Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 сентября 2020 года город Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе
председательствующего судьи Сапего О.В.
при секретаре судебного заседания Софоновой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2545/2020 по иску Новиковой М.В. к ООО «ЭкоСтройРесурс» о защите прав потребителей: понуждении предоставить документы, указанные в заявлении от <дата> (а именно:документ, подтверждающий письменное согласие Новиковой М.В. на обработку персональных данных организацией ООО «Эко-СтройРесурс»; документ, подтверждающий наличие права у ООО «Эко-СтройРесурс» обрабатывать персональные данные; документ, подтверждающий наличие договорных или иных отношений; документ, подтверждающий согласие (акцепт) на условия по договорам с ООО «Эко-Строй Ресурс», в случае если такие договоры были заключены; документ, подтверждающий фактическое выполнение работ (услуг)), взыскать неустойку в размере 1 000 000 рублей и также штраф),
У С Т А Н О В И Л:
Истец Новикова М.В. обратилась в суд к ответчику ООО «ЭкоСтройРесурс» с иском о защите прав потребителей, в котором просит обязать ответчика предоставить документы, указанные в заявлении от <дата>, взыскать неустойку в размере 1 000 000 рублей, а также штраф в размере 50% от суммы неустойки, предусмотренной п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», в обоснование доводов ссылаясь на то, что <дата> мировым судьей судебного участка №77 судебного района г. Сызрани Самарской области был вынесен судебный приказ по заявлению ООО «ЭкоСтройРесурс» ИНН № *** к Новиковой М.В. о взыскании якобы задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО в размере 3 570,32 рублей, а также расходов по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей. Судебный приказ Новиковой М.В. был отменен. <дата> ценным письмом с описью вложения, в адрес ответчика истцом было направлено заявление-требование о предоставлении документов, подтверждающих наличие между Новиковой М.В. и ответчиком договорных отношений, а также документа подтверждающего ее письменное согласие на обработку персональных данных ответчиком. В данном заявлении ответчику было указано на ответственность за невыполнение требований в установленный срок, в виде выплаты неустойки в размере 1 000 000 рублей. Ответчик в установленный срок не отреагировал на требование истца, после чего была направлена досудебная претензия. Полагает, что действиями ответчика были грубо нарушены права истца как потребителя, предусмотренные ст. 8 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», а также ст. 9 Федерально закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональный данных». Согласно ст. 438 ГК РФ, своими действиями ответчик совершил акцепт (согласие) условий заявления-требования от 03.08.2020 и досудебной претензии от 25.08.2020, чем подтвердил свое намерение выплатить истцу неустойку в размере 1 000 000 рублей.
В судебное заседание истец Новикова М.В. не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, уполномочила представлять свои интересы Бурханова Е.А., который также в суд не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебное заседание представитель ответчика ООО «ЭкоСтрой Ресурс» не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил отзыв, в котором против иска возражал.
Суд, исследовав письменные материалы дела, полагает исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Так, согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч.1 ст. 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, а также регламентируют иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг (п. 1).
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил (введен постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232).
В соответствии с пп. "д" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущество включает в себя, в том числе сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 в указанный пп. "д" п. 11 Правил N 491 внесены изменения: из подпункта "д" слова "твердых" исключены, пункт 11 дополнен подпунктом "д(2)": "содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями".
Данные изменения применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 2 постановления Правительства РФ от 27.02.2017 N 232 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации").
Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года (ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", ч. 8 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
При этом, собственник жилого дома или части жилого дома согласно ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" устанавливает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора (п. 1 ст. 24.7).
Судом установлено, что Новикова М.В. (истец по делу) является собственником жилого помещения (квартиры), общей площадью * * * кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись о государственной регистрации права № *** от <дата>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <дата>.
Установлено также, что на основании соглашения от <дата> заключенного между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства и ООО «ЭкоСтройРесурс», общество ООО «ЭкоСтройРесурс» является региональным оператором по обращению с твердыми отходами на всей территории Самарской области.
<дата> мировым судьей судебного участка №77 судебного района г. Сызрани Самарской области Амплеевой Н.А. был вынесен судебный приказ № *** по заявлению ООО «ЭкоСтройРесурс» о взыскании с Новиковой М.В. задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период с января 2019 по май 2020 в размере 3 570,32 рублей, а также возврат государственной пошлины в размере 200 рублей.
<дата> вышеназванный судебный приказ № *** мировым судьей судебного участка №77 судебного района г. Сызрани Самарской области Амплеевой Н.А. отменен, на основании поступившего в адрес мирового судьи заявления Новиковой М.В. об отмене судебного приказа.
Обращаясь в суд с настоящим иском истец Новикова М.В. просит суд обязать ответчика предоставить документы, указанные в заявлении истца от <дата>, а именно: документ, подтверждающий письменное согласие Новиковой М.В. на обработку персональных данных организацией ООО «Эко-СтройРесурс» (ИНН № ***); документ, подтверждающий наличие права у ООО «Эко-СтройРесурс» обрабатывать персональные данные; документ, подтверждающий наличие между истцом и ответчиком договорных или иных отношений; документ, подтверждающий согласие (акцепт) истца на условия по договорам с ООО «Эко-Строй Ресурс», в случае если такие договоры были заключены; документ, подтверждающий фактическое выполнение работ (услуг) по договорам между истцом и ответчиком. Также просит взыскать с ООО «Эко-СтройРесурс» неустойку в размере 1 000 000 рублей и штраф в размере 50% от суммы неустойки, основывая требования тем, что между истцом и ответчиком отсутствуют договорные отношения.
С данными доводами суд не может согласиться по следующим основаниям.
В силу ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно ч. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Пунктом 4 статьи 426 ГК РФ установлено, что Правительство Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, наделено правом издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривает, что утверждение правил обращения с твердыми коммунальными отходами относится к полномочиям Российской Федерации (ч. 1 ст. 5). Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (п. 5 ст. 24.7).
Статья 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора (пункт 1).
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2).
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 15.12.2018) утверждены Правила об обращении с твердыми коммунальными отходами и утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 8(17)вышеназванных Правил, Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно п. 8(18) Правил, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Срок действия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается указанным договором и не может превышать срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора (п. 8(19) Правил).
На основании пункта 2.1 Соглашения по обращению с вредными коммунальными отходами на всей территории Самарской области от <дата>, на регионального оператора ООО «ЭкоСтройРесурс» возложена обязанность по заключению договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов (потребителями) на всей территории Самарской области.
Пунктом 2.8 вышеназванного Соглашения, определена возможность Регионального оператора обмена информацией с потребителями на официальном сайте ООО «ЭкоСтройРесурс» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судом установлено, что <дата> ООО «ЭкоСтройРесурс» на официальном сайте разместило публичную оферту о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также был размещен типовой договор по обращению с ТКО для физических лиц, что подтверждается скриншотами с вышеуказанными сведениями с официального сайта ООО «ЭкоСтройРесурс».
В связи с тем, что потребитель Новикова М.В. в установленный законом срок не направила региональному оператору заявку на заключение договора и соответствующие к ней документы, что не было оспорено в ходе судебного разбирательства истцом и ее представителем, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в силу утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 Правил об обращении с твердыми коммунальными отходами, считается заключенным на условиях типового договора на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, и приведенных выше положений закона, суд приходит к выводу о том, что между сторонами по делу был заключен публичный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, при этом применительно к нормам п. 1 ст. 433, п. 2 ст. 437, ст. 438 ГК РФ при оказании услуги по публичному договору не требуется его составление в письменной форме, в связи с чем, документы, указанные в заявлении истца от <дата>, а именно, письменное согласие Новиковой М.В. на обработку персональных данных ООО «ЭкоСтройРесурс», документ подтверждающий наличие права ООО «ЭкоСтройРесурс» на обработку персональных данных, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в письменной виде, заключенный между истцом и ООО «ЭкоСтройРесурс», у ответчика отсутствуют.
Кроме того, в адрес истца направлялись платежные документы за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, что подтверждается платежным документом за май 2020 в размере 207,12 рублей, с учетом долга – 3 570,32 рублей. Доказательств тому, что ответчиком в период с 2019 по 2020 год не были оказаны услуги, предусмотренные условиями договора по обращению с твердыми коммунальными отходами, либо были оказаны ненадлежащего качества, истцом представлены не были.
Таким образом, исходя из изложенных выше норм права, требования истца о понуждении представить документ, подтверждающий наличие договорных или иных отношений; а также документ, подтверждающий согласие (акцепт) истца на условия по договорам с ООО «Эко-Строй Ресурс», и документ, подтверждающий фактическое выполнение работ (услуг), не подлежат удовлетворению, поскольку основаны на неверном понимании закона, регулирующего отношения по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Также отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований Новиковой М.В. о понуждении ответчика представить: документ, подтверждающий письменное согласие Новиковой М.В. на обработку персональных данных организацией ООО «Эко-СтройРесурс» (ИНН 6316186232); документ, подтверждающий наличие права у ООО «Эко-СтройРесурс» обрабатывать персональные данные, исходя из следующего:
Статьей 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" установлено, что персональными данными признается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
В соответствии с положениями названного Федерального закона обработка персональных данных допускается без согласия субъекта персональных данных в том случае, если она необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей; исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем (п. 2, 5 ч. 1 ст. 6).
Персональные данные потребителей коммунальных услуг объективно необходимы указанным в Правилах предоставления коммунальных услуг исполнителям для выполнения возложенных на них законодательством функций, полномочий и обязанностей. В связи с этим в соответствии с пунктами 2, 5 части 1 статьи 6 и статьей 7 названного Закона обработка персональных данных указанными органами и организациями может допускаться без согласия субъекта персональных данных.
В связи с чем, что действия ответчика по передаче персональных данных Новиковой М.В. в целях осуществления мероприятий по формированию платежного документа и начислению платы за коммунальные услуги, не нарушает ее права.
С учетом изложенного, суд считает, что требования истца Новиковой М.В. о взыскании с ответчика о взыскании с ответчика неустойки в размере в размере 1 000 000 рублей, а также штрафа в размере 50% от суммы неустойки является производным от основного требования, и поэтому оснований для взыскания с ответчика неустойки и штрафа также не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Новиковой М.В. к ООО «ЭкоСтройРесурс» о защите прав потребителей – оставить без удовлетворения.
Решение с правом обжалования в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Сызранский городской суд. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. А также судебное решение может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, при условии, что лицами, участвующими в деле, и иными лицами, если их права и законные интересы нарушены судебным решением, было реализовано право на апелляционное обжалование решения.
Судья: Сапего О.В.