Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1807/2021 ~ М-1605/2021 от 19.07.2021

Дело № 2а-1807/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ульяновск                                    19 августа 2021 г.

Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:

               судьи Земцовой О.Б.,

               при секретаре Егоровой О.А.,

               с участием административного истца Тарасова А.Г.,

               представителя административных ответчиков Мошкова А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а1807/2021 по административному иску Тарасова А.Г. к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области об отмене распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации,

                    УСТАНОВИЛ:

Тарасов А.Г. обратился в Железнодорожный районный суд г. Ульяновска с административным исковым заявлением к ФСИН России, УФСИН России по Ульяновской области об отмене распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Требования мотивировал тем, что в соответствии с распоряжением ФСИН России от 25 мая 2021 г. в отношении него принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.

С данным решением он не согласен, указал, что родился 06 февраля 1981 г. в Узбекской ССР. Учился в средней школе и получил образование в г. Ташкент Узбекской ССР. В 2007 году он уехал в Российскую Федерацию. С 2007 года по 2011 год жил и работал в г. Москве. С 2012 г. жил в г. Самаре в гражданском браке с Юстинской Е.Г. В Республике Узбекистан у него нет имущества, с родственниками связи не поддерживает.

Указал, что его пребывание на территории Российской Федерации не создает реальную угрозу общественному порядке, правам и свободам граждан Российской Федерации. Признание нежелательным пребывания (проживания) на территории Российской Федерации, влекущее для него депортацию из России и невозможность последующего въезда на территорию Российской Федерации, где проживает его семья – гражданская жена, не является необходимой мерой, соразмерной преследуемой цели и свидетельствует о необоснованном вмешательстве со стороны публичных властей в осуществлении его права на уважение личной и семейной жизни.

Ссылаясь на ч.3 ст.55, ст.69 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» просит отменить распоряжение ФСН России от 25 мая 2021 г. о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Административный истец Тарасов А.Г. участие которого в судебном заседании обеспечено посредством видеоконференцсвязи административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административных ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Ульяновской области Мошков А.Ю. в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласился, в обоснование указал, что само по себе проживание Тарасова А.Г. на территории Российской Федерации, отсутствие родственников и имущества в месте бывшего проживания в Республике Узбекистан не влечет в безусловном порядке признание оспариваемого акта, нарушающим его права на уважение личной и семейной жизни, поскольку он принят с учетом степени общественной опасности преступных деяний заявителя.

Указал, что распоряжение ФСИН России от 25 мая 2021 г. -рн о нежелательности пребывания (проживания) Тарасова А.Г. на территории РФ является оправданным, справедливым и соразмерным с учетом степени опасности деяний административного истца.

Представители заинтересованных лиц Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Ульяновской области, прокуратуры Ульяновской области, ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ульяновской области, УФМС России по Ульяновской области в судебное заседание, Министерства Юстиции Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

От представителя Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно части 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Как следует из материалов дела, Тарасов А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец г. Ташкент Республики Узбекистан, прибыл на территорию Российской Федерации и проживает с 2007 года.

Приговором Самарского районного суда г. Самары от 25 ноября 2020 г. осужден по п<данные изъяты> к 2 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Приговор вступил в законную силу.

Как усматривается из материалов дела, 10 марта 2021 г. УФСИН России по Ульяновской области в адрес ФСИН России были направлены материалы в отношении Тарасова А.Г. о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы.

Распоряжением ФСИН России от 25 мая 2021 г. пребывание Тарасова А.Г. в Российской Федерации признано нежелательным на 8 лет.

31 мая 2021 г. указанное распоряжение поступило в УФСИН России по Ульяновской области.

15 июня 2021 г. данное распоряжение поступило в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Ульяновской области.

15 июня 2021 г. Тарасов А.Г. был ознакомлен с распоряжением ФСИН России от 25 мая 2021 г.

Не согласившись с указанным распоряжением, Тарасов А.Г. обратился в суд с настоящим административным иском.

В соответствии с ч.3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства, одновременно установила, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статьи 2, 55).

Вопросы въезда и выезда иностранных граждан регламентируются Федеральным законом от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее - Закон), также устанавливающим правило, согласно которому въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если названные лица имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом                (статья 27).

В соответствии с частью 4 статьи 25.10 Закона в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Согласно пункту 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2003 г. №199 «Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации» утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, в который до 01 января 2020 г. входило Министерство юстиции РФ.

Согласно подпункта 9.7. пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. №1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» ФСИН России принимает в пределах своей компетенции решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

В соответствии с подп. «а» п. 5 Инструкции о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной Приказом Минюста России от 20 августа 2007 г. №171 (далее — Инструкция) (документ утратил силу 20 апреля 2020 г.) администрация учреждения, исполняющего наказание, при наличии указанных в законе оснований оформляет в отношении иностранного гражданина, осужденного за совершение умышленного преступления, за 6 месяцев до его освобождения, в том числе возможного условно-досрочного, либо в течение 3 дней после возбуждения ходатайства о досрочном освобождении по иным основаниям, предусмотренным законом, опросный лист; заключение о необходимости принятия решения о нежелательности его пребывания (проживания) на территории России и направляет эти документы в установленном порядке в Федеральную службу исполнения наказаний (далее - ФСИН России) через ее территориальные органы вместе с копиями вводной и резолютивной частей приговора, других судебных решений, а также иных документов, на которые делаются ссылки в заключении.

В соответствии с подп. «а» п. 6 Инструкции территориальный орган                     ФСИН России утверждает заключение администрации учреждения, исполняющего наказание, заверяет печатью установленного образца и направляет документы в центральный аппарат ФСИН России.

С 01 января 2020 г. вступил в силу приказ ФСИН России от 23 декабря 2019 г. №1180, утвердивший Порядок представления и рассмотрения материалов, подтверждающих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия Федеральной службой исполнения наказаний решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, подлежащих освобождению из мест лишения свободы (далее - Порядок).

Согласно п. 4 Порядка ФСИН России в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня получения материалов о нежелательности пребывания в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, готовит проект распоряжения              ФСИН России о нежелательности и представляет его на подпись курирующему заместителю директора ФСИН России; в течение десяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения направляет копию распоряжения ФСИН России о нежелательности в территориальный орган ФСИН России.

В силу п. 3 Порядка территориальный орган ФСИН России в течение десяти рабочих дней со дня поступления направляет копию распоряжения ФСИН России о нежелательности в учреждение для ознакомления иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы.

В соответствии с подп. «в» п. 2 Порядка администрация исправительного учреждения в течение трех рабочих дней со дня поступления копии распоряжения ФСИН России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства знакомит с ней иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, под подпись и приобщает ее к личному делу осужденного.

Суд считает необходимым учесть, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2019 г. №581 решение о нежелательности пребывания в России лиц, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений и не имеющих российского гражданства, принимается с 01 января 2020 г. ФСИН России.

В соответствии со статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, или защиты прав и свобод других лиц.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 5 марта 2014 г. № 628-О, семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) и практике уклонения от ответственности.

Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что Тарасов А.Г., пребывая в Российской Федерации, лояльности к правопорядку Российской Федерации не проявил, законы Российской Федерации не соблюдал, умышленно совершил преступление.

Совершение преступления виновным лицом порождает его особые правовые отношения с государством, служащие основанием введения для него дополнительных правовых обременений, как для лица, которое обладает повышенной опасностью для общества.

Принимая распоряжение от 25 мая 2021 о нежелательности пребывания (проживания) в РФ административного истца ФСИН России исходило из приоритета интересов большинства населения государства, чья безопасность не может быть поставлена в зависимость от наличия у лица без гражданства, имеющего непогашенную судимость, семейных связей на территории России или его нежелания покидать территорию Российской Федерации.

Суд считает необходимым учесть, что Тарасов А.Г. отбывал наказание за совершение умышленного преступления по приговору суда от 25 ноября 2020 г.

Наличие у Тарасова А.Г. родственников, проживающих в Российской Федерации, не влечет в безусловном порядке признание принудительных мер в сфере миграционной политики, принятых в отношении него, нарушающими право на уважение его личной и семейной жизни, поскольку такие меры направлены на защиту интересов государства через принятие соответствующих мер органами государственной власти в отношении лица без гражданства, пребывающего в Российской Федерации и нарушающего порядок пребывания.

Иные доводы стороны административного истца судом отклоняются как несостоятельные.

При таких обстоятельствах распоряжение ФСИН России от 25 мая 2021 г.             о нежелательности пребывания (проживания) в РФ Тарасова А.Г. со всей очевидностью является оправданным, справедливым и соразмерным с учетом степени опасности деяний административного истца.

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

Обязанность доказать соблюдение сроков обращения в суд, наличия уважительных причин пропуска срока согласно частям 9, 11 статьи 226 КАС РФ возложена на административного истца.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 18 ноября 2004 г. №367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2006 г. №308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. Вопрос о восстановлении пропущенного срока разрешается судом после возбуждения дела, в судебном заседании, на основании исследования и оценки обстоятельств, в связи с которыми срок пропущен, при наличии волеизъявления заявителя, выраженного в ходатайстве о восстановлении срока, с указанием причин его обосновывающих. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными, относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.

Как следует из материалов дела, с решением ФСИН административный истец был ознакомлен 15 июня 2021 г., срок для его обжалования не истек.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным распоряжения ФСИН России от 25 мая 2021 г. о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                                                                               ░.░. ░░░░░░░

2а-1807/2021 ~ М-1605/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Тарасов А.Г.
Ответчики
ФСИН России по Ульяновской области
ФСИН России
Другие
УМВД Росссии по Ульяновской области
Суд
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска
Судья
Земцова О. Б.
Дело на сайте суда
zjeleznodorogniy--uln.sudrf.ru
19.07.2021Регистрация административного искового заявления
19.07.2021Передача материалов судье
22.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
22.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.08.2021Судебное заседание
19.08.2021Судебное заседание
26.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.09.2021Дело оформлено
28.09.2021Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее