УИД 73RS0001-01-2023-005966-29
Дело № 2а-5590/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(резолютивная часть)
07 ноября 2023 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Жилкиной А.А.,
при секретаре Антоновой Е.А.,
с участием: административного истца, представителя административного ответчика МБОУ «Средняя школа №», представителя заинтересованного лица Управления образования администрации г. Ульяновска
в отсутствие: представителя заинтересованного лица УВО по городу Ульяновску – филиала ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области»,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа №» о возложении обязанности устранить нарушения требований антитеррористического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа №», в котором просил возложить обязанность на МБОУ «Средняя школа №» в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда осуществить оборудование охранной сигнализацией помещения МБОУ «Средняя школа №», расположенного по адресу: <адрес>, а также установить контрольно-пропускной пункт при въезде на территорию объекта, оборудовать въезд на территорию объекта средствами снижения скорости.
В обоснование административных исковых требований указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности образовательной организации, законодательства в сфере обеспечения безопасности условий образовательного процесса. Проверкой установлено, что в нарушение требований законодательства не обеспечена охрана МБОУ «Средняя школа №», здание образовательного учреждения не оборудовано охранной сигнализацией, отсутствует контрольно-пропускной пункт на въезде на территорию объекта. въезд на территорию объекта не оснащен средствами снижения скорости.
В судебном заседании административный истец помощник прокурора административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске, просил административный иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика - МБОУ «Средняя школа №», действующая на основании приказа, не оспаривала факт нарушения закона, пояснила, что в настоящее время принимаются меры для приведения помещений школы в нормативное состояние, подготовлен проект, однако заключение контракта затруднительно по причине окончания финансового года, а устранение нарушений требует дополнительного финансирования.
Представитель заинтересованного лица Управления образования администрации г. Ульяновска в судебном заседании поддержал пояснения административного ответчика, указав, что устранить выявленные нарушения будет возможно после выделения дополнительного финансирования в новом финансовом году.
Иные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела по существу.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
В силу пункта 7 части 1 статьи 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В соответствии с пунктом "д" статьи 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Согласно части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от < 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Как следует их пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно части 1 статьи 42 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные данным Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
При этом в целях унификации действующего законодательства положения части 2 статьи 42 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" устанавливают необходимость применения понятия "свод правил", принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.
Как следует из положений пункта 6.48 свода правил "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 (утверждены Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/10)", для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся предписано предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Указанная норма в п. 6.28 содержится и в своде правил СП 118.13330.2022. Свод правил. Общественные здания и сооружения. СНиП 31-06-2009" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 19.05.2022 N 389/пр), а именно по заданию на проектирование для обеспечения комплексной безопасности, антитеррористической защищенности и охраны общественных зданий следует предусматривать на первом этаже помещения для сотрудников организаций, обеспечивающих охрану общественного здания, с установкой в этих помещениях систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации, канала передачи тревожных сообщений в службу по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" посредством голосовой связи (телефонной связи общего пользования) или иных типов передачи информации при подтвержденной технической возможности приема и обработки техническими средствами службы передаваемой информации. Для образовательных организаций указанное помещение является обязательным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации.
Для объектов (территорий) в зависимости от категории опасности в разделе III данных Требований перечислены мероприятия по их антитеррористической защищенности, в частности для объектов (территорий) первой категории опасности - мероприятия, предусмотренные пунктами 24 - 27.
В соответствии с п. 25 указанных Требований, в отношении объектов (территорий) первой категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются, в том числе оснащение системами охранной сигнализации (пп. "а"); оборудование системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (пп. "д"). Кроме того, п. 27 предусмотрено оборудование въездов на объект (территорию) пропускными пунктами (пп. "а"), а также средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами (пп. "б").
Следовательно, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.
Судом установлено, что прокуратурой совместно с уполномоченными лицами Управления Росгвардии по Ульяновской области проведена проверка соблюдения в МБОУ «Средняя школа №» законодательства, регламентирующего условия содержания, воспитания и обучения детей, в том числе законодательства о противодействии терроризму.
В ходе проверки было установлено, что здание образовательного учреждения не оборудовано охранной сигнализацией, отсутствует контрольно-пропускной пункт на въезде на территорию объекта. въезд на территорию объекта не оснащен средствами снижения скорости.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки прокурором в адрес учреждения направлено представление об устранении нарушений закона.
В ответ на представление, директором МБОУ «Средняя школа №» направлено информационное письмо о направлении заявки на выделение денежных средств в адрес начальника Управления образования администрации г. Ульяновска.
Установив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что осуществление деятельности МБОУ «Средняя школа №» при наличии выявленных нарушений законодательства, регламентирующего условия содержания, воспитания и обучения детей, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области обеспечения безопасности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.
В соответствии с п. 25 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются мероприятия, в том числе по оснащению объектов (территорий) охранной сигнализацией, оборудованием контрольно-пропускным пунктом, средствами снижения скорости.
Стороной административного ответчика не представлено доказательств наличия на исследуемом объекте охранной сигнализации, контрольно-пропускного пункта, средств снижения скорости, установка которых прямо предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению.
Предложенный административным истцом срок для устранения недостатков: суд считает недостаточным, исходя из особенностей бюджетного финансирования, окончания финансового года, в связи с чем, устанавливает срок 3 месяца для устранения недостатков.
Административный иск рассмотрен в пределах заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск прокурора Ленинского района г. Ульяновска, удовлетворить.
Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанность оборудовать охранной сигнализацией помещения МБОУ «Средняя школа №», расположенных по адресу: <адрес>, установить контрольно-пропускной пункт при въезде на территорию объекта, оборудовать въезд на территорию объекта средствами снижения скорости.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А. Жилкина
Мотивированное решение изготовлено 21.11.2023 г.