Судебный акт #1 (Приговор) по делу № 1-16/2015 (1-617/2014;) от 09.07.2014

Дело № 1-16/12-2015

П Р И Г О В О Р

именем Российской Федерации

г.Петрозаводск 27 февраля 2015 года

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Грабчука О.В., при секретарях Никоновой М.А. и Кяргиевой А.Ю.,

с участием: государственного обвинителя – старшего помощника прокурора г.Петрозаводск Вешнякова А.М., подсудимого Матросова А.В., защитника – адвоката Кудриной Н.Н. по ордеру № 111 от 27.08.2013 г.;

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении

Матросова А.В., ДД.ММ.ГГГГ г/р., уроженца <данные изъяты>, гражданина <данные изъяты>, с <данные изъяты> образованием, зарегистрированного по адресу: <адрес>; проживающего по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, ранее не судимого,

содержащегося под стражей с 21.08.2013 г. по 10.12.2013 г.,

мера пресечения - подписка о невыезде и надлежащем поведении,

обвиняемого в совершении двух преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 290 УК РФ, и преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 291.1 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Матросов А.В., являясь должностным лицом, сотрудником органов внутренних дел, дважды получил лично взятку в виде денег в значительном размере за незаконные действия и бездействие, а также посредничал во взяточничестве в значительном размере, то есть совершил два тяжких преступления и преступление средней тяжести против государственной власти при следующих обстоятельствах:

В период с 18:00 час. 12.04.2012 г. по 30.06.2012 г., более точное время не установлено, в г.Петрозаводск Т., уголовное дело в отношении которого выделено в отдельное производство (далее по тексту Т.) и ФИО25, согласно приказу начальника Управления МВД России по г. Петрозаводску от ДД.ММ.ГГГГ № № л/с с 06.03.2012 назначенные на должности старших инспекторов (по исполнению административного законодательства) отделения по выявлению административных правонарушений Центра по исполнению административного законодательства Управления МВД России по г. Петрозаводску (далее - Центр ИАЗ Управления МВД России по г. Петрозаводску), в связи с привлечением ими исполнительного директора <данные изъяты> Ф., уголовное дело в отношении которого выделено в отдельное производство (далее по тексту Ф.) осуществлявшего коммерческую деятельность по реализации алкогольной продукции, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, договорились с ним (Ф.) о систематической выплате им (Т. и ФИО25) взяток в виде денег за незаконные действия и бездействие в интересах Ф. В соответствии с достигнутой договоренностью Т. и ФИО25 получали от Ф. взятки в виде денег за сбор и оформление в отношении него материалов об указанном выше административном правонарушении таким образом, чтобы в результате их рассмотрения судом было принято решение, исключавшее конфискацию принадлежащей ему алкогольной продукции, а также за систематическое предоставление Ф. информации для освобождения его от административной ответственности в случае допущения им правонарушений в области реализации алкогольной продукции, за не проведение проверок на складских помещениях, используемых Ф. для хранения и оборота алкогольной продукции.

О данной противоправной деятельности сотрудников полиции Т. и ФИО25, в том числе от них самих, в указанный промежуток времени стало известно их сослуживцу Матросову А.В., имевшему специальное звание "старший прапорщик полиции", в соответствии с приказом МВД по Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № л/с с 06.03.2012 г. назначенному на должность помощника участкового уполномоченного полиции отделения участковых уполномоченных полиции Отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних Отдела полиции №1 Управления МВД России по г. Петрозаводск, который фактически нес службу и выполнял должностные обязанности в Центре ИАЗ Управления МВД России по г. Петрозаводску на основании распоряжения начальника Межмуниципального управления МВД России "Петрозаводское" от ДД.ММ.ГГГГ № №

В соответствии с приказом врио начальника Управления МВД России по г. Петрозаводску от ДД.ММ.ГГГГ № л/с Матросов А.В. с 19.10.2012 г. назначен на должность младшего инспектора по исполнению административного законодательства отделения по выявлению административных правонарушений Центра ИАЗ Управления МВД России по г. Петрозаводску.

Согласно п. п. 2-5, 11 должностного регламента младшего инспектора отделения по выявлению административных правонарушений Центра ИАЗ УМВД России по г. Петрозаводску, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника Центра ИАЗ Управления МВД России по г. Петрозаводску (далее - должностной регламент от ДД.ММ.ГГГГ), Матросов А.В. был обязан:

- осуществлять деятельность по предупреждению, выявлению и пресечению административных правонарушений: использовать в служебной деятельности передовые формы и методы работы по предупреждению, выявлению и пресечению административных правонарушений, отнесенных законодательством к компетенции органов внутренних дел, посягающих на права граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере экономики, а также исполнению административного законодательства;

- осуществлять организацию исполнения административного законодательства: неукоснительно исполнять требования законодательства Российской Федерации и Республики Карелия об административных правонарушениях, а также ведомственных нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

- обеспечивать законность: строго соблюдать законность в служебной деятельности и правомерность при исполнении возложенных обязанностей;

- соблюдать учетно-регистрационную дисциплину, осуществлять работу с обращениями граждан: неукоснительно исполнять требования учетно-регистрационной дисциплины при исполнении служебных обязанностей, строго соблюдать сроки по составлению дел об административных правонарушениях и дальнейшего направления дел на рассмотрение;

- уведомлять непосредственного начальника о фактах обращения лиц с целью склонения к совершению коррупционных правонарушений.

В соответствии с п. п. 2 и 5 должностного регламента от ДД.ММ.ГГГГ Матросов А.В. был наделен полномочиями:

- осуществлять меры по предупреждению, выявлению и пресечению административных правонарушений, отнесенных законодательством к компетенции органов внутренних дел, посягающих на права граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере экономики;

- участвовать в проведении оперативно-профилактических мероприятий по предупреждению, выявлению, пресечению наиболее значимых административных правонарушений, отнесенных законодательством к компетенции органов внутренних дел;

- непосредственно осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к подведомственности органов внутренних дел (полиции), выявлять отдельные виды административных правонарушений, требующих проведения административного расследования.

- рассматривать устные и письменные обращения граждан, сообщения государственных органов, общественных объединений и религиозных организаций по вопросам, относящимся к компетенции подразделения по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства (БППРИАЗ).

Согласно п. п. 6-8, 11 должностного регламента младшего инспектора отделения по выявлению административных правонарушений Центра ИАЗ УМВД России по г. Петрозаводску, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ начальником Центра ИАЗ Управления МВД России по г. Петрозаводску (далее - должностной регламент от ДД.ММ.ГГГГ) Матросов А.В. был обязан:

- осуществлять меры по предупреждению, выявлению и пресечению административных правонарушений, отнесенных законодательством к компетенции органов внутренних дел, посягающих на права граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере экономики;

- использовать в служебной деятельности передовые формы и методы работы по предупреждению, выявлению и пресечению административных правонарушений, отнесенных законодательством к компетенции органов внутренних дел, посягающих на права граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере экономики, а также исполнению административного законодательства.

- неукоснительно исполнять требования законодательства Российской Федерации и Республики Карелия об административных правонарушениях, а также ведомственных нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

- строго соблюдать законность в служебной деятельности и правомерность при исполнении возложенных обязанностей;

- неукоснительно исполнять требования учетно-регистрационной дисциплины при исполнении служебных обязанностей;

- уведомлять непосредственного начальника о фактах обращения лиц с целью склонения к совершению коррупционных правонарушений.

В соответствии с п. п. 4, 6 должностного регламента от ДД.ММ.ГГГГ Матросов А.В. был наделен полномочиями:

- непосредственно осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к подведомственности органов внутренних дел (полиции), выявлять отдельные виды административных правонарушений, требующих проведения административного расследования;

- участвовать в проведении оперативно-профилактических мероприятий по предупреждению, выявлению, пресечению наиболее значимых административных правонарушений, отнесенных законодательством к компетенции органов внутренних дел в установленной сфере деятельности; проводить работу по выявлению и пресечению фактов незаконной организации и проведения на территории г. Петрозаводска азартной деятельности, незаконного оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" Матросов А.В. был обязан:

- принимать заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования;

- прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, пресекать противоправные деяния, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения;

- выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению, выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу;

- пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" Матросов А.В. как сотрудник полиции был наделен полномочиями:

- требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;

- проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

- составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;

- проводить оперативно-розыскные мероприятия;

- осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей;

- участвовать в налоговых проверках по запросам налоговых органов Российской Федерации;

- использовать в деятельности информационные системы, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, розыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах, использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" Матросов А.В. как сотрудник полиции вне зависимости от замещаемой им должности был обязан:

- знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение;

- выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией);

- сообщать непосредственному начальнику о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта;

- уведомлять непосредственного начальника, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

- в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры к предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.

Согласно ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" Матросов А.В. как сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток при выполнении обязанностей, указанных в ч. 2 ст. 27 данного закона, имел право требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" Матросов А.В., выполняя обязанности, возложенные на полицию, выступал в качестве представителя власти, то есть являлся должностным лицом.

В период с 01.05.2012 г. по 30.06.2012 г., более точное время не установлено, в г.Петрозаводск Т. и ФИО25, достоверно зная о том, что о получении ими взяток от Ф. осведомлен Матросов А.В., длительное время работавший в МВД по Республике Карелия на разных должностях, в связи с этим обладавший обширными связями и знакомствами, в том числе, среди сотрудников из числа руководящего состава Управления МВД России по г.Петрозаводск, вступили между собой в предварительный сговор о систематической выплате взяток Матросову А.В. в виде денег за незаконное бездействие в их интересах: не принятие мер по предотвращению и пресечению их противоправной деятельности, связанной с получением ими взяток от Ф., и не сообщение о данной противоправной деятельности в Оперативно-разыскную часть собственной безопасности МВД по Республике Карелия, иные правоохранительные органы, уполномоченные проводить доследственные проверки и принимать решения о возбуждении уголовных дел по результатам рассмотрения сообщений о преступлениях.

В период с 01.05.2012 г. по 31.01.2013 г., более точное время не установлено, Матросов А.В., заведомо зная о том, что Т. и ФИО25 причастны к получению взяток от Ф., руководствуясь корыстными побуждениями, имея умысел на получение лично взятки в виде денег в значительном размере за незаконное бездействие - не принятие мер по предотвращению и пресечению противоправной деятельности Т. и ФИО25, связанной с получением ими взяток от Ф., и не сообщение о данной противоправной деятельности в Оперативно-разыскную часть собственной безопасности МВД по Республике Карелия, иные правоохранительные органы, уполномоченные проводить доследственные проверки и принимать решения о возбуждении уголовных дел по результатам рассмотрения сообщений о преступлениях, в неустановленном месте в г. Петрозаводске лично, не менее двух раз, получил взятку в виде денег, каждый раз в сумме не менее 30.000 руб., от Т., заведомо зная, что полученные им (Матросовым) от Т. денежные средства ранее были переданы в качестве взятки Т. и ФИО25 Ф.

В период с 01.06.2012 г. по 31.08.2012 г., более точное время не установлено, Матросов А.В., продолжая реализацию указанного умысла, в помещении <данные изъяты> по адресу: <адрес>, лично получил взятку в виде денег в сумме не менее 30.000 руб. от ФИО25 за указанное выше незаконное бездействие, заведомо зная, что полученные им (Матросовым) от ФИО25 денежные средства ранее были переданы в качестве взятки Т. и ФИО25 Ф.

В период с 01.05.2012 г., более точное время не установлено, по 14:40 час. 22.03.2013 г. в г. Петрозаводске Т. и ФИО25 систематически получали взятки в виде денег от Ф. за совершение указанных выше незаконных действий и бездействие. При этом Матросов А.В., в связи с получаемыми им от Т. и ФИО25 взятками, достоверно зная об их и Ф. противоправной деятельности, будучи, как указано выше, наделенным полномочиями по выявлению и пресечению преступлений, незаконно бездействовал: умышленно не выполнял свои должностные обязанности по предотвращению и пресечению указанной противоправной деятельности, не сообщал о данной противоправной деятельности в Оперативно-разыскную часть собственной безопасности МВД по Республике Карелия, иные правоохранительные органы, уполномоченные проводить доследственные проверки и принимать решения о возбуждении уголовных дел по результатам рассмотрения сообщений о преступлениях.

Общая сумма взятки, полученной Матросовым А.В. от Т. и ФИО25 при указанных обстоятельствах, составила не менее 90.000 руб., что в соответствии с примечанием 1 к ст. 290 УК РФ, признается значительным размером взятки.

Он же, Матросов А.В., являясь должностным лицом, сотрудником органов внутренних дел, совершил тяжкое преступление против государственной власти при следующих обстоятельствах.

В период с 01.06.2012 г. по 31.07.2012 г. в г. Петрозаводск ФИО34, осуществлявший в нарушение Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" деятельность по проведению азартных игр вне игорной зоны с использованием игрового оборудования в залах игровых автоматов, расположенных на территории г. Петрозаводск, решил подыскать сотрудников полиции из числа должностных лиц Центра по исполнению административного законодательства Управления МВД России по г. Петрозаводск (далее - Центр ИАЗ УМВД России по г. Петрозаводск), готовых на постоянной основе за взятки совершать в его пользу незаконные действия - передавать ему (ФИО34) конфиденциальную служебную информацию о времени и местах выездных проверок, направленных на выявление и пресечение указанной незаконной деятельности, а также за незаконное бездействие в его интересах - не привлечение его к уголовной и административной ответственности за осуществление им данной незаконной деятельности.

В указанный промежуток времени в г.Петрозаводск ФИО34 обратился к своему знакомому бывшему сотруднику органов внутренних дел ФИО27 с просьбой выяснить данные сотрудников полиции, в чьи должностные обязанности входило выявление и пресечение фактов незаконной организации и проведения азартных игр на территории г. Петрозаводск. ФИО27, обратился с аналогичной просьбой к своему знакомому Матросову А.В., имевшему специальное звание "старший прапорщик полиции", в соответствии с приказом МВД по Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № л/с с 06.03.2012 назначенному на должность помощника участкового уполномоченного полиции отделения участковых уполномоченных полиции Отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних Отдела полиции № 1 Управления МВД России по г. Петрозаводск, который на тот момент фактически нес службу и выполнял должностные обязанности в Центре ИАЗ Управления МВД России по г. Петрозаводск на основании распоряжения начальника Межмуниципального управления МВД России "Петрозаводское" от ДД.ММ.ГГГГ № №

В дальнейшем в соответствии с приказом врио начальника Управления МВД России по г. Петрозаводск от ДД.ММ.ГГГГ № л/с Матросов А.В. с 19.10.2012 был назначен на должность младшего инспектора по исполнению административного законодательства отделения по выявлению административных правонарушений Центра ИАЗ Управления МВД России по г. Петрозаводск. В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" Матросов А.В., выполняя обязанности, возложенные на полицию, выступал в качестве представителя власти, то есть являлся должностным лицом.

В период с 01.06.2012 г. по 31.07.2012 г., более точное время не установлено, в г.Петрозаводск Матросов А.В., зная о том, что старшие инспекторы Центра ИАЗ Управления МВД России по г. Петрозаводску Т. и ФИО25 систематически получают взятки от различных лиц, причастных к незаконной организации и проведению азартных игр на территории г. Петрозаводск за незаконные действия и бездействие, по просьбе ФИО27 сообщил ему контактные данные своего сослуживца Т., представив последнего как сотрудника, специализирующегося на выявлении и пресечении незаконной организации и проведения азартных игр, организовал встречу ФИО27 и Т., предварительно попросив последнего совместно с ФИО25 принять решение о лояльном отношении к игорным заведениям, подконтрольным ФИО34, в чьих интересах действовал ФИО27

В указанный период времени в г. Петрозаводске Т. на встрече с ФИО27, с учетом просьбы Матросова А.В., высказал ему (ФИО27) согласие при определенных условиях проводить проверки игорных заведений ФИО34 ненадлежащим образом.

После этого в один из дней с 01.07.2012 г. по 31.07.2012 г., более точное время не установлено, находясь возле <адрес>, ФИО25, действовавший по предварительному сговору с Т., договорился с ФИО34 о ежемесячной передаче им (ФИО34) взяток в виде денег в сумме 60.000 руб. ему (ФИО25) и Т. за совершение в пользу ФИО34 незаконных действий - передачу конфиденциальной служебной информации о времени и местах проверок, проводимых государственными органами, уполномоченными осуществлять надзор в области организации и проведения азартных игр, направленных на выявление и пресечение указанной незаконной деятельности, а также за незаконное бездействие в его интересах - не привлечение ФИО34 к уголовной и административной ответственности за осуществление им упомянутой незаконной деятельности.

В соответствии с договоренностью, достигнутой с ФИО34, Т. и ФИО25 в период с 27.07.2012 г. по 20.10.2012 г., более точное время не установлено, в г. Петрозаводск систематически лично получали от него взятки в виде денег за совершение указанных выше незаконных действий и бездействие. В период с 20:00 час. 20.10.2012 г. до 24:00 час. 06.03.2013 г. в г. Петрозаводске Т. и ФИО25 продолжили получать взятки от ФИО34 через посредника ФИО26 О вышеуказанной противоправной деятельности сотрудников полиции Т. и ФИО25, связанной с получением ими взяток от ФИО34 и других лиц, причастных к незаконной организации и проведению азартных игр на территории г. Петрозаводска, Матросов А.В. был осведомлен.

В период с 27.07.2012 г. по 31.07.2012 г., более точное время не установлено, в г. Петрозаводск Т. и ФИО25, достоверно зная о том, что о получении ими взяток от ФИО34 и также от других лиц, причастных к незаконной организации и проведению азартных игр на территории г. Петрозаводск, осведомлен Матросов А.В., длительное время работавший в МВД по Республике Карелия на разных должностях, в связи с этим обладавший обширными связями и знакомствами, в том числе среди сотрудников из числа руководящего состава Управления МВД России по г. Петрозаводск, с учетом того, что Матросов А.В. лично организовал встречу Т. и ФИО27, по результатам которой Т. и ФИО25 договорились с ФИО34 о передаче им взяток, вступили между собой в предварительный сговор о систематической выплате Матросову А.В. взяток в виде денег за незаконные действия - передачу им информации, которой обладал Матросов А.В. в связи с занимаемой должностью - о времени и местах проверок, проводимых государственными органами, уполномоченными осуществлять надзор в области организации и проведения азартных игр, направленных на выявление и пресечение указанной незаконной деятельности, и незаконное бездействие в их интересах - не принятие им (Матросовым) мер по предотвращению и пресечению их противоправной деятельности, связанной с получением ими взяток, не сообщение о данной противоправной деятельности в Оперативно-розыскную часть собственной безопасности МВД по Республике Карелия, иные правоохранительные органы, уполномоченные проводить доследственные проверки и принимать решения о возбуждении уголовных дел по результатам рассмотрения сообщений о преступлениях.

В один из дней в период с 27.07.2012 г. по 31.07.2012 г., более точное время не установлено, Матросов А.В., заведомо зная о том, что Т. и ФИО25 причастны к получению взяток от ФИО34 и других лиц, причастных к незаконной организации и проведению азартных игр на территории г. Петрозаводска, руководствуясь корыстными побуждениями, имея умысел на получение лично взятки в виде денег в значительном размере за незаконные действия и бездействие, в помещении Центра ИАЗ Управления МВД России по г. Петрозаводску по адресу: <адрес>, лично получил взятку виде денег в сумме не менее 20.000 руб. от ФИО25 и Т. за незаконные действия: передачу им информации, которой он (Матросов) обладал в связи с занимаемой должностью - о времени и местах проверок, проводимых государственными органами, уполномоченными осуществлять надзор в области организации и проведения азартных игр, направленных на выявление и пресечение указанной незаконной деятельности; и за оказание незаконного бездействия в их интересах: не принятие им (Матросовым) мер по предотвращению и пресечению противоправной деятельности Т. и ФИО25, связанной с получением ими взяток от ФИО34 и иных лиц, причастных к незаконной организации и проведению азартных игр, не сообщение о данной противоправной деятельности в Оперативно-разыскную часть собственной безопасности МВД по Республике Карелия, иные правоохранительные органы, уполномоченные проводить доследственные проверки и принимать решения о возбуждении уголовных дел по результатам рассмотрения сообщений о преступлениях. При этом Матросов А.В. заведомо знал, что полученные им от ФИО25 и Т. денежные средства ранее были переданы им в качестве взятки ФИО34

В один из дней в период с 20.08.2012 г. по 10.09.2012 г., более точное время не установлено, Матросов А.В., продолжая реализацию указанного умысла, в помещении <данные изъяты>: <адрес>, лично получил взятку в виде денег в сумме не менее 20.000 руб. от ФИО25

В один из дней в период с 27.09.2012 г. по 31.10.2012 г., более точное время не установлено, Матросов А.В., продолжая реализацию указанного умысла, возле <адрес> лично получил взятку в виде денег в сумме не менее 20.000 руб. от ФИО25

В один из дней в период с 01.11.2012 г. по 31.12.2012 г., более точное время не установлено, Матросов А.В., продолжая реализацию указанного умысла, в помещении <данные изъяты> по адресу: <адрес>, лично получил взятку виде денег в сумме не менее 20.000 руб. от Т.

В один из дней в период с 27.01.2013 г. по 06.03.2013 г., более точное время не установлено, Матросов А.В., продолжая реализацию указанного умысла, возле <адрес> лично получил взятку в виде денег в сумме не менее 10.000 руб. от Т. за указанные выше незаконные действия и бездействие.

В связи с получаемыми от Т. и ФИО25 взятками Матросов А.В. в период с 06.03.2013 г., более точное время не установлено, по 15:40 час. 22.03.2013 г., зная о противоправной деятельности Т. и ФИО25, связанной с передачей ими за взятки лицам, причастным к незаконной организации и проведению азартных игр на территории г. Петрозаводск, в том числе ФИО34, информации о времени и местах проверок, направленных на выявление и пресечение указанной незаконной деятельности, по просьбе Т. не менее трех раз посредством телефонной связи и при личных встречах сообщал ФИО26, выступавшему в качестве посредника в передаче данной информации, служебную информацию о времени и местах проведения указанных проверок.

Данную информацию ФИО26 по указанию Т. и ФИО25 передавал лицам, причастным к незаконной организации и проведению азартных игр на территории г. Петрозаводска, выплачивавшим взятки указанным сотрудникам полиции.

Кроме того, в период с 27.07.2012 г., точное время не установлено, по 15:40 час. 22.03.2013 г. Матросов А.В., в связи с получаемыми им от Т. и ФИО25 взятками, достоверно зная об их противоправной деятельности, связанной с получением взяток от ФИО34 и других лиц, причастных к незаконной организации и проведению азартных игр на территории г. Петрозаводска будучи, как указано выше, наделенным полномочиями по выявлению и пресечению преступлений, незаконно бездействовал - умышленно не выполнял свои должностные обязанности по предотвращению и пресечению указанной противоправной деятельности, не сообщал о данной противоправной деятельности в Оперативно-розыскную часть собственной безопасности МВД по Республике Карелия, иные правоохранительные органы, уполномоченные проводить доследственные проверки и принимать решения о возбуждении уголовных дел по результатам рассмотрения сообщений о преступлениях.

Общая сумма денежных средств, полученных Матросовым А.В. в качестве взятки от Т. и ФИО25 при указанных обстоятельствах, составила не менее 90.000 руб., что, в соответствии с примечанием 1 к ст. 290 УК РФ, признается значительным размером взятки.

Он же, Матросов А.В., являясь должностным лицом, сотрудником органов внутренних дел, посредничал во взяточничестве при следующих обстоятельствах.

В период с 01.05.2012 г. по 22.03.2013 г. в г. Петрозаводске старшие инспекторы Центра по исполнению административного законодательства Управления МВД России по г. Петрозаводску Т. и ФИО25 систематически получали взятки в виде денег в крупном размере от исполнительного директора <данные изъяты> Ф. за совершение в его пользу заведомо незаконных действий и бездействие.

Согласно приказу начальника Управления МВД России по г. Петрозаводску от ДД.ММ.ГГГГ № л/с Т. и ФИО25 с 06.03.2012 назначены на должности старших инспекторов (по исполнению административного законодательства) отделения по выявлению административных правонарушений Центра по исполнению административного законодательства Управления МВД России по г. Петрозаводску (далее - Центр ИАЗ Управления МВД России по г. Петрозаводску).

Согласно ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" Т. и ФИО25 как сотрудники полиции были обязаны:

- принимать заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования;

- прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, пресекать противоправные деяния, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения;

- выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению, выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу;

- пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" Т. и ФИО25 как сотрудники полиции были наделены полномочиями:

- требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;

- проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

- составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях; - проводить оперативно-розыскные мероприятия;

- осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей;

- участвовать в налоговых проверках по запросам налоговых органов Российской Федерации; - использовать в деятельности информационные системы, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, разыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах, использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) Т. и ФИО25 как должностные лица органов внутренних дел были наделены полномочиями составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 14.1.1 КоАП РФ (незаконные организация и проведение азартных игр).

Согласно п. п. 1-4 должностной инструкции инспектора отделения по выявлению административных правонарушений Центра ИАЗ МУ МВД России "Петрозаводское", утвержденной ДД.ММ.ГГГГ начальником Центра ИАЗ МУ МВД России "Петрозаводское" (далее - должностная инструкция от ДД.ММ.ГГГГ), п. п. 2-5 должностного регламента инспектора отделения по выявлению административных правонарушений Центра ИАЗ Управления МВД России по г. Петрозаводску, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ начальником Центра ИАЗ Управления МВД России по г. Петрозаводску (далее - должностной регламент от <данные изъяты>) Т. и ФИО25 были обязаны:

- осуществлять деятельность по предупреждению, выявлению и раскрытию преступлений экономической направленности, расследование которых проводится в форме дознания, пресечению административных правонарушений: использовать в служебной деятельности передовые формы и методы работы, осуществлять меры по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений экономической направленности, по которым предварительное расследование проводится в форме дознания, административных правонарушений, отнесенных законодательством к компетенции органов внутренних дел, посягающих на права граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере экономики, а также исполнению административного законодательства;

- осуществлять организацию исполнения административного законодательства: неукоснительно исполнять требования законодательства Российской Федерации и Республики Карелия об административных правонарушениях и ведомственных нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, выполнять приказы и указания вышестоящих руководителей органов внутренних дел;

- обеспечивать законность: строго соблюдать законность в служебной деятельности и правомерность при исполнении возложенных обязанностей;

- соблюдать учетно-регистрационную дисциплину, осуществлять работу с обращениями граждан: неукоснительно исполнять требования учетно-регистрационной дисциплины при исполнении служебных обязанностей;

- строго соблюдать сроки по составлению дел об административных правонарушениях и дальнейшего направления дел на рассмотрение.

В соответствии п. п. 1, 4 должностной инструкции от 01.08.2011, п. п. 2, 5 должностного регламента от ДД.ММ.ГГГГ Т. и ФИО25 были наделены полномочиями:

- участвовать в проведении оперативно-профилактических мероприятий по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений экономической направленности, по которым предварительное расследование проводится в форме дознания, пресечению наиболее значимых административных правонарушений, отнесенных законодательством к компетенции органов внутренних дел, посягающих на права граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере экономики;

- непосредственно осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к подведомственности органов внутренних дел (полиции), выявлять отдельные виды административных правонарушений, требующие проведения административного расследования;

- рассматривать обращения граждан, должностных лиц и организаций, связанные с осуществлением деятельности Центра.

Согласно п. п. 2-5 должностного регламента инспектора отделения по выявлению административных правонарушений Центра ИАЗ УМВД России по г. Петрозаводску, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ и.о. начальника Центра ИАЗ УМВД России по г. Петрозаводску (далее - должностной регламент от ДД.ММ.ГГГГ), Т. и ФИО25 были обязаны:

- осуществлять деятельность по предупреждению, выявлению и пресечению административных правонарушений: использовать в служебной деятельности передовые формы и методы работы по предупреждению, выявлению и пресечению административных правонарушений, отнесенных законодательством к компетенции органов внутренних дел, посягающих на права граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере экономики, а также исполнению административного законодательства;

- осуществлять организацию исполнения административного законодательства: неукоснительно исполнять требования законодательства Российской Федерации и Республики Карелия об административных правонарушениях, а также ведомственных нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

- обеспечивать законность: строго соблюдать законность в служебной деятельности и правомерность при исполнении возложенных обязанностей;

- соблюдать учетно-регистрационную дисциплину, осуществлять работу с обращениями граждан: неукоснительно исполнять требования учетно-регистрационной дисциплины при исполнении служебных обязанностей, строго соблюдать сроки по составлению дел об административных правонарушениях и дальнейшего направления дел на рассмотрение.

В соответствии с п. п. 2 и 5 должностного регламента от ДД.ММ.ГГГГ Т. и ФИО25 были наделены полномочиями:

- осуществлять меры по предупреждению, выявлению и пресечению административных правонарушений, отнесенных законодательством к компетенции органов внутренних дел (полиции), посягающих на права граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере экономики;

- участвовать в проведении оперативно-профилактических мероприятий по предупреждению, выявлению, пресечению наиболее значимых административных правонарушений, отнесенных законодательством к компетенции органов внутренних дел;

- непосредственно осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к подведомственности органов внутренних дел (полиции), выявлять отдельные виды административных правонарушений, требующих проведения административного расследования.

- рассматривать устные и письменные обращения граждан, сообщения государственных органов, общественных объединений и религиозных организаций по вопросам, относящимся к компетенции подразделения по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства (БППРИАЗ).

Согласно п. п. 8-12 должностного регламента инспектора отделения по выявлению административных правонарушений Центра ИАЗ УМВД России по г. Петрозаводску, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ начальником Центра ИАЗ УМВД России по г. Петрозаводску (далее - должностной регламент от ДД.ММ.ГГГГ), Т. и ФИО25 были обязаны:

- осуществлять меры по предупреждению, выявлению и пресечению административных правонарушений, отнесенных законодательством к компетенции органов внутренних дел, посягающих на права граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере экономики;

- использовать в служебной деятельности передовые формы и методы работы по предупреждению, выявлению и пресечению административных правонарушений, отнесенных законодательством к компетенции органов внутренних дел, посягающих на права граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере экономики, а также исполнению административного законодательства.

- неукоснительно исполнять требования законодательства Российской Федерации и Республики Карелия об административных правонарушениях, а также ведомственных нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

- строго соблюдать законность в служебной деятельности и правомерность при исполнении возложенных обязанностей;

- неукоснительно исполнять требования учетно-регистрационной дисциплины при исполнении служебных обязанностей;

- рассматривать устные и письменные обращения граждан, сообщения государственных органов, общественных объединений и религиозных организаций по вопросам, относящимся к компетенции Центра ИАЗ.

В соответствии с п. п. 5, 8 должностного регламента от ДД.ММ.ГГГГ Т. и ФИО25 были наделены полномочиями:

- непосредственно осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к подведомственности органов внутренних дел (полиции), выявлять отдельные виды административных правонарушений, требующих проведения административного расследования;

- участвовать в проведении оперативно-профилактических мероприятий по предупреждению, выявлению, пресечению наиболее значимых административных правонарушений, отнесенных законодательством к компетенции органов внутренних дел в установленной сфере деятельности; проводить работу по выявлению и пресечению фактов незаконной организации и проведения на территории г. Петрозаводска азартной деятельности, незаконного оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" Т. и ФИО25, выполняя обязанности, возложенные на полицию, выступали в качестве представителей власти, то есть являлись должностными лицами.

О противоправной деятельности Т. и ФИО25, связанной с получением взяток от Ф., был осведомлен их сослуживец Матросов А.В., имевший специальное звание "старший прапорщик полиции", в соответствии с приказом МВД по Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № л/с с 06.03.2012 назначенный на должность помощника участкового уполномоченного полиции отделения участковых уполномоченных полиции Отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних Отдела полиции № 1 Управления МВД России по г. Петрозаводску, который фактически нес службу и выполнял должностные обязанности в Центре ИАЗ Управления МВД России по г. Петрозаводску на основании распоряжения начальника Межмуниципального управления МВД России "Петрозаводское" от ДД.ММ.ГГГГ № №

В соответствии с приказом врио начальника Управления МВД России по г. Петрозаводску от ДД.ММ.ГГГГ № л/с Матросов А.В. с 19.10.2012 назначен на должность младшего инспектора по исполнению административного законодательства отделения по выявлению административных правонарушений Центра ИАЗ Управления МВД России по г. Петрозаводску.

В соответствии со ст. ст. 12, 13, 27-30 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" Матросов А.В., выполняя обязанности, возложенные на полицию, выступал в качестве представителя власти, то есть являлся должностным лицом.

В один из дней с 11.03.2013 г. по 19.03.2013 г. в период с 09 до 19 час. Матросов А.В., имея умысел на посредничество во взяточничестве, непосредственную передачу взятки по поручению взяткополучателя, по поручению Т. лично получил от взяткодателя Ф. взятку в виде денег в сумме не менее 60.000 руб. для последующей передачи взяткополучателям Т. и ФИО25 Указанные денежные средства посредник Матросов А.В. лично передал Т. не позднее 22.03.2013 г. возле <адрес> Полученной взяткой Т. и ФИО25 распорядились по своему усмотрению.

Общая сумма взятки, переданной Ф. при посредничестве Матросова А.В. сотрудникам полиции Т. и ФИО25, составила не менее 60000 руб., что в соответствии с примечанием 1 к ст. 290 УК РФ признается значительным размером взятки.

В судебном заседании подсудимый вину в получении и передаче взяток не признал, пояснил, что с ФИО25 и ФИО24 знаком по работе, отношения были нормальные. Сам он, Матросов, в Центре ИАЗ выполнял обязанности завхоза, водителя. ФИО24 и ФИО25 через него брали в рассрочку бытовую технику в магазине «<данные изъяты>», договоры оформлялись на него, Матросова. Затем ФИО25 и ФИО24 передавали ему деньги разными суммами от 5 до 30 тысяч руб. в счет оплаты кредитов, взяток от них не получал и о взятках не догадывался. С ФИО1, которого ранее не знал, его познакомил ФИО24 в конце лета 2012 года, просил о помощи жене, которую лишили водительских прав. Потом несколько раз общался с ФИО1 по телефону. В начале марта 2013 года по просьбе ФИО24 передал для него от ФИО1 пакет и убрал в сейф на работе, что было в пакете – не знает. В апреле 2012 года он, Матросов, в осмотре склада ФИО1 не участвовал и на склад не заходил, только предоставил руководству информацию о нелегальном алкоголе. Получал деньги от ФИО25 и ФИО24 в счет оплаты кредитов, долгов, взятки не брал, не догадывался об их незаконной деятельности. Действительно ФИО27 обращался к нему, спрашивал, кто из сотрудников занимается вопросами игорных залов, просил дать телефон ФИО24 и ФИО25, встречались ли они потом, он, Матросов, не интересовался. Свидетель ФИО26 его оговаривает, он, Матросов, информацию о проверках игорных залов никому не сообщал, раньше с ФИО26 созванивались, ФИО26 просил помощи по личным вопросам. Ранее ФИО25 брал в долг у него, Матросова, 200 тысяч руб. на приобретение автомобиля, отдавал частями по 50 тысяч, ФИО24 в долг привез из Финляндии телефон за 29 тысяч руб. Ранее он, Матросов, давал на следствии признательные показания под психологическим давление следователей, чтобы отпустили из-под стражи.

В судебном заседании в связи с противоречиями в соответствии с ч. 1 ст. 276 УПК РФ были оглашены показания Матросова А.В., данные им на предварительном следствии в качестве подозреваемого и обвиняемого (том № л.д. №, том № л.д. №), а также протоколы очных ставок Матросова А.В. со свидетелями ФИО25 и ФИО24 (в томе № л.д. №), из которых следует, что в отделе ИАЗ УВД г. Петрозаводск он работал с 1996 года на разных должностях вплоть до увольнения в сентябре 2013 года. Планерки в Центре ИАЗ и в отделении, где он работал, проходили практически ежедневно. Обычно о проведении проверок игорных заведений становилось известно в день такой проверки. Это была вполне доступная служебная информация. Конкретные инспекторы, которым поручались подобные проверки, назначались начальником отделения ФИО43. Обычно это были ФИО24 и ФИО25. Он лично подключался к этим проверкам, когда необходимо было найти транспорт и грузчиков для вывоза игорного оборудования. Для ФИО24 и ФИО25 он был авторитетом, поскольку длительное время работал в Центре ИАЗ, был знаком со многими сотрудниками из руководства УВД и МВД, старше их по возрасту, поддерживал доверительные отношения с начальником Управления МВД России по г. Петрозаводск ФИО10

Примерно с лета 2012 г. он обратил внимание, что инспекторы Центра ИАЗ ФИО24 и ФИО25 получают слишком большие доходы. У него возникли мысли, что ФИО24 и ФИО25 имеют сторонний доход, не связанный со службой в полиции. ФИО24 и ФИО25 стали приобретать через него дорогую технику в магазине "<данные изъяты>", в котором у него (Матросова) были знакомые. Примерно в августе 2012 г. ФИО25 купил автомашину "<данные изъяты>". На покупку машины ФИО25 занял у него 200000 руб., которые вернул осенью 2012 г. У ФИО24 в это же время также появилась дорогая автомашина марки "<данные изъяты>" 2009 г. выпуска, говорил, что купил автомашину за 800000 руб. в г.Санкт-Петербург, но оформить на себя ФИО24 боялся, поскольку это бы выглядело вызывающе. Все эти факты с учетом того, что они занимались направлением, связанным с игорной деятельностью, позволили ему сделать вывод, что ФИО24 и ФИО25 брали взятки. Примерно летом 2012 г. ФИО24 и ФИО25 на работе обратились к нему с предложением за вознаграждение, сумма которого не оговаривалась, молчать об их так называемом бизнесе и периодически оказывать им помощь в их деятельности. Какая именно будет помощь, они не упоминали.

С лета 2012 г. ФИО25 несколько раз передавал ему деньги примерно по 20000 руб. ежемесячно, примерно в конце каждого месяца. Он, Матросов, не вполне помнит все обстоятельства получения им денег и суммы полученных взяток от ФИО24 и ФИО25. Он получал от них деньги за то, что не распространялся об их деятельности, связанной с получением взяток от ФИО1, и за его лояльное отношение к ним в связи с их деятельностью, связанной с получением взяток от лиц, занимающихся игорной деятельностью в г. Петрозаводске. Для себя решил, что они передают ему эти деньги за то, чтобы он не обращал внимание на ФИО25 с ФИО24 дела, связанные с получением денег из сомнительных источников, и никуда о них не сообщал.

ФИО24 также примерно с лета 2012 г. по март 2013 г. передавал ему разные суммы денег – по 20-50 тыс. руб. в основном на работе, в качестве благодарности за его лояльное к ним с ФИО25 отношение. Это были деньги не за кредиты. Он также принимал эти деньги от ФИО24. О передаче этих денег он ФИО24 и ФИО25 не просил, это была их инициатива. Какой-либо помощи в их рабочих вопросах, связанных с людьми, которые им платили деньги, он не оказывал, просто закрывал глаза на их деятельность.

Примерно в апреле 2012 г. от одного из работников предпринимателя ФИО1, специализирующегося на продаже алкоголя, он узнал, что в конкретный день прибудет грузовая машина на склад этого предпринимателя с грузом алкоголя, но склад был нелицензированный, и на него нельзя было выгружать алкоголь. Он передал информацию начальнику Центра ИАЗ ФИО32 и сам выехал на место происшествия, куда прибыли почти все сотрудники Центра ИАЗ подразделения - ФИО29, ФИО33, ФИО31, ФИО24 и ФИО25 и сотрудники ОМОНа. После задержания груза он некоторое время побыл на месте происшествия, а потом уехал на учебу.

Самого ФИО1 он впервые увидел в августе 2012 г. Уже в вечернее время, когда находился дома по <адрес>, ему позвонил ФИО1, сказал, что от ФИО24 и ждет на улице. Он вышел на улицу, и они переговорили. ФИО1 представился ФИО4, сказал, что его жену остановили гаишники, составили протокол. Попросил помочь ей избежать ответственности. Он сказал, что постарается помочь, но фактически никаких действий не предпринимал. Это был первый случай, когда он общался с ФИО1.

Второй раз он встретился с ФИО1 в первой декаде марта 2013 г. ФИО24 в то время уехал в Таиланд отдыхать. Ранее 01.03.2013 г. ФИО24 сказал ему, что уезжает и попросил об услуге. ФИО24 сказал, что ему будет звонить их общий знакомый ФИО26, и он ему (ФИО26) должен будет помочь - ответить на интересующие ФИО26 вопросы. Также ФИО24 сказал, что к нему подъедет ФИО1 и передаст ему (Матросову) деньги для ФИО24. Он должен был эти деньги принять и затем передать ФИО24 по возвращению последнего. Ему было понятно, что это деньги за услуги, которые ФИО24 оказывает ФИО1. При второй встрече с ФИО1 <адрес> в первой декаде марта 2013 г. ФИО1 передал ему деньги в конверте для ФИО24. Выразился в том смысле, что деньги для ФИО24. Он подозревал, что это была взятка для ФИО24, но достоверно это не знал. Выполнил эту просьбу ФИО24, в том числе в связи с выплатой им и ФИО25 ему денег. Он взял конверт и убрал в сейф, после чего отдал ФИО24 деньги по возвращению последнего из отпуска. Потом эти деньги он передал ФИО24.

После оглашения указанных показаний, подсудимый в судебном заседании пояснил, что взяток не брал и не передавал, признательные показания давал ради изменения меры пресечения, под давлением следователей, находясь под стражей. Деньги от ФИО25 и ФИО24 получал в счет уплаты долга ему и оплаты бытовой техники по кредитам. Уточнил, что возможно, небольшую часть от денег на оплату кредитов ФИО25 и ФИО24 он мог оставить себе.

Вина подсудимого в совершении вышеуказанных преступлений подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В судебном заседании были исследованы письменные доказательства, а именно:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Также в судебном заседании исследованы:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

При этом суд принимает во внимание положения ст. 90 УПК РФ согласно которым обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором, признаются судом без дополнительной проверки.

Суд, оценив исследованные в судебном заседании доказательства, руководствуясь законом и правилами оценки доказательств, принимая во внимание то, что в силу презумпции невиновности все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены, толкуются в пользу обвиняемого, а обвинительный приговор не может быть основан на предположениях, приходит к следующему.

Вина подсудимого в совершении преступлений, при обстоятельствах, изложенных в описательной части приговора, подтверждается последовательными показаниями свидетелей, согласующимися с иными исследованными в ходе судебного разбирательства письменными материалами, заключениями экспертов, показаниями подсудимого на предварительном следствии, которые суд признает достоверными, согласующимися с иными исследованными доказательствами

Оснований не доверять вышеуказанным показаниям не имеется, поскольку они подробны, последовательны, согласуются с иными доказательствами по делу и получены с соблюдением требований уголовно-процессуального закона.

Доводы подсудимого в судебном заседании о непричастности к совершению указанных преступлений, суд расценивает как способ защиты от обвинения, попыткой уменьшить степень своей вины и избежать ответственности

Суд отдает предпочтение признательным показаниям Матросова А.В. на предварительном следствии, которые последовательны, согласуются с иными доказательствами по делу, получены при допросах с соблюдением процессуальных требований. Доводы подсудимого, что признательные показания он давал под психологическим давлением следователей и в целях изменения меры пресечения, суд оценивает критически, считая их недостоверными, поскольку они ничем не подтверждаются.

В судебном заседании были допрошены свидетели ФИО20 и ФИО21 – сотрудники СУ СК России по Республике Карелия, которые пояснили, что показания Матросов А.В. давал добровольно, без принуждения, в присутствии адвоката, никаких жалоб не поступало.

Согласно примечанию 1 к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации должностными лицами в статьях главы 30 Уголовного кодекса Российской Федерации признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, государственных и муниципальных учреждениях.

Матросов А.В. в силу своего должностного положения полицейского был вправе принимать решения, имеющие юридическое значение и влекущие юридические последствия, выполнял организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственном учреждении, соответственно, Матросов является надлежащим субъектом установленных судом преступлений.

Согласно примечанию 1 к статье 290 Уголовного кодекса Российской Федерации значительным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей. Таким образом, нашел свое подтверждение квалифицирующий признак «значительный размер» по эпизодам получения взяток

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» под незаконными действиями (бездействием), за совершение которых должностное лицо получило взятку (часть 3 статьи 290 УК РФ), следует понимать действия (бездействие), которые: совершены должностным лицом с использованием служебных полномочий, однако в отсутствие предусмотренных законом оснований или условий для их реализации; состоят в неисполнении служебных обязанностей.

Судом установлено: подсудимый знал о том, что ФИО25 и Т. передают ему деньги именно в качестве взятки за его незаконные действия и бездействие – несообщение в правоохранительные органы сведений о незаконной деятельности указанных лиц по получению взяток от предпринимателя Ф., а также от владельцев нелегальных игровых клубов, а также за передачу Матросовым А.В. служебной информации о проверках игровых клубов.

Суд, оценив исследованные в судебном заседании доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью, правилами оценки доказательств с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности, а всех доказательств в совокупности - достаточности для разрешения дела, считает, что вина Матросова А.В. установлена и действия подсудимого следует квалифицировать:

- по эпизодам получения взятки Матросовым А.В. (2 преступления) - по ч. 3 ст. 290 УК РФ – как получение должностным лицом лично взятки в виде денег в значительном размере за незаконные действия и бездействие;

- по эпизоду посредничества во взяточничестве – по ч. 1 ст. 291.1 УК РФ, - посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткополучателя в значительном размере.

Из показаний свидетелей ФИО25 и ФИО26 в судебном заседании, и показаний ФИО24 на предварительном следствии следует, что Матросов знал о противоправной деятельности ФИО25 и ФИО24, получал от них взятки, а также передавал информацию ФИО26 о готовящихся проверках игровых клубов.

Свидетель ФИО27 подтвердил, что по его просьбе Матросов направил его к ФИО24 для решения вопросов о нелегальных игровых клубах в интересах ФИО34.

В судебном заседании также были исследованы протоколы осмотра предметов – стенограммы телефонных разговоров Матросова А.В., ФИО24, ФИО25, из содержаний разговоров следует, что Матросов осведомлен о противоправной деятельности ФИО25, связанной с предупреждением взяткодателей о предстоящих проверках со стороны полиции. Зафиксирован разговор по вопросу передачи ФИО24 части взятки Матросову из денег, полученных им от ФИО1 27.01.2013, о чем также зафиксирован разговор между ФИО24 и ФИО1.

Матросов, выступая посредником, предварительно получил взятку от ФИО1 для передачи ФИО24 и ФИО25. Из показаний ФИО24 следует, что Матросов передал ему взятку от ФИО1 возле его (Матросова) дома.

Указанные доказательства суд признает допустимыми, поскольку получены они были с соблюдением требований уголовно-процессуального закона, а также Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности».

В ходе ОРМ «прослушивание телефонных переговоров» ФИО24 с Матросовым от 30.12.2012 г., установлены следующие разговоры:

ФИО24 звонит Матросову и говорит, что ему (ФИО24) нужно «подъехать просто передать». (На данной аудиозаписи зафиксирован разговор по вопросу передачи ФИО24 части взятки Матросову).

В ходе ОРМ «прослушивание телефонных переговоров» ФИО24 с Матросовым от 19.03.2013 г., установлены следующие разговоры:

ФИО24 звонит Матросову и интересуется, где находится Матросов, после чего говорит: «Я к тебе подъеду, к тебе, тебе подъеду». (Встреча обусловлена тем, что Матросов, выступая посредником, предварительно получил взятку от ФИО1 для передачи ФИО24 и ФИО25. Из показаний ФИО24 следует, что Матросов передал ему взятку от ФИО1 возле его (Матросова) дома).

В ходе ОРМ «прослушивание телефонных переговоров» ФИО25 с Матросовым от 04.03.2013 г., установлены следующие разговоры:

ФИО25 интересуется, что произошло на Древлянке, на что Матросов отвечает, что «министерские вывозят все», «я не знаю зачем он открылся дурачок», «как-то человеку то надо было объяснить, что зачем открываться то. Там как бы та бумажка, которую они написали, ей подтереться можно было. Я честно говоря думал, что там ни че не будет, а они утром приехали, вернее (неразборчиво) к ним пришел, они ему сказали открыться. Вот все уже вывозят.», «ну сам лошара, тут как бы ни кто не виноват». (Из данного разговора следует, что Матросов осведомлен о противоправной деятельности ФИО25, связанной с предупреждением взяткодателей о предстоящих проверках со стороны полиции).

В ходе ОРМ «прослушивание телефонных переговоров» ФИО1 с ФИО25 от 11.03.2013 г., установлены следующие разговоры:

ФИО1 говорит о том, что нет ни ФИО24, ни его (ФИО25), спрашивает, кого ему ждать, объясняет, что все «накаляется», «урки, бандосы» наезжают. На что ФИО25 объясняет, что скинет телефон ФИО3, указывает: «Он третий с нами. Созвонись сегодня с ним и это самое, и все вопросы решишь». (Из данного разговора видно, что ФИО25 поручает ФИО1 связаться с Матросовым для решения его (ФИО1) вопросов, что подтверждает факт осведомленности Матросова о противоправной деятельности ФИО25 и ФИО24, связанной с получением взяток, а также о том, что Матросов принимает участие в указанной деятельности).

В ходе ОРМ «прослушивание телефонных переговоров» ФИО25 с Матросовым от 11.03.2013 г., установлены следующие разговоры:

ФИО25 просит Матросова помочь «Белорусу» (имеется в виду, ФИО1), так как на последнего «наехали там с двух сторон», «Зажимает кто-то», на что Матросов соглашается. (Из данного разговора следует, что Матросов осведомлен о доверительных взаимоотношениях ФИО25 и ФИО1 и лично знаком с последним, а также готов выполнять поручения ФИО25, оказать помощь ФИО1),

В ходе ОРМ «прослушивание телефонных переговоров» ФИО25 с Матросовым от 24.12.2012 г., установлены следующие разговоры:

ФИО25 спрашивает у Матросова о том, что говорить москвичам, на что Матросов отвечает: «Пусть работают… Все нормально», «Лишь бы в город не вылезали, а с Прионежьем разберемся». После чего ФИО25 вновь задает вопрос: « Ну на дискотеки там, да?», после чего интересуется у Матросова, делать ли им патенты, на что получает утвердительный ответ Матросова с указанием о том, что «это денег будет стоить», «делай». (Из данного разговора следует, что Матросов помимо того, что осведомлен о противоправной деятельности ФИО25 а также дает поручения последнему),

В ходе ОРМ «прослушивание телефонных переговоров» ФИО24 с Матросовым, а также ФИО26 с последним от 02.03.2013 г., установлены следующие разговоры:

ФИО24 спрашивает у Матросова о том, кто работает сегодня (02.03.2013 г.), после ответа Матросов дополняет: «Так что ночью можно людям работать». (Из данного разговора следует, что Матросов передает ФИО24 информацию о времени работы сотрудников полиции в ночное время).

ФИО26 звонит Матросову и говорит: «Вас предупреждали, что я могу, я позвоню», после чего договаривается с Матросовым о встрече, говоря: «Хотел встретиться просто, спросить как дела», «могу подъехать куда надо».

(Данный разговор подтверждает факт знакомства Матросова и ФИО26. Из показаний свидетеля ФИО26 следует, что имелась договоренность с Матросовым о передаче в отсутствие ФИО24 и ФИО25 служебной информации о времени проверок игорных заведений).

В судебном заседании также были исследованы протоколы осмотра предметов от 21.10.2013, от 15.10.2014 г., согласно которым осмотрены компакт диски с записями телефонных переговоров ФИО26 При прослушивании телефонных переговоров установлено, что на дисках, среди прочих, имеются разговоры между ФИО26, ФИО34, ФИО18, ФИО35 и другими лицами, в ходе которых ФИО26 сообщает информацию о времени, на которое необходимо закрыть игорные заведения, а также договаривается о передаче денег от взяткодателей, в том числе ФИО34, ФИО24 и ФИО25. Из разговоров видно, что Матросов А.В. осведомлен о деятельности ФИО26, связанной с посредничеством в передаче взяток.

При определении вида и размера наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности подсудимого, смягчающие и отягчающие его ответственность обстоятельства, а также влияние назначенного наказания на исправление Матросова А.В. и условия жизни его семьи.

Матросов А.В. <данные изъяты> награжден правительственными наградами.

Смягчающими наказание обстоятельствами для подсудимого суд признает: совершение преступлений впервые, признание вины на предварительном следствии и содействие расследованию, <данные изъяты>, наличие правительственных наград и положительных характеристик, <данные изъяты>

Обстоятельств, отягчающих наказание обвиняемого, судом не установлено.

<данные изъяты>

Учитывая повышенную степень общественной опасности совершенных трех преступлений, одно из которых относится к категории преступлений средней тяжести, два - тяжких преступлений, совершенных против государственной власти на протяжении длительного времени, суд считает, что Матросову А.В. должно быть назначено наказание в виде реального лишения свободы.

Оснований для применения при назначении наказания Матросову А.В. положений ст.73 УК РФ судом не установлено, поскольку с учетом изложенных выше обстоятельств суд не может прийти к выводу о возможности исправления подсудимого без реального отбытия назначаемого ему судом наказания.

Обстоятельств, исключающих преступность и наказуемость деяния, и которые могут повлечь освобождение от уголовной ответственности и наказания, не имеется. Основания для применения положений ст. 64 УК РФ по делу отсутствуют. В судебном заседании не установлено исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, ролью виновного, его поведением во время и после совершения преступления, а также иных обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности совершенного преступления. С учетом фактических обстоятельств содеянного, оснований для изменения категории преступления суд не усматривает.

Также суд считает необходимым назначить подсудимому дополнительное наказание в виде штрафа, которое предусмотрено санкциями ч.3 ст. 290 УК РФ и ч.1 ст.291.1 УК РФ в качестве обязательного дополнительного наказания.

При назначении наказания по совокупности преступлений суд применяет принцип частичного сложения, учитывая наличие смягчающих и отсутствие отягчающих наказание обстоятельств.

В ходе предварительного следствия был наложен арест на денежные средства подсудимого изъятые в ходе обыска, которые надлежит вернуть Матросову А.В., поскольку не установлено, что они добыты преступным путем.

В соответствии с п. Б ч. 1 ст. 58 УК РФ наказание надлежит отбывать в исправительной колонии общего режима.

Судьбу вещественных доказательств суд разрешает в соответствии с ч.3 ст.81 УПК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 97 УПК РФ мера пресечения в виде заключения под стражу может избираться для обеспечения исполнения приговора в отношении осужденного в целях предупреждения его уклонения от отбывания наказания.

Принимая во внимание назначение наказания Матросову А.В. в виде лишения свободы на срок более трех лет, суд считает необходимым до вступления приговора в законную силу меру пресечения изменить на заключение под стражу.

Гражданский иск не заявлен. Процессуальных издержек нет.

Руководствуясь ст.ст. 296, 303, 307 -309, суд

П Р И Г О В О Р И Л :

Матросова А.В. признать виновным в совершении двух преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 290 УК РФ, одного преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 291.1 УК РФ, и назначить ему наказание:

- за каждое из двух преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 290 УК РФ - 3 года 6 месяцев лишения свободы со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки в сумме 3.600.000 рублей;

- по ч. 1 ст. 291.1 УК РФ - 1 год лишения свободы со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки в сумме 1.200.000 рублей.

На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения наказаний по совокупности преступлений назначить Матросову А.В. наказание в виде 4 (четырех) лет лишения свободы со штрафом в размере 4.000.000 (четыре млн.) рублей, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Изменить меру пресечения на заключение под стражу, взять Матросова А.В. под стражу в зале суда немедленно.

Срок отбывания наказания исчислять с 27 февраля 2015 года, зачесть в срок отбывания наказания время содержания под стражей: с 21 августа 2013 г. по 10 декабря 2013 г. включительно.

Снять арест с денежных средств в размере 100.000 рублей, и вернуть их по принадлежности Матросову А.В.

Вещественные доказательства

- дубликаты - компакт диска № со сведениями о входящих и исходящих телефонных соединениях ФИО19, ФИО35, ФИО16, ФИО26, ФИО18, ФИО24, ФИО25, ФИО34; компакт диска № со сведениями о входящих и исходящих телефонных соединениях ФИО19, ФИО35, ФИО16 и ФИО24; компакт диска с надписью «SU.SK.1» со сведениями о входящих и исходящих телефонных соединениях ФИО35, ФИО16, ФИО23; компакт диска с надписью «SU.SK» со сведениями о входящих и исходящих телефонных соединениях ФИО22 и ФИО1; компакт диска с надписью «<данные изъяты>» со сведениями о входящих и исходящих телефонных соединениях ФИО35 и ФИО16; компакт диска № № с имеющимися на нем записями телефонных разговоров ФИО26; компакт диска № № с имеющимися на нем записями телефонных разговоров ФИО24 и ФИО25; компакт диска № № с имеющимися на нем записями телефонных разговоров ФИО34; компакт диска № № с имеющимися на нем записями телефонных разговоров ФИО26, ФИО19, ФИО16 и ФИО35 - хранить при уголовном деле.

Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным - в тот же срок со дня вручения копии приговора.

В случае подачи жалобы, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела Верховным Судом Республики Карелия, ходатайство может быть подано в суд в течение 10 суток со дня вручения им жалобы или представления.

Председательствующий О.В. Грабчук.

Апелляционным определением Верховного Суда Республики Карелия от 08.06.2015 г. приговор Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 27.02.2015 г. в отношении Матросова А.В. изменен: исключено из квалификации по ч. 3 ст. 290 УК РФ (по эпизоду от 01.05.12г.-31.01.13г.) указание на незаконные действия. Смягчено назначенное Матросову А.В. по ч. 3 ст. 290 УК РФ (по эпизоду от 01.05.12г.-31.01.13г.) основное наказание до 03 (трёх) лет лишения свободы. По совокупности преступлений на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ путём частичного сложения наказаний окончательно назначено Матросову А.В. наказание в виде 03 (трёх) лет 09 (девяти) месяцев лишения свободы со штрафом в размере 4 000 000 руб. в исправительной колонии общего режима.

В остальной части приговор оставлен без изменения, апелляционное представление, апелляционные жалобы осуждённого и его защитника - без удовлетворения.

1-16/2015 (1-617/2014;)

Категория:
Уголовные
Статус:
Вынесен ПРИГОВОР
Истцы
Вешняков А.М.
Другие
Матросов Алексей Владимирович
Кудрина Н.Н.
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Грабчук О.В.
Статьи

ст.290 ч.3

ст.291.1 ч.1

ст.290 ч.3 УК РФ

Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
09.07.2014Регистрация поступившего в суд дела
09.07.2014Передача материалов дела судье
15.07.2014Решение в отношении поступившего уголовного дела
29.07.2014Судебное заседание
04.08.2014Судебное заседание
18.08.2014Судебное заседание
26.08.2014Судебное заседание
14.10.2014Судебное заседание
30.10.2014Судебное заседание
19.11.2014Судебное заседание
25.11.2014Судебное заседание
08.12.2014Судебное заседание
18.12.2014Судебное заседание
30.12.2014Судебное заседание
22.01.2015Судебное заседание
06.02.2015Судебное заседание
11.02.2015Судебное заседание
27.02.2015Судебное заседание
12.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.06.2015Дело оформлено
19.01.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Приговор)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее