ПРИГОВОР
именем Российской Федерации
28 января 2016 года г. Екатеринбург
Екатеринбургский гарнизонный военный суд под председательством судьи Кожухаря И.В., при секретаре Салтановой С.С., с участием государственных обвинителей – военного прокурора Центрального военного округа <данные изъяты> Иванова Е.В., военного прокурора Еланского гарнизона <данные изъяты> Селиванова А.П., подсудимого Рыбакова А.А. и его защитников – адвокатов Поченкова С.М. и Селивановой Т.Г., подсудимого Балицкого Н.В. и его защитника – адвоката Балая К.Г., а также с участием потерпевших ФИО1 и ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении гарнизонного военного суда материалы уголовного дела в отношении военнослужащего, проходящего военную службу <данные изъяты> в войсковой части №, <данные изъяты>
Рыбакова А.А., <данные изъяты>
и военнослужащего, проходящего военную службу <данные изъяты> в войсковой части №, <данные изъяты>,
Балицкого Н.В., <данные изъяты>
обвиняемых в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 333 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ около <данные изъяты> часов <данные изъяты> Рыбаков А.А. и Балицкий Н.В. у продуктового магазина «<данные изъяты>», расположенного на территории <адрес>, действуя группой лиц, с целью воспрепятствовать законным требованиям патрульных, оказали сопротивление <данные изъяты> ФИО1 и <данные изъяты> ФИО2, которые исполняли возложенные на них специальные обязанности военной службы по суточному патрулированию, то есть являлись иными лицами, исполняющими возложенные на них обязанности военной службы. Свои действия Рыбаков и Балицкий сопровождали применением насилия: Рыбаков нанес потерпевшему ФИО1 множество ударов кулаками, ногой и головой в область головы, туловища и коленного сустава, а Балицкий нанес потерпевшему ФИО2 множество ударов кулаками и ногой в область головы и туловища.
Этими действиями Рыбаков причинил ФИО1 рану нижней губы, ушибы мягких тканей левой скуловой области и «в нижней трети левого бедра», а Балицкий причинил ФИО2 ссадину в правой половине теменной области головы. Указанные телесные повреждения как в совокупности, так и в отдельности не повлекли за собой вреда здоровью ФИО1 и ФИО2.
В судебном заседании подсудимые Рыбаков и Балицкий, каждый в отдельности, свою вину в инкриминированном им деянии признали полностью, дали показания по своему содержанию соответствующие изложенным выше, и показали, что ДД.ММ.ГГГГ около <данные изъяты> часов у продуктового магазина «<данные изъяты>», расположенного на территории <адрес>, с целью воспрепятствовать законным требованиям патрульных, оказали сопротивление <данные изъяты> ФИО1 и <данные изъяты> ФИО2, которые исполняли обязанности по суточному патрулированию. При этом Рыбаков нанес ФИО1 множество ударов кулаками, ногой и головой в область головы, туловища и коленного сустава, а Балицкий нанес ФИО2 множество ударов кулаками и ногой в область головы и туловища.
Помимо личного признания подсудимых их виновность в содеянном подтверждается доказательствами, исследованными в судебном заседании.
Согласно явок с повинной от ДД.ММ.ГГГГ Рыбаков и Балицкий в этот день явились в военный следственный отдел по Еланскому гарнизону и заявили о совершенном ими преступлении.
Потерпевшие ФИО1 и ФИО2, каждый в отдельности, показали, что ДД.ММ.ГГГГ они совместно с <данные изъяты> ФИО3, на основании приказа командира войсковой части №, исполняли обязанности по суточному патрулированию вверенной им территории. При этом у каждого патрульного на левой стороне груди были одеты жетоны с надписью «Патруль». Около <данные изъяты> часов этих суток у продуктового магазина «<данные изъяты>», расположенного на территории <адрес> они заметили военнослужащих, которые были одеты в камуфлированную одежду. Подойдя к этим военнослужащим, они представились и попросили предъявить их документы для установления личности. На их требования, Рыбаков выразился нецензурной бранью, и ФИО2 увидел, как Рыбаков нанес ФИО1 множество ударов кулаками, ногой и головой в область головы, туловища и коленного сустава, а ФИО1 увидел, как Балицкий нанес ФИО2 множество ударов кулаками и ногой в область головы и туловища.
Свидетель ФИО4 – <данные изъяты> войсковой части № показал, что ДД.ММ.ГГГГ около <данные изъяты> часов он осуществлял объезд территории патрулирования на своем автотранспорте. В это время ему на телефон поступила информация о том, что около продуктового магазина «<данные изъяты>» на патруль было совершено нападение. В дальнейшем он увидел ФИО1 и ФИО2, у которых имелись следы физического насилия: покраснения и ссадины на лице и разорванная форменное обмундирование.
Из исследованных в суде показаний свидетелей ФИО4 и ФИО5 усматривается, что они, каждый в отдельности, показали, что ДД.ММ.ГГГГ вместе с Рыбаковым и Балицким покинули казарменное расположение, чтобы прогуляться по <данные изъяты>. Около <данные изъяты> часов этих суток у продуктового магазина «<данные изъяты>», расположенного на территории <адрес> к ним подошли двое военнослужащих, как позже им стало известно ФИО2 и ФИО1, у которых имелись нагрудные отличительные знаки с надписью «Патруль», и, представившись, попросили их представить документы. На их требования, Рыбаков выразился нецензурной бранью, и они увидели как Рыбаков и Балицкий начали оказывать сопротивление ФИО1 и ФИО2. При этом Рыбаков нанес ФИО1 множество ударов кулаками, ногой и головой в область головы, туловища и коленного сустава, а Балицкий нанес ФИО2 множество ударов кулаками и ногой в область головы и туловища.
Согласно заключениям судебно-медицинских экспертов имевшаяся у ФИО1 рана нижней губы, ушибы мягких тканей левой скуловой области и «в нижней трети левого бедра», а у ФИО2 ссадина в правой половине теменной области головы не повлекли за собой кратковременного расстройства здоровья и (или) незначительной стойкой утраты общей трудоспособности, и расцениваются как повреждения, не причинившие вред здоровью человека.
Из исследованной в суде выписки из приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении суточного наряда», журнала <данные изъяты> войсковой части № следует, что в суточный наряд с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ назначен патруль № <данные изъяты> от комендантского взвода войсковой части № согласно графику, в который входили ФИО2 и ФИО1.
Обстоятельства совершения преступления Рыбаков и Балицкий полностью подтвердили и продемонстрировали в ходе следственного эксперимента.
Из исследованной в суде справки о подчиненности следует, что Рыбаков и Балицкий по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в отношениях подчиненности с ФИО2 и ФИО1 не состояли.
По заключению военно-врачебных комиссий подсудимые Рыбаков и Балицкий <данные изъяты>.
Оценивая изложенные доказательства, суд находит их достоверными и в своей совокупности достаточными для разрешения данного уголовного дела.
Исследованными в суде доказательствами достоверно установлено, что примененное <данные изъяты> Рыбаковым и Балицким в отношении <данные изъяты> ФИО1 и <данные изъяты> ФИО2 насилие было сопряжено с очевидным для подсудимых нарушением порядка воинских взаимоотношений, определенных ст.ст. 16, 19, 161 Устава внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации и ст. 3 Дисциплинарного устава Вооруженных сил Российской Федерации, а действия Рыбакова и Балицкого посягали на установленный в армии порядок взаимоотношений между военнослужащими, а также соблюдение воинской дисциплины. Именно эти обстоятельства и определяют содеянное Рыбаковым и Балицким, как воинское преступление.
Поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что <данные изъяты> Рыбаков и Балицкий, действуя группой лиц, оказали сопротивление патрульным <данные изъяты> ФИО1 и <данные изъяты> ФИО2, которые являлись иными лицами, исполняющими возложенные на них обязанности военной службы, сопряженное с насилием, то содеянное ими суд квалифицирует по п. «а» ч. 2 ст. 333 УК РФ.
Решая вопрос о назначении наказания, суд учитывает характер и степень общественной опасности содеянного, личности виновных, обстоятельства, смягчающие им наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденных и условия жизни их семей.
При назначении наказания, суд принимает во внимание, что Рыбаков и Балицкий совершили умышленное тяжкое преступление против военной службы, посягающее на воинский порядок в армии.
Вместе с тем, суд учитывает, что подсудимые впервые привлекаются к уголовной ответственности, совокупностью представленных материалов они характеризуются положительно, оба извинились перед потерпевшими, добровольно возместили им причиненный преступлением моральный вред в сумме по <данные изъяты> каждому, раскаялись в содеянном.
В качестве обстоятельств, смягчающих Рыбакову и Балицкому наказание, суд в соответствии с п.п. «и», «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ признает явку с повинной, добровольное возмещение морального вреда, а также их ходатайство о рассмотрении дела в особом порядке.
Суд также учитывает мнения потерпевших, которые просили проявить к подсудимым снисхождение и просили строго их не наказывать.
Отягчающих наказание подсудимых обстоятельств судом не установлено.
Тщательно исследовав и сопоставив конкретные фактические обстоятельства совершения преступления, данные о личности подсудимых, учитывая одинаковую роль при совершении преступления и положения ст.ст. 7 и 43 УК РФ о целях уголовного наказания, считая возможным исправлением всех подсудимых без изоляции от общества, суд полагает справедливым назначение Рыбакову и Балицкому, с учетом положений частей 1 и 5 ст. 62 УК РФ, наказания в виде лишения свободы условно, с применением ст. 73 УК РФ к каждому из них.
В то же время, учитывая фактические обстоятельства преступления и степень его общественной опасности, а также данные о личности подсудимых, суд не усматривает оснований для применения к подсудимым Рыбакову и Балицкому положений ч. 6 ст. 15 УК РФ и изменения категории совершенного ими преступления на менее тяжкую.
Решая вопрос о процессуальных издержках, связанных с выплатами защитникам сумм за оказание ими юридической помощи подсудимым по назначению, суд не находит оснований для полного или частичного освобождения подсудимых от их возмещения, и считает необходимым возместить их за счет осужденных.
Руководствуясь статьями 307 - 309 УПК РФ, военный суд
ПРИГОВОРИЛ:
признать Рыбакова А.А., Балицкого Н.В. виновными в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 333 УК РФ, на основании которой назначить каждому из них наказание в виде лишения свободы сроком на 2 (два) года.
В соответствии со ст. 73 УК РФ назначенное Рыбакову А.А. и Балицкому Н.В. наказание каждому считать условным, обоим с испытательным сроком в 2 (два) года, в течение которого они должны своим поведением доказать свое исправление.
Обязать осужденных Рыбакова А.А. и Балицкого Н.В. в период испытательного срока доказать свое исправление, во время прохождения военной службы не нарушать воинскую дисциплину, строго соблюдать воинский правопорядок, не менять места жительства и работы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного.
Меру пресечения Рыбакову А.А. и Балицкому Н.В. – подписку о невыезде и надлежащем поведении - по вступлению приговора в законную силу отменить.
Процессуальные издержки по делу, связанные с выплатой вознаграждения защитникам по назначению, взыскать с каждого из осужденных по <данные изъяты> в доход федерального бюджета.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Уральский окружной военный суд через Екатеринбургский гарнизонный военный суд в течение десяти суток со дня провозглашения. В случае подачи апелляционной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, о чем должен указать в своей жалобе. Также осужденный вправе поручать осуществление своей защиты избранному им защитнику либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника. В случае принесения апелляционных представления или жалоб, затрагивающих интересы осужденного, он вправе в течение 10 суток со дня получения их копий подать свои письменные возражения и письменное ходатайство о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.
Председательствующий по делу:
судья Екатеринбургского
гарнизонного военного суда И.В. Кожухарь