Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-561/2014 ~ М-582/2014 от 19.06.2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 августа 2014 года п. Арсеньево

Одоевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Валицкой Л.В.,

при секретаре Телышевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению администрации муниципального образования Астаповское Арсеньевского района к заинтересованным лицам Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области и территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,

установил:

заявитель администрация муниципального образования Астаповское Арсеньевского района обратилась в Одоевский районный суд с заявлением к заинтересованным лицам Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области и территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь. Свои требования обосновывает тем, что ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества – гидротехнического сооружения, расположенного по адресу: <адрес> Согласно информациям территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и министерства имущественных и земельных отношений Тульской области указанное нежилое помещение в реестре федерального имущества и реестре имущества Тульской области не числится. Ссылаясь на ст.225 ГК РФ, заявитель просит признать право собственности муниципального образования Астаповское на гидротехническое сооружение, расположенное по адресу: <адрес> с кадастровым (условным)

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Чечеткин С.Г. требования поддержал и просил удовлетворить, пояснив, что при проведении проверки прокуратурой Арсеньевского района совместно с Приокским управлением Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору было установлено, что сведений о собственнике гидротехнического сооружения пруда у д. В. не имеется. Согласно решению О. районного суда от ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального образования Астаповское обязывалась в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в орган регистрации прав на недвижимое имущество о признании гидротехнического сооружения – пруда, расположенного у <адрес>, бесхозяйным. ДД.ММ.ГГГГ после сбора документации органом, осуществляющим регистрацию права на недвижимое имущество – гидротехническое сооружение у <адрес> был принят на учет под условным как бесхозяйный. По истечении года в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ "Об общих принципах органов местного самоуправления в Российской Федерации" администрация обратилась в суд с заявлением о признании права собственности на указанное сооружение, поскольку собственника нет, а отсутствие собственника этого сооружения влечет невозможность исполнения предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, организации эксплуатации гидротехнического сооружения, проведения регулярных обследований гидротехнического сооружения, осуществления взаимодействия по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, что создает условия для возникновения чрезвычайных ситуаций и может быть использовано, в том числе в террористических целях, а в силу пункта 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах органов местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Перед обращением в суд глава администрации ездил в территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тульской области, где ему сообщили, что это ГТС не относится к федеральной собственности. Ранее указанный пруд располагался на землях совхоза «Я.», который был преобразован в СПК «Я.», а затем исключен из государственного реестра юридических лиц, но документов на этот пруд не найдено. На другой пруд были найдены документы, он служил целям для водопоя животных. Земля, на которой расположено ГТС у <адрес>, в настоящее время находится в черте муниципального образования Астаповское.

Представитель заинтересованного лица территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области в зал судебного заседания не явился, о времени, дате и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, об уважительности причин неявки представителя не сообщил и не ходатайствовал об отложении судебного разбирательства.

Заинтересованное лицо министерство имущественных и земельных отношений Тульской области о времени, дате и месте судебного разбирательства извещено надлежаще и своевременно, своего представителя в зал судебного заседания не направило и не ходатайствовало об отложении судебного разбирательства.

Исходя из требований ст.167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие заинтересованных лиц.

Выслушав заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Согласно ч. 2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.

В силу ч.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом, иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно ч. 3 указанной нормы по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с ч. 2 ст. 293 ГПК РФ суд принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на недвижимую вещь, если признает, что эта вещь не имеет собственника или ее собственник неизвестен и она принята на учет в установленном порядке.

Основания приобретения права собственности предусмотрены ст. 218 ГК РФ.

В силу ч. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Статья 10 "Формы собственности на мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения" Федерального закона от 10 января 1996 года N 4-ФЗ "О мелиорации земель" устанавливает, что мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В силу ст. 12 ФЗ "О мелиорации" от 10.01.1996 г. в собственности муниципальных образований могут находиться отдельно расположенные гидротехнические сооружения, расположенные в пределах одного муниципального образования и осуществляющие межхозяйственное или внутрихозяйственное водораспределение.

В статье 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ закреплено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

По правилам части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В силу части 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним) предусмотрено, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Из анализа ст. 1 ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" следует, что повреждение гидротехнических сооружений может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Соответствующие полномочия орган местного самоуправления может реализовывать только на общих основаниях - как собственник гидротехнического сооружения.

Абзацем 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" установлено, что гидротехническими сооружениями являются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

Собственником гидротехнического сооружения может быть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением (абзац 4 статьи 3 названного ФЗ).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органом местного самоуправления самостоятельно.

Таким образом, законодательство Российской Федерации не исключает возможности нахождения гидротехнического сооружения как в государственной, так и в муниципальной собственности.

В силу части первой статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.

Данное сооружение в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" относится к гидротехническим сооружениям, состоит из грунтовой насыпной плотины в д. В. отнесенной к территории муниципального образования Астаповское.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления администрации муниципального образования Астаповское Арсеньевского района Тульской области в указанный реестр внесена запись о принятии спорного гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества с присвоением ему кадастрового

Уставом сельского поселения муниципального образования Астаповское Арсеньевского района к вопросам местного значения данного муниципального образования относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельского поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельского поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории сельского поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Из кадастрового паспорта на сооружение явствует, что рассматриваемый объект расположен в административных границах сельского поселения муниципального образования Астаповское Арсеньевского района Тульской области.

Согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Территориального управления Росимущества в Тульской области, департамента имущественных и земельных отношений Тульской области гидротехническое сооружение пруда у д. Вязок не относится к объектам государственной (федеральной, региональной), муниципальной либо частной собственности, сведения о собственнике данного имущества отсутствуют

Из акта проверки сооружения, расположенного в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что гидротехническое сооружение, расположенное на территории д. В. муниципального образования Астаповское, находится в неудовлетворительном техническом состоянии и является бесхозяйным, что создает реальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни, здоровью граждан, угрозу причинения вреда их имуществу.

Отсутствие собственника спорного гидротехнического сооружения, расположенного на территории муниципального образования, влечет неисполнение требований действующего законодательства об обязанности сельского поселения по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.

Статьей 50 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.

Суд, учитывая пояснения представителя заявителя, что сооружение предназначено для нужд жителей поселения, требования Постановления Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3020-1 ?О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность? а также, что территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тульской области, представляя Российскую Федерацию, не заявило свои права на указанное гидротехническое сооружение, а субъект Российской Федерации – Тульская область – в течение года не заявила свои права на указанный объект, заявленные требования о признании права муниципальной собственности на гидротехническое сооружение по адресу: <адрес>, - подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

заявление администрации муниципального образования Астаповское Арсеньевского района к заинтересованным лицам Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области и территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь - удовлетворить.

Признать право собственности муниципального образования Астаповское на гидротехническое сооружение, ДД.ММ.ГГГГ. постройки, расположенное по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение месяца через Одоевский районный суд с момента изготовления мотивированного решения.

Право собственности подлежит обязательной регистрации в органах Росреестра РФ по Тульской области.

Судья Л.В. Валицкая

2-561/2014 ~ М-582/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация МО Астаповское Арсеньевского района
Другие
Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Тульской области
министерство имущественных и земельных отношений Тульской области
Суд
Одоевский межрайонный суд Тульской области
Судья
Валицкая Любовь Владимировна
Дело на сайте суда
odoevsky--tula.sudrf.ru
19.06.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.06.2014Передача материалов судье
23.06.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.06.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.07.2014Подготовка дела (собеседование)
02.07.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.07.2014Судебное заседание
17.07.2014Судебное заседание
07.08.2014Судебное заседание
07.08.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.09.2014Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее