Дело № 5-37/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Сокол 18 марта 2020 года
Вологодская область
Судья Сокольского районного суда Вологодской области Попова Е.Б., при секретаре Клюшиной М.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы крестьянского (фермерского) хозяйства Яруничева А.Л., ОГРН №, ИНН №, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, проживающего по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
в ходе проведения территорильным отделом Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Сокольском, Усть-Кубинсокм, Вожегодском, Сямженском, Харовском, Верховажском районах в период с 27 января 2020 года по 31 января 2020 года проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности в отношении главы крестьянского (фермерского) хозяйства Яруничева А.Л. по решению Сокольского районного суда Вологодской области от 06 ноября 2019 года № 5-384/2019, выявлено, что главой крестьянского (фермерского) хозяйства Яруничевым А.Л. допущены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившегося в нарушении санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления: Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ), СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства» (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03), а именно:
- на производственной территории животноводческого предприятия главы крестьянского (фермерского) хозяйства (далее – КФХ) Яруничева А.Л. по адресу: <адрес>, допускается накопление и временное хранение промышленных отходов (кора древесная в смеси с грунтом, старые автомобильные покрышки, резиновые изделия, строительные отходы в мешках (доски, бревна) и бытовых отходов (пищевая упаковка, старые бутылки, хозяйственная упаковка) на открытой грунтовой площадке без тары (навалом), поверхность площадки не оборудована искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием, по периметру площадки отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков, что является нарушением ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, п.п. 3.4, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03;
- на предприятии главы КФХ Яруничева А.Л. не определены условия сбора, накопления и периодичность вывоза образующихся промышленных отходов, на предприятии отсутствует документ, регламентирующий организацию работ по обращению с отходами, что является нарушением ст. 11, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, п.п. 3.6, 3.15 СанПиН 2.1.7.1322-03.
31 января 2020 года главным специалистом-экспертом ТОУ Роспотребнадзора Якуничевой Е.И. в отношении главы крестьянского (фермерского) хозяйства Яруничева А.Л. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В судебном заседании должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, главный специалист-эксперт ТОУ Роспотребнадзора Якуничева Е.И. поддержала протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 6.35 КоАП РФ, в отношении главы крестьянского (фермерского) хозяйства Яруничева А.Л., пояснила, что ею проведена проверка устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде приостановления деятельности в отношении КФХ Яруничева А.Л. по решению суда от 06 ноября 2019 года, в ходе которой установлено, что КФХ Яруничевым А.Л. частично убраны промышленные отходы с территории животноводческого предприятия, однако не в полном объеме, в связи с чем в отношении него составлен протокол по части 1 статьи 6.35 КоАП РФ, при назначении наказания просила суд приостановить деятельность в части размещения отходов на производственной территории животноводческого предприятия главы КФХ Яруничева А.Л. по адресу: <адрес> сроком на 90 суток с учетом погодных условий.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Яруничев А.Л. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ ).
В соответствии со статьёй 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со статьёй 26.11 КоАП РФ судья оценивает собранные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, учитывая, что никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, а также с позиции соблюдения.
Статьёй 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Соблюдение санитарных правил указанными лицами является обязательным (пункт 3 статьи 39 Закона №52-ФЗ).
В соответствии со статьей 11 Закона № 52-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Частью 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктами 3.4, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 предусмотрено, что в зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить: в производственных или вспомогательных помещениях; в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями); в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях; в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах; на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках. При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Согласно пункту 3.6 СанПиН 2.1.7.1322-03 накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно. Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в Техническом регламенте (проекте, паспорте предприятия, ТУ, инструкции) с учетом агрегатного состояния и надежности тары. При этом хранение твердых промотходов I класса разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах); III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках; IV - навалом, насыпью, в виде гряд.
Пунктом 3.15 СанПиН 2.1.7.1322-03 предусмотрено, что периодичность вывоза накопленных отходов с территории предприятия регламентируется установленными лимитами накопления промышленных отходов, которые определены в составе проекта развития промышленного предприятия или в самостоятельном проекте обращения с отходами.
В соответствии с частью 1 статьей 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 6.35 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица; лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ответственные за обеспечение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления.
Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта рассматриваемого административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо либо лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ответственное за обеспечение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления.
Согласно Выписке из ЕГРИП Крестьянское (фермерское) хозяйство зарегистрировано в Межрайонной ИФНС России № 11 по Вологодской области 25 февраля 2015 года, главой КФХ является Яруничев А.Л., основным видом деятельности КФХ является разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока, дополнительными видами: выращивание зерновых, разведение сельскохозяйственной птицы и т.д.
Земельный участок с кадастровым номером № площадью 18 255 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для эксплуатации и обслуживания здания котельной и двух зданий коровников, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Яруничеву А.А. (копия свидетельства о регистрации права от 20 августа 2015 года).
Как следует из материалов дела, в ходе проведения территорильным отделом Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Сокольском, Усть-Кубинсокм, Вожегодском, Сямженском, Харовском, Верховажском районах в период с 27 января 2020 года по 31 января 2020 года проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности в отношении главы крестьянского (фермерского) хозяйства Яруничева А.Л. по решению Сокольского районного суда Вологодской области от 06 ноября 2019 года № 5-384/2019, установлено нарушение главой крестьянского (фермерского) хозяйства Яруничевым А.Л. законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления: Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ), СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства» (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03), а именно:
- на производственной территории животноводческого предприятия главы КФХ Яруничева А.Л. по адресу: <адрес>, допускается накопление и временное хранение промышленных отходов (кора древесная в смеси с грунтом, старые автомобильные покрышки, резиновые изделия, строительные отходы в мешках (доски, бревна) и бытовых отходов (пищевая упаковка, старые бутылки, хозяйственная упаковка) на открытой грунтовой площадке без тары (навалом), поверхность площадки не оборудована искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием, по периметру площадки отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков, что является нарушением ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, п.п. 3.4, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03;
- на предприятии главы КФХ Яруничева А.Л. не определены условия сбора, накопления и периодичность вывоза образующихся промышленных отходов, на предприятии отсутствует документ, регламентирующий организацию работ по обращению с отходами, что является нарушением ст. 11, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, п.п. 3.6, 3.15 СанПиН 2.1.7.1322-03.
31 января 2020 года главным специалистом-экспертом ТОУ Роспотребнадзора Якуничевой Е.И. в отношении главы крестьянского (фермерского) хозяйства Яруничева А.Л. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 6.35 КоАП РФ.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что глава КФХ Яруничев А.Л., являясь субъектом правоотношения, в силу действующего законодательства Российской Федерации, должен был и имел реальную возможность для принятия необходимых и достаточных мер обеспечить соблюдение приведённых в настоящем постановлении требований санитарно-эпидемиологических правил и норм, однако этого не сделал, в связи с чем должен нести административную ответственность.
Действия главы КФХ Яруничев А.Л. суд квалифицирует по части 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку главой КФХ Яруничевым А.Л. допущено нарушение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Факт совершения главой крестьянского (фермерского) хозяйства Яруничевым А.Л. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказан и подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 31 января 2020 года № 22/11/05-15, актом проверки № 11/05-15 от 31 января 2020 года, постановлением Сокольского районного суда Вологодской области от 06 ноября 2019 года по делу № 5-384/2019, объяснением Яруничева А.Л. о том, что на площадке отходы не убраны в полном объеме по причине погодных условий, и другими материалами дела, иными доказательствами в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств, в соответствии со статьёй 4.2 КоАП РФ судья учитывает признание вины.
Обстоятельством, отягчающим административное наказание, в соответствии со статьёй 4.3 КоАП РФ, является повторное совершение однородного административного правонарушения.
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих принятие главой КФХ Яруничевым А.Л. всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, не представлено.
Установлено, что выявленные правонарушения соблюдения главой КФХ Яруничевым А.Л. санитарно-эпидемиологического законодательства создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения. При таких обстоятельствах выявленные нарушения не могут быть расценены как малозначительные.
Согласно части 1 статьи 3.12 КоАП РФ об административных правонарушениях административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Принимая во внимание все обстоятельства административного правонарушения, учитывая, наличие как смягчающих, так и отягчающих наказание обстоятельств, непринятие достаточных мер к устранению допущенных нарушений, установленных ранее решением суда, поскольку производственная территория животноводческого предприятия у д. Кокошилово не очищена в полном объеме от отходов, суд считает возможным назначить наказание в виде административного приостановления деятельности в части размещения отходов, в связи с тем, что данный вид наказания может обеспечить достижение целей административного законодательства (ст. 1.2, ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ), исходя из того, что деятельность посягает на санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан.
Сроки привлечения к ответственности, предусмотренные статьей 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истекли. Основания для освобождения главы КФХ Яруничева А.Л. от наказания отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 3.12, 6.35, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░ №, ░░░ №) ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░░ 6.35 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░ 90 ░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ 11 ░░░░░ 25 ░░░░░ 18 ░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 32.12 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░