах, в соответствии с ч.ч.4, 5 ст.167 ГПК РФ, суд нашел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

По общему правилу, сформулированному в части 1 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), основанием задержания транспортного средства, запрещения его эксплуатации является нарушение правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частью 1 статьи 11.8.1, статьями 11.9, 11.26, 11.29, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, частями 1, 3 и 4 статьи 12.8, частями 4 и 5 статьи 12.16, частями 3 - 4, 6 статьи 12.19, частями 1 - 3 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2, статьей 12.26, частью 3 статьи 12.27 КоАП РФ.

Административное задержание транспортного средства представляет собой исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку) и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.

Решение о задержании транспортного средства соответствующего вида, запрещении его эксплуатации или о прекращении указанных задержания и запрещения принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях. Применение соответствующей меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении оформляется протоколом (часть 3 статьи 27.13 КоАП РФ).

Установление порядка перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, отнесено данным Кодексом к компетенции субъектов Российской Федерации (часть 10 статьи 27.13).

При этом КоАП РФ предусматривает, что расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства (часть 11 статьи 27.13).

Из содержания пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что гражданское законодательство может применяться к административным правоотношениям в случаях, предусмотренных законодательством.

Следовательно, на основании указанных норм федеральных законов при помещении задержанного транспортного средства на стоянку и его хранении возникают обязательства хранения в силу закона, на которые распространяются правила главы 47 ГК РФ.

В силу пункта 1 статьи 886 ГК РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.

В соответствии со статьями 896 - 898 ГК РФ поклажедатель обязан выплатить хранителю вознаграждение за хранение вещи, а также возместить ему расходы на ее хранение.

Статьей 210 ГК РФ установлено базовое правило законодательного и договорного регулирования обязанностей собственника о несении бремени содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Тем самым право собственности предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества.

Приведенные положения КоАП РФ, рассматриваемые в том числе во взаимосвязи с указанными статьями ГК РФ, не допускают возмещение расходов на хранение транспортного средства на специализированной стоянке вне связи с обстоятельством привлечения к административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства.

Вместе с тем, как следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 22 апреля 2014 года N 984-О, оплата расходов на перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение не является санкцией за административное правонарушение, при этом в силу указанных положений КоАП РФ не исключается возмещение такой оплаты лицу, не совершившему административного правонарушения, в связи с которым было применено задержание транспортного средства.

Порядок перемещения на территории Магаданской области транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств урегулирован Законом Магаданской области от 09.06.2012 N 1502-ОЗ " (принят Магаданской областной Думой 05.06.2012).

Статьи 1 - 1.3 Закона, указывают на то, что лица, осуществляющие деятельность по перемещению, хранению задержанных транспортных средств - юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по перемещению на специализированную стоянку и (или) хранению транспортных средств, задержанных в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - уполномоченные организации). Перечень уполномоченных организаций, а также перечень мест нахождения на территории Магаданской области специализированных стоянок размещаются уполномоченным Правительством Магаданской области исполнительным органом государственной власти Магаданской области (далее - уполномоченный орган) на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и поддерживается в актуальном состоянии.

Статья 4 Закона устанавливает, что стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства производится по тарифам, которые устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством исполнительным органом государственной власти Магаданской области, осуществляющим государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, товары (работы, услуги) и региональный государственный контроль (надзор) за их применением. Оплата стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства производится в сроки, которые устанавливаются постановлением Правительства Магаданской области. Отношения специализированной организации и лица, привлеченного к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, владельца задержанного транспортного средства в части оплаты стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Срок хранения транспортного средства исчисляется в часах с момента его помещения на специализированную стоянку до момента возврата его владельцу. При исчислении срока хранения транспортного средства учитывается полный час, который составляет шестьдесят минут (п. 11 ст. 3 Закона).

Согласно ст. 5 Закона, возврат задержанных транспортных средств, хранящихся на специализированной стоянке, осуществляется круглосуточно. Транспортное средство возвращается его владельцу лицом, ответственным за хранение транспортного средства, при предъявлении следующих документов: документа, удостоверяющего личность владельца; документа, подтверждающего право владения задержанным транспортным средством, или документов, необходимых для управления задержанным транспортным средством; копии решения уполномоченного должностного лица о прекращении задержания транспортного средства или о возврате задержанного транспортного средства со специализированной стоянки либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 12 статьи 27.13 КоАП.

В судебном заседании установлено, что земельный участок под автостоянкой был предоставлен ЗАО «Специальный магазин «Оборона» под автостоянку легковых автомобилей по договору аренды земель с КУМИ г.Магадана от 30.10.2009 № АН-49-09-03.

25.08.2011 ЗАО «Специальный магазин «Оборона» и ИП Кузьминых А.А. заключили договор уступки прав и обязанностей к договору аренды земель.

Приказом Министерства дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области № 42 от 09.04.2021, ИП Кузьминых А.А. включен в реестр специализированных организаций, оказывающих услуги по перемещению и (или) хранению, возврату задержанных транспортных средств на территории Магаданской области.

Материалами дела подтверждается, что ответчик Повстяной Д.В. не имея права управления транспортным средством, 17.09.2021 в 16 час. 05 мин. в районе д. 6/6 по ул. Левонабережной в г. Магадане управлял транспортным средством Тойота Марк 2, г.р.з. <данные изъяты>, в связи с чем был отстранен от управления автомобилем и данное транспортное средство задержано.

По данному факту постановлением заместителя командира ОСР ДПС ГИБДД УМВД России по Магаданской области от 22.09.2021, Повстяной Д.В. был привлечён к ответственности по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ.

Из акта приема-передачи транспортного средства от 17.09.2021 и журнала регистрации, приема и выдачи транспортных средств, помещенных для хранения на штрафстоянку следует, что автомобиль марки Тойота Марк 2, г.р.з. <данные изъяты>, был принят на ответственное хранение на специализированную стоянку «Оборона» в 19:00 указанной даты, основание - протокол задержания 49 ХВ 203758 от 17.09.2021.

С 17.09.2021 по настоящее время транспортное средство марки Тойота Марк 2, г.р.з. <данные изъяты>, находится на хранении на специализированной стоянке «Охрана», по причине отсутствия обращения владельца.

Таким образом, поскольку вышеуказанный автомобиль был задержан, транспортирован и помещен на специализированную стоянку в связи с совершением ответчиком административного правонарушения, сложившиеся между сторонами правоотношения по хранению транспортного средства возникли в силу закона, при этом, как следует из требования (претензии) на имя ответчика от 26.10.2021, расходы, связанные с хранением указанной вещи хранителю не возмещены.

Приказом Департамента цен и тарифов Администрации Магаданской области от 31.07.2019 № 2-ПР/26 "Об установлении базового уровня тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на территории Магаданской области", стоимость хранения задержанного транспортного средства категории «В» и «D» массой до 3,5 т (включительно) составляет 62,12 руб./час.

Согласно представленному истцом расчету и заявленному объему исковых требований, сумма задолженности составляет 99696 руб. - расходы за хранение транспортного средства с 18.09.2021 по 23.11.2021, что свидетельствует о неисполнении ответчиком своей обязанности по погашению задолженности.

Согласно статье 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3). Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4).

Статьей 10 названного кодекса установлено, что не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (пункт 1).

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" дано разъяснение о том, что, оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 1 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации), например, признает условие, которому недобросовестно воспрепятствовала или содействовала эта сторона, соответственно наступившим или ненаступившим (пункт 3 статьи 157 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности поведения истца, в ходе реализации возникшего правоотношения, судом установлено не было, их отсутствие, также подтверждается направленным ответчику требованием о необходимости явки для решения вопроса оплаты хранения автомобиля и его возвращения, доказательств, свидетельствующих о погашении имеющейся перед истцом задолженности, внесения иных платежей в погашение долга, незаконности взимания платы, ответчиком в ходе рассмотрения дела суду не представлено. Представленный истцом расчет задолженности составлен в соответствии с нормами действующего регионального законодательства и тарифами.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (статья 123, часть 3 Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (часть первая статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.

Поскольку ответчик не представил суду возражений на иск и доказательства в их обоснование, суд обосновывает свои выводы доказательствами, представленными истцом.

При таком положении, учитывая, что взимание платы за хранение задержанного транспортного средства является средством покрытия расходов, непосредственно связанных с оказанием данных услуг, требование истца о взыскании задолженности по оплате услуг хранения транспортного средства является правомерным.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Истцом при обращении в суд понесены расходы по оплате государственной пошлины исходя из суммы заявленных требований в размере 3191 руб. 00 коп., которые подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 321 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования индивидуального предпринимателя Кузьминых А.А. к Повстяному Д.В. о взыскании задолженности по оплате услуг хранения транспортного средства, удовлетворить.

Взыскать Повстяного Д.В. в пользу индивидуального предпринимателя Кузьминых А.А. задолженность по оплате услуг хранения транспортного средства в размере 99696 руб. 00 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3191 руб. 00 коп., а всего взыскать 102887 (сто две тысячи восемьсот восемьдесят семь) руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Ольский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Установить дату составления мотивированного решения - 20.04.2022.

Судья                      Е.Ю. Ожегова

2-155/2022 ~ М-140/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кузьминых Анатолий Анатольевич
Ответчики
Повстяной Денис Васильевич
Суд
Ольский районный суд Магаданской области
Судья
Ожегова Елена Юрьевна
Дело на странице суда
olskiy--mag.sudrf.ru
25.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.01.2022Передача материалов судье
31.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.02.2022Судебное заседание
15.03.2022Судебное заседание
15.03.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
07.04.2022Судебное заседание
17.04.2022Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее