<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 октября 2016 года Ленинский районный суд города Самары
в составе председательствующего судьи Гороховик О. В.,
при секретаре Ходыкиной Е. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело №а-№ по административному иску Чернова Д.А., Черновой М.А. к Министерству строительства Самарской области о признании незаконным отказа о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, чьи права нарушены и включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, чьи права нарушены,
УСТАНОВИЛ:
Черновы Д. А., М. А. обратились в суд с иском к Министерству строительства <адрес> о признании незаконным действий по исключению из реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, чьи права нарушены и включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, чьи права нарушены. В обоснование заявленных требований указали, что 15.06.11 года между ООО «Монтэк» и Черновыми Д. А., М. А. заключён договор о долевом участии в строительстве жилого дома. Предметом договора является строительство сторонами жилого дома по проспекту Карла Маркса угол <адрес> в 3-м микрорайоне поселка Братьев К. Ж. <адрес> с последующим выделением дольщикам двухкомнатной квартиры на <данные изъяты> №.
Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Монтэк» введено внешнее управление. Определением Арбитражного Суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ требования Черновых о передаче жилого помещения включены в реестр требований о передаче жилых помещений должником – ООО «Монтэк».
Согласно Приказу Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 года № Министерство строительства Самарской области разместило на своём официальном сайте в сети Интернет minstroy.samregion.ru информацию о приёме заявлений от участников долевого строительства проблемных объектов для составления реестра граждан, чьи средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
04.02.16 года они подали в Министерство строительства Самарской области заявление с просьбой включить их в соответствующий реестр. На заседании комиссии Министерства строительства от 22.06.16 года принято решение об отказе о включении их в реестр.
Ссылаясь на незаконность отказа, просит признать незаконным решение Министерства строительства Самарской области, по отказу о включении Черновыхт в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, чьи права нарушены и обязать Министерство строительства Самарской области включить Черновых в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, чьи права нарушены.
В судебном заседании представитель административных истцов, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержала, просил их удовлетворить.
Представитель Министерства строительства Самарской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.7 ст.23 Федерального закона от 30.12.2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» контролирующий орган признаёт в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведёт реестр таких граждан.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 года №403 утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены к числу пострадавших, а также Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
В соответствии со ст.2 Закона Самарской области от 16.03.2007 года №13-ГД «О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области» уполномоченным органом государственной власти Самарской области в сфере защиты прав обманутых дольщиков на территории Самарской области, в чьи полномочия входит ведение реестра обманутых дольщиков, является Министерство строительства Самарской области.
Из материалов дела следует, что 15.06.11 года между ООО «Монтэк» и Черновыми Д. А., М. А. заключён договор о долевом участии в строительстве жилого дома. Предметом договора является строительство сторонами жилого дома по проспекту Карла Маркса угол <адрес> в 3-м микрорайоне поселка Братьев К. Ж. <адрес> с последующим выделением дольщикам двухкомнатной квартиры на <данные изъяты> №.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 07.06.12 в отношении ООО «Монтэк» введено внешнее управление. Определением Арбитражного Суда Самарской области от 17.09.12 требования Черновых о передаче жилого помещения включены в реестр требований о передаче жилых помещений должником – ООО «Монтэк».
Установлено, что 04.02.16 года истцы подали в Министерство строительства Самарской области заявление с просьбой включить их в соответствующий реестр. На заседании комиссии Министерства строительства от 22.06.16 года принято решение об отказе о включении истцов в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены на основании п. п. 4 п. 14 Правил ведения реестра.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (далее - привлечение денежных средств граждан для строительства), допускается только установленными данной статьей способами, в частности, на основании договора участия в долевом строительстве.
Согласно части 3 статьи 4 вышеуказанного Федерального закона договор участия в долевом строительстве заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
На основании подпункта 6 пункта 2 Приложения N 1 к данному Приказу критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших являются, в частности, признание гражданина потерпевшим в соответствии с постановлением следователя, дознавателя или решением суда в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках возбужденного уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов.
Вместе с тем, согласно вышеназванным Критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших является просрочка исполнения перед гражданином обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (в том числе по незаключенным договорам или недействительным сделкам, обязательства по которым со стороны гражданина исполняются (исполнены) (п. 3 ч. 2 Критериев, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 403).
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 4 декабря 2013 года, при рассмотрении дел по спорам, возникающим из правоотношений, основанных на сделках, связанных с передачей гражданами денежных средств и (или) иного имущества в целях строительства многоквартирного дома (иного объекта недвижимости) и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме (ином объекте недвижимости) в собственность, но совершенных в нарушение требований Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости", независимо от наименования заключенного сторонами договора следует исходить из существа сделки и фактически сложившихся отношений сторон. В таких случаях, если судом установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей указанным требованиям, действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости", в том числе меры ответственности, им предусмотренные.
Суд констатирует, что договор инвестирования заключенный между Черновыми и ООО «Монтэк» подпадает под действие Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"; его правомерность подтверждена постановлениями арбитражных судов; является достоверно установленным факт просрочки застройщиком, привлекшим денежные средства Сосуновой М. В. для строительства многоквартирного дома, своих обязательств перед ним более чем на девять месяцев, а следовательно обстоятельства, связанные с признанием договора незарегистрированным, правового значения не имеют, поскольку Сосуновой М. В. обязательства по договору полностью исполнены.
Таким образом, у Министерства строительства Самарской области не имелось оснований для применения подпункта 4 пункта 14 Правил ведения реестра, согласно которому основанием для отказа во включении истцов в реестр является привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" после вступления в силу Федерального закона от 17 июня 2010 г. N 119-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 25, ст. 3070; 2011, N 49, ст. 7040);
Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что Министерством принято незаконное решение об отказе о включении истцов в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, чьи права нарушены, в связи с чем, заявленные им требования подлежат удовлетворению. Соответственно на административного ответчика подлежит возложению обязанность включить истцов в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, чьи права нарушены
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.174, 178-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск Чернова Д.А., Черновой М.А. – удовлетворить.
Признать незаконным решение Министерства строительства Самарской области, об отказе о включении Чернова Д.А., Черновой М.А. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, чьи права нарушены.
Обязать Министерство строительства Самарской области включить Чернова Д.А., Чернову М.А. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, чьи права нарушены.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд города Самары в течение 30 дней.
Решение в окончательной форме изготовлено 14.10.16 г.
Председательствующий Гороховик О. В.