Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-7558/2018 ~ М-6356/2018 от 21.09.2018

Дело № 2–7558/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 ноября 2018 г.                                                             г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи                                  Барышевой Т.В.,

при секретаре                                         Коробкове В.Р.,

при участии представителя ответчика                             Чикиной Я.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельниковой ФИО11 к Министерству образования и науки Камчатского края (после переименования Министерство образования и молодежной политики Камчатского края) о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Мельникова Т.Ю. обратилась в суд с иском к Министерству образования и науки Камчатского края о возложении обязанности включить её в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Список) на 2019 год в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование исковых требований указала, что ранее относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В силу действующего законодательства данной категории граждан в случае отсутствия в собственности либо во владении по договору найма жилого помещения при условии достижения возраста 18 лет либо в случае приобретения полной дееспособности до достижения совершеннолетия предоставляется благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма таких помещений. Указанная гарантия урегулирована на уровне субъекта РФ Законом Камчатского края от 18 сентября 2008 г. № 122 "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в Камчатском крае". Приказом заведующего внештатным РОНО от 11 января 1991 г. истец была направлена в школу-интернат № 2 г. Елизово, в связи с чем стала относиться к числу лиц, оставшихся без попечения родителей. В настоящий момент истец проживает в с. Мильково и пользуется фактическим предоставлением квартиры собственником, при этом жилого помещения в собственности не имеет. В целях обеспечения истца жилым помещением Управлением образования Мильковского района в Министерство образования и науки Камчатского края направлено представление о включении истца в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Однако приказом ответчика от 25 июня 2018 г. № 692 истцу отказано во включении в данный Список, поскольку в учетном деле отсутствуют документы о проживании в период времени с 1994 г. по 2005 г. Истец указала, что в периоды с 19 сентября 1991 г. по 13 декабря 1993 г., с 04 сентября 1996г. по 11 февраля 1997 г., с 27 февраля 2006 г. по 25 апреля 2008 г., с 29 января 2009 г. по 07 февраля 2017 г. отбывала наказание в местах лишения свободы. Вместе с тем подтвердить документально проживание в период с 1994 г. по 2005 г. истец не может, поскольку в указанный период не имела постоянного места жительства. Считает, что отсутствие документов, подтверждающих её проживание за данный период, не является основанием для отказа во включении в Список.

На основании Постановления Губернатора Камчатского края от 12 апреля 2017 г. № 33 "Об изменении структуры исполнительных органов государственной власти Камчатского края" Министерство образования и науки Камчатского края переименовано в Министерство образования и молодежной политики Камчатского края.

Истец Мельникова Т.Ю. участия в судебном заседании не принимала, просила рассмотреть дело без её участия.

Представитель ответчика Министерства образования и молодежной политики Камчатского края - Чикина Я.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала согласно отзыву на иск. Дополнительно пояснила, что истцу отказано во включении в Список, в связи с предоставлением неполного пакета необходимых документов, а также доказательств уважительности причин не обращения к ответчику ранее. В отзыве на иск ответчик указал, что ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривается право на предоставление жилого помещения с момента достижения определенной категорией лиц восемнадцатилетнего возраста. В редакции до 01 января 2013 г. указанным категориям лиц гарантировалось обеспечение жилой площадью по месту жительства такого лица. Порядок предоставления жилья регулировался положениями ЖК РФ. Порядок обеспечения жилым помещением по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носил заявительный характер при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении. В настоящее время в Камчатском крае в рамках реализации Федерального закона № 159-ФЗ обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется на основании: закона Камчатского края от 18.09.2008 № 122 «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в Камчатском крае»; закона Камчатского края от 09 октября 2012 г. № 135 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае государственными полномочиями Камчатского края по обеспечению детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями»; постановления Правительства Камчатского края от 24 декабря 2012 г. № 587-П «Об отдельных вопросах предоставления дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Министерство Камчатского края определено уполномоченным органом по формированию Списка. Включение детей - сирот в Список осуществляется на основании представлений органами опеки и попечительства над несовершеннолетними муниципальных образований в Камчатском крае. В представлении органы опеки и попечительства над несовершеннолетними муниципальных образований в Камчатском крае указывают, по какому основанию ребенок - сирота должен быть включен в Список. В целях реализации статьи 71 закона Камчатского края от 18 сентября 2008 г. №122 Министерством образована комиссия по формированию Списка (далее - Комиссия). Представление Мильковского муниципального района о включении Мельниковой Т.Ю. в Список было рассмотрено Министерством. В соответствии с протоколом Комиссии Министерства по формированию Списка от 25 июня 2018 г. № 9, приказом Министерства от 25 июня 2018 г. № 692 Мельниковой Т.Ю. отказано во включении в Список по следующему основанию. Мельникова (Миронова) Т.Ю. - гражданка, ранее относившаяся к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей (мать Мельникова ФИО13, отец Мельников ФИО12, отмена усыновления от 21.12.1990 года). С 16 января 1991 г. по 14 октября 1991 г. (в 15 лет) воспитывалась в Елизовской школе-интернате № 2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полном государственном обеспечении. Отметка о регистрации по месту жительства в паспорте Мельниковой Т.Ю. отсутствует. На основании приговора Елизовского районного народного суда Камчатской области от 1991 г. Миронова - Мельникова Т.Ю. с 15 лет до 18 лет отбывала наказание в воспитательно-трудовой колонии общего режима. 16 февраля 2006 г., 16 июня 2006 г. (в 30 лет) осуждена Быстринским районным судом Камчатского края по ст. 158 УК РФ. 29 января 2009 г. (в 33 года) осуждена Петропавловск-Камчатским городским судом Камчатского края по ст. 105 УК РФ. С 27 июня 2008 г. по 07 февраля 2017 г. (с 32 лет до 40 лет) Мельникова Т.Ю. отбывала наказание в местах лишения свободы, что подтверждено справкой ФКУ ИК-7 от 07 февраля 2017 г. С 15 марта 2017 г. по 15 июня 2017 г. (в 41 год) Мельникова Т.Ю. была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, Камчатский край. С 24 августа 2017 г. по 23 августа 2018 г. (с 41 года до 42 лет) Мельникова Т.Ю. была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, Камчатский край. В исковом заявлении Мельникова Т.Ю. указывает на период отбывания наказания с 04 сентября 1996 г. по 11 февраля 1997 г. (с 20 лет до 21 года). При этом документов, подтверждающих данную информацию, на рассмотрение Комиссии Министерства представлено не было. Таким образом, Мельникова (Миронова) Т.Ю. в период с 1997 г. по 2006 г. имела право обратиться в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края с целью включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Документов, подтверждающих факт обращения Мельниковой (Мироновой) Т.Ю. либо отказа в предоставлении ей благоустроенного жилого помещения, как ребенку-сироте, на рассмотрение Комиссии также не представлено. Мельникова Т.Ю. в своем исковом заявлении также указывает на то, что отсутствие в учетном деле документов, подтверждающих ее проживание в период с 1994 года по 2005 год, не является основанием для отказа во включении в Список. Вместе с тем, законодательно определен перечень документов, необходимых для включения граждан в Список (п.З ст. 71 закона Камчатского края от 18 сентября 2008 г. № 122) и не предусмотрен порядок включения граждан в Список при отсутствии данных документов либо на основании письменного объяснения заявителя. После предоставления вышеуказанных сведений у органа опеки и попечительства Мильковского муниципального района вновь появятся основания подготовить на Мельникову Т.Ю. представление и пакет документов к нему, в целях повторного рассмотрения документов на Комиссии.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Администрация Мильковского муниципального района согласно заявлению просило рассмотреть дело без участия представителя.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы, обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, вместе с тем, Конституция Российской Федерации закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

В статье 1 Федерального закона № 159-ФЗ, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, определены понятия «дети, оставшиеся без попечения родителей» и «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которым к детям, оставшимся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ).

Пунктом 2 ст. 37 ЖК РСФСР, действующим на тот период времени, было предусмотрено, что вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

Жилищное законодательство, действующее до 01 марта 2005 г., включало в себя обязательный принцип принятия граждан на учет нуждающихся в жилье и предоставления гражданам жилых помещений строго по очередности, в том числе и в группе граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений.

Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ, вступившем в законную силу с 01 марта 2005 г., жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 г.), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 г.) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер и осуществлялось при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Таким образом, жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ, вступившим в законную силу с 01 января 2013 г., внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые, в соответствии с п. 2 ст. 4 настоящего Федерального закона, распространяют свое действие на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.

В соответствии с пунктом 9 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В Жилищном кодексе РФ предусмотрены нормы о специализированном жилищном фонде для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом из названного Кодекса исключены нормы о внеочередном предоставлении гражданам указанной категории жилых помещений по договорам социального найма.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ, введенным Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 109.1 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 7.1 Закона Камчатского края от 18 сентября 2008 г. № 122 "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в Камчатском крае" (принят Постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 02 сентября 2008 г. № 275) (далее – Закон Камчатского края № 122) список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список), формируется уполномоченным Правительством Камчатского края исполнительным органом государственной власти Камчатского края.

В Список включаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, достигшие возраста 14 лет (далее - граждане).

Для включения граждан в Список органы опеки и попечительства в течение 60 дней со дня достижения гражданином возраста 14 лет направляют в уполномоченный Правительством Камчатского края исполнительный орган государственной власти Камчатского края представление о включении гражданина в Список по форме, утвержденной правовым актом уполномоченного Правительством Камчатского края исполнительного органа государственной власти Камчатского края, и следующие документы:

1) копию документа, удостоверяющую личность гражданина;

2) копию акта органа опеки и попечительства о назначении гражданину опекуна или попечителя либо о направлении гражданина в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3) копии документов, подтверждающих отсутствие родителей (единственного родителя) или невозможность воспитания ими гражданина (решения суда о лишении родителей родительских прав (об ограничении в родительских правах), признании родителей недееспособными (ограниченно дееспособными), безвестно отсутствующими или умершими; свидетельства о смерти родителей (единственного родителя); документа об обнаружении найденного (подкинутого) ребенка, выданного органом внутренних дел или органом опеки и попечительства; справку об отбывании родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, либо о нахождении родителей в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; решения суда о назначении родителям наказания в виде лишения свободы; иных документов);

4) документы об окончании срока пребывания гражданина в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо о завершении получения профессионального образования, либо об окончании прохождения военной службы по призыву, либо об окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях;

5) документы, подтверждающие право (отсутствие права) гражданина на жилое(ые) помещение(я) (копию договора социального найма, копию договора купли-продажи, копию договора передачи жилого помещения в собственность, копию ордера, копию свидетельства о государственной регистрации права собственности, копию свидетельства о праве на наследство либо информацию федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров, иных органов и организаций, в распоряжении которых находятся необходимые сведения, полученные в порядке межведомственного информационного взаимодействия);

6) документы, представляемые при наличии соответствующих обстоятельств:

а) копии документов, удостоверяющих личности членов семьи гражданина;

б) документы, подтверждающие фактическое проживание по последнему месту жительства гражданина (справку с места жительства о составе семьи, копию поквартирной карточки (выписку из домовой книги), копию финансового лицевого счета);

в) документы, подтверждающие право (отсутствие права) членов семьи гражданина на жилое(ые) помещение(я) (копию договора социального найма, копию договора купли-продажи, копию договора передачи жилого помещения в собственность, копию ордера, копию свидетельства о государственной регистрации права собственности либо информацию федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров, иных органов и организаций, в распоряжении которых находятся необходимые сведения, полученные в порядке межведомственного информационного взаимодействия);

г) документы, подтверждающие невозможность проживания граждан в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются. Перечень таких документов устанавливается постановлением Правительства Камчатского края;

д) справку, подтверждающую право гражданина на дополнительную жилую площадь в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь".

Согласно Постановлению Правительства Камчатского края от 24 декабря 2012 г. № 587-П "Об отдельных вопросах предоставления дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Министерство образования и молодежной политики Камчатского края определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Камчатского края по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно Приложению № 1 к указанному Постановлению № 587-П в срок до 1 августа текущего года с заявлением о предоставлении жилого помещения по месту жительства в Камчатском крае в письменной форме обращаются, в том числе, дети-сироты по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях - в орган в опеки и попечительства по своему месту жительства (п. 2.1).

Для включения лиц, указанных в части 2.1 настоящего Порядка, в План обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот на очередной календарный год органы опеки и попечительства в срок до 1 сентября текущего года направляют в Министерство образования и молодежной политики Камчатского края заявления о предоставлении жилого помещения по форме, утвержденной правовым актом Министерства образования и молодежной политики Камчатского края, а также необходимые документы, в том числе, об окончании срока пребывания гражданина в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо о завершении получения профессионального образования, либо об окончании прохождения военной службы по призыву, либо об окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях; подтверждающие фактическое проживание гражданина по месту предоставления жилого помещения, указанному в заявлении (справку с места жительства о составе семьи, копию поквартирной карточки (выписку из домовой книги), копию финансового лицевого счета, иные документы, подтверждающие фактическое проживание по последнему месту жительства) (п. 3.2).

В срок до 1 октября Министерство образования и молодежной политики Камчатского края утверждает План на очередной календарный год текущего года, в который включаются:

1) дети-сироты, в отношении которых поданы заявления о предоставлении жилых помещений в порядке, предусмотренном пунктами 1, 2 части 2.1 настоящего Порядка;

2) лица, указанные в пунктах 3 - 5 части 2.1 настоящего Порядка, подавшие заявления о предоставлении жилых помещений (п. 3.3).

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в июне 2018 г. в адрес ответчика поступило представление Главы Мильковского муниципального района с просьбой о включении её в Список для обеспечения жилым помещением, в связи с отсутствием закрепленного за ней жилого помещения (л.д. 20).

Основания для подачи представления подтверждаются:

свидетельством о рождении от 13 августа 1981 г. Мельниковой Т.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно которому родителями истца записаны Мельников Ю.И. и Мельникова К.П. (л.д. 25);

решением Быстринского районного народного суда Камчатской области от 21 декабря 1990 г. отменено усыновление в отношении Мельниковой Т.Ю., в связи с чем ей присвоена фамилия согласно свидетельству о рождении до её удочерения – Миронова (л.д. 27-29).

Приказом по Быстринскому внештатному РОНО от 11 января 1991 г. в связи с отменой удочерения Миронова Т.Н. направлена в школу-интернат № 2 г. Елизово, п. Ягодный (л.д. 21).

Из содержания справки от 24 апреля 2015 г. № 244 КГОКУ «Камчатская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что Мельникова (Миронова) Т.Ю. с 16 января 1991 г. по 14 октября 1991 г. воспитывалась и находилась на полном государственном обеспечении в Елизовской школе интернате № 2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 26).

Согласно справке ГУП Камчатское краевое БТИ от 20 декабря 2017 г., Мельникова Т.Ю. право на приватизацию в с. Мильково Камчатского края не использовала, жилого помещения в собственности не имеет (л.д. 19).

Истец имеет регистрацию по месту пребывания по адресу: Камчатский край, Мильковский р-он, <адрес>, на период с 22 августа 2018 г. по 23 августа 2019 г., что подтверждается свидетельством № 264 (л.д. 22).

Приказом № 692 от 25 июня 2018 г. Министерства образования и молодежной политики Камчатского края сформирован Список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, при этом во включении в Список отказано, в том числе, Мельниковой Т.Ю. (л.д. 23-24).

Действительно, федеральное законодательство гарантирует право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, в том числе и после достижения ими возраста 23 лет.

При этом, обязательным условием в реализации права на обеспечение вне очереди жилым помещением является до достижения возраста 23 лет встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

В силу статей 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В силу ст. 21 ГК РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. Незнание истцом законодательства в сфере жилищных прав не является уважительной причиной для их неиспользования. Иных причин, которые можно посчитать уважительными, как то: незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, состояние здоровья, которое объективно не позволяло встать на учет, попытки встать на учет нуждающихся были, но отказано в связи с отсутствием необходимых документов, истцом не представлено.

Как следует из материалов дела, Мельникова Т.Ю. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в период с 1994 г. по 1999 г., когда ей предоставлялась возможность самостоятельно реализовать свои права и обратиться в установленном законом порядке в уполномоченный орган по вопросу постановки ее на учет для получения жилья, не обращалась, то есть свое право не реализовала, на момент обращения к ответчику Мельниковой Т.Ю. исполнилось 42 года, причины уважительности пропуска срока на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении за весь указанный период суду не представлены.

    Из содержания искового заявления следует, что истец находилась в местах лишения свободы в периоды: с 19 сентября 1991 г. по 13 декабря 1993 г., с 04 сентября 1996г. по 11 февраля 1997 г., с 27 февраля 2006 г. по 25 апреля 2008 г., с 29 января 2009 г. по 07 февраля 2017 г. Документы, подтверждающие её нахождение в исправительном учреждении с 04 сентября 1996 г. по 11 февраля 1997 г., а также документы, подтверждающие уважительность причин не обращения к ответчику за периоды, когда истец не отбывала наказание в исправительных учреждениях за период с 1997 г. по 2006 г. при обращении к ответчику не были предоставлены. Не представлено таковых доказательств истцом и в судебное заседание.

Таким образом, поскольку на момент обращения с заявлением о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений Мельникова Т.Ю. достигла возраста 42 лет, до 23 лет в установленном порядке не заявила о своем праве на получение жилья, к категории лиц, имеющих право на государственную поддержку в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» она не относится, доказательств, подтверждающих уважительность причин не обращения в уполномоченный орган в периоды, когда она не находилась в местах лишения свободы, не установлено, оснований для включения Мельниковой Т.Ю. в указанный Список не имеется.

    Кроме того, истцом заявлено требование о включении ее в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на 2019 год, тогда как План обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот на 2019 год уже утвержден Министерство образования и молодежной политики Камчатского края до 01 октября 2018 г.

Принимая во внимание положения вышеназванных норм материального права, требование закона о предоставлении документов, подтверждающих право гражданина на обеспечение жилым помещением, а также конкретные обстоятельства по делу, суд приходит к выводу, что требования Мельниковой Т.Ю. к Министерства образования и молодежной политики Камчатского края о возложении обязанности в течение 10 календарных дней после вступления решения суда в законную силу включить Мельникову ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ рождения в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на 2019 год удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    В удовлетворении иска Мельниковой ФИО15 к Министерства образования и молодежной политики Камчатского края о возложении обязанности в течение 10 календарных дней после вступления решения суда в законную силу включить Мельникову ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на 2019 год отказать.

    Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

    Мотивированное решение составлено 03 декабря 2018 г.

Председательствующий                                                                  Т.В. Барышева

Подлинник решения находится в деле

Петропавловск-Камчатского городского суда

Камчатского края № 2-7558/2018

2-7558/2018 ~ М-6356/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Мельникова Татьяна Юрьевна
Ответчики
Министерство образования и науки Камчатского края
Другие
Администрация Мильковского муниципального района
Суд
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края
Судья
Барышева Татьяна Вячеславовна
Дело на странице суда
p-kamchatsky--kam.sudrf.ru
21.09.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.09.2018Передача материалов судье
26.09.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.10.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
19.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.11.2018Судебное заседание
03.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.03.2019Дело оформлено
29.03.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее