ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Астрахань 18 февраля 2022 г.
Советский районный суд г. Астрахани в составе председательствующего Ферапонтова Н.Н.,
с участием государственного обвинителя – помощника прокурора Советского района г. Астрахани Винник Е.Ю.,
защитника – адвоката Проценко Р.В.,
при ведении протокола секретарем Разгильдеевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении
Зилова Сергея Александровича, <данные изъяты>
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Органом предварительного расследования Зилов С.А. обвиняется в том, что 16 июля 2021 г. в период с 21.00 часов до 22.00 часов, находясь в кухне дома <адрес>, в ходе ссоры с <ФИО>1, действуя умышленно, с целью причинения смерти <ФИО>1, взял в правую руку нож хозяйственно-бытового назначения, и нанес им один удар в область передней поверхности груди <ФИО>1, чем причинил ему колото-резаное ранение груди, проникающее в грудную полость, со сквозным повреждением верхней доли левого легкого, сердца, 4-го ребра, осложнившееся развитием тампонады сердца кровью, от которого наступила смерть <ФИО>1 Это телесное повреждение соответствует тяжкому вреду здоровья <ФИО>1 и состоит в прямой причинной связи с наступлением его смерти. То есть, Зилов С.А. обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК Российской Федерации.
Подсудимый Зилов С.А. умер 2 января 2022 г.
В судебном заседании государственный обвинитель просила прекратить уголовное дело в отношении Зилова С.А. в связи со смертью подсудимого. Защитник полагал возможным прекратить уголовное дело по данному основанию.
Обсудив вопрос о прекращении уголовного дела в отношении Зилова С.А. в связи со смертью подсудимого, суд приходит к следующему выводу.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 254 УПК Российской Федерации суд прекращает уголовное дело в судебном заседании в случаях, если во время судебного разбирательства будут установлены обстоятельства, указанные в пунктах 3 - 6 части первой статьи 24 и пунктах 3 - 6 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК Российской Федерации уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению по основанию смерти подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего.
В силу положений ст. 133 УПК Российской Федерации прекращение уголовного дела в связи со смертью подсудимого не влечет за собой его реабилитацию.
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2011 г. N 16-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 4 части первой статьи 24 и пункта 1 статьи 254 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.И. Александрина и Ю.Ф. Ващенко» применительно к прекращению уголовного дела в связи со смертью подозреваемого (обвиняемого) защита конституционных прав личности не может быть обеспечена без предоставления близким родственникам умершего права настаивать на продолжении производства по уголовному делу с целью его возможной реабилитации и соответствующей обязанности публичного органа, ведущего уголовный процесс, обеспечить реализацию этого права. Исходя из конституционных положений, закрепляющих принцип охраны государством достоинства личности, право каждого на защиту своей чести и доброго имени, состязательность и равноправие сторон судопроизводства, гарантии государственной, в том числе судебной, защиты прав и свобод человека и гражданина, принцип презумпции невиновности, при заявлении возражения со стороны близких родственников подозреваемого (обвиняемого) против прекращения уголовного дела в связи с его смертью орган предварительного расследования или суд обязаны продолжить предварительное расследование либо судебное разбирательство. При этом указанным лицам должны быть обеспечены права, которыми должен был бы обладать подозреваемый, обвиняемый (подсудимый), аналогично тому, как это установлено частью восьмой статьи 42 УПК Российской Федерации применительно к умершим потерпевшим, ибо непредоставление возможности отстаивать в уголовном процессе свои права и законные интересы любыми не запрещенными законом способами означало бы умаление чести и достоинства личности самим государством (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2003 года N 7-П).
Как следует из материалов дела, подсудимый Зилов С.А. умер 2 января 2022 г. От супруги подсудимого <ФИО>2, действующей за себя и несовершеннолетнюю дочь <ФИО>3, а также от сына подсудимого – <ФИО>4 поступили заявления, в которых они не возражают прекратить уголовное дело в отношении Зилова С.А. в связи со смертью подсудимого.
При таких условиях, а также учитывая отсутствие обстоятельств, препятствующих прекращению уголовного дела по данному основанию, уголовное дело в отношении Зилова С.А., обвиняемого по ч. 1 ст. 105 УК Российской Федерации подлежит прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 254, 256 УПК Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Уголовное дело в отношении Зилова Сергея Александровича по обвинению его в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК Российской Федерации прекратить по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК Российской Федерации в связи со смертью подсудимого.
Постановление может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Астраханского областного суда в порядке, установленном гл. 45.1 УПК Российской Федерации в течение 10 суток со дня его постановления.
Председательствующий Н.Н. Ферапонтов