Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-287/2020 ~ М-143/2020 от 04.03.2020

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Дело №2–287/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Знаменка, Тамбовской области 04 августа 2020 г.

Знаменский районный суд Тамбовской области в составе председательствующего судьи Тройновой М.С., при секретаре Егоровой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства обороны РФ к Дюндину С.В. о прекращении права пользования служебным жилым помещением,

при участии в качестве органа, дающего заключение по делу заместителя прокурора Знаменского района Тамбовской области Бударина А.С.,

установил:

Министерство обороны РФ обратилось в суд с иском к Дюндину С.В. о прекращении права пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.

Требования мотивированы тем, что указанное жилое помещение находится в собственности РФ, закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ и постановлением Администрации Знаменского района Тамбовской области от 27.05.1994 г. №126 отнесено к числу служебных жилых помещений. Спорное жилое помещение было предоставлено Дюндину С.В. на основании контрольного талона к ордеру на служебное жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ в связи с трудовыми отношениями с войсковой частью 14272.

Согласно списку квартир, занимаемых лицами, утратившими связь с Минобороны России, предоставленному командиром войсковой части 14272, ответчик не состоит в трудовых отношениях с Минобороны России, военную службу в войсковой части 14272 не проходит. Письмом ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ ответчику направлено требование о предоставлении документов, подтверждающих основания проживания в спорном жилом помещении либо об освобождении незаконно занимаемого служебного жилого помещения. В нарушение законного требования собственника жилого помещения спорное жилое помещение не освобождено, требование об освобождении квартиры ответчиком не выполнено, документы, подтверждающие освобождение жилого помещения не представлены. Учитывая, что Министерство обороны РФ лишено возможности распоряжаться принадлежащим ему имуществом, указанное имущество подлежит истребованию у ответчика.

В качестве правовых норм, в иске указаны ст.ст. 1,15 Федерального закона от 31.05.1996 г. №61-ФЗ «Об обороне», ст.ст. 125, 209, 214, 304 ГК РФ, ст.ст. 30, 93 ЖК РФ.

Истец Министерство обороны РФ в судебное заседание своего представителя не направило, представителем Министерства обороны РФ Бычковой Е. направлено ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие представителя, исковые требования просит удовлетворить в полном объеме.

Ответчик Дюндин С.В. в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте судебного заседания, в предыдущем судебном заседании ответчик требования не признал, пояснив, что иного жилья у него нет.

Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания третьи лица: войсковая часть 14272, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения», ФГКУ «Специализированное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки суду неизвестно.

Представитель третьего лица ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» по доверенности Иванова А.Ю. в отзыве исковое заявление Министерства обороны РФ просит удовлетворить в полном объеме, рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, судебное разбирательство в соответствии с ч.3ст.167 ГПК РФ проведено в отсутствие не явившихся лиц.

Заместитель прокурора Знаменского района Тамбовской области Бударин А.С. в ходе судебного разбирательства в порядке, предусмотренном ст. 45 ГПКРФ, считает требования истца не подлежащими удовлетворению, так как ответчик осуществляет трудовую деятельность в войсковой части 14272, стаж работы в войсковой части 14272 составляет боле 10 лет, поставлен на учет и признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, в собственности иного жилья не имеет.

Заслушав заключение прокурора, изучив материалы настоящего гражданского дела, оценив собранные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Постановлением Администрации Знаменского района Тамбовской области от 27.05.1994 г. №126 «О включении в число служебных квартир жилых помещений закрытого городка Знаменка-1» в число служебных жилых помещений включена квартира , расположенная по адресу: <адрес>. Данное полномочие осуществлено в соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего на момент принятия данного решения, то есть в соответствии с законом. Данное постановление никем не оспорено, незаконным не признано и действует на момент рассмотрения дела судом.

В силу пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к этому постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, относятся исключительно к федеральной собственности.

Согласно пункту 2 раздела II приложения N 1 к постановлению от 27.12.1991 N 3020-1 имущество вооруженных сил относится исключительно к федеральной собственности.

Пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" также предусмотрено, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Все недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>,в том числе и спорная квартира в доме в соответствии с распоряжением Министра обороны Российской Федерации №3274-р от 28.07.2003 г. было закреплено на праве оперативного управления за 198 квартирно-эксплуатационной частью района, которая впоследствии переименована в ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (приказ Министра обороны Российской Федерации №756 от 05.07.2010 г.). Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ №3253 от 30.12.2016 г. спорное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ и находится у последнего на балансе.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст. 125 ГК РФ).

Полномочия Министерства обороны Российской Федерации определены Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, утвердившим Положение о Министерстве обороны Российской Федерации. Согласно пункту 1 Положения о Министерстве обороны, Министерство обороны является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных ему организаций.

Таким образом, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> относится к федеральной собственности в силу закона, включено в число служебных и закреплено за подведомственной Министерству обороны РФ организацией на вещном праве.

Как следует из записей трудовой книжки, справки войсковой части 14272 Дюндин С.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в войсковой части 14272 в должности слесаря-сантехника, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя автокрана, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности стрелка военизированной команды, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя автомобиля гаража, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности слесаря по ремонту боевых и специальных машин.

Согласно ордера от ДД.ММ.ГГГГ, выданного 198 КЭЧ района на основании решения жилищной комиссии в/ч 14272 от ДД.ММ.ГГГГ Дюндину С.В. предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес> (в настоящее время <адрес>).

Согласно копии выписки по лицевому счету Жилищно-коммунальной службы №7 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление по воздушно-космическим силам» от ДД.ММ.ГГГГ , квартира принадлежит нанимателю Дюндину С.В.

В соответствии с выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ Жилищно-коммунальной службы филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление по воздушно-космическим силам», адресными справками отдела адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Тамбовской области в спорном жилом помещении зарегистрирован Дюндин С.В.

В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР (действовавшего до 01.03.2005 г. и на момент предоставления спорного жилого помещения), служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.

В силу ч.2 ст.105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации соответствующего учреждения, в ведении которого находятся эти помещения, согласно которому местным уполномоченным органом исполнительной власти выдавался ордер на служебное жилое помещение. Ордер являлся безусловным основанием для заключения с гражданином, на имя которого он выдан, договора найма служебного жилого помещения (ст. 47 ЖК РСФСР).

В соответствии со ст.ст. 50, 51 и 106 ЖК РСФСР составление договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось, заключение такого договора осуществлялось путем открытия на имя нанимателя финансового лицевого счета.

Следовательно, право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, было приобретено Дюндиным С.В. на законных основаниях, в соответствии с действующими на тот момент нормами жилищного законодательства, на основании выданного ордера.

В силу ч. 1 ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду.

Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений (ст. 99 ЖК РФ).

Как следует из ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Согласно ч. 3 ст. 101 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения.

В силу п. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по даннымдоговорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 настоящего Кодекса и ч. 2 настоящей статьи.

В случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда (ч. 1 ст. 35 ЖК РФ).

По смыслу приведенных выше норм права, предоставление служебного жилого помещения военнослужащим, в том числе гражданского персонала Вооруженных Сил РФ взаимоувязано с наличием отношений с организацией, предоставившей такое жилье, а прекращение этих отношений служит основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, за исключением случаев, перечисленных в законе.

В соответствии с разъяснениями, данными в п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", в соответствии с ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 ЖК РФ.

В этой связи по делам овыселенииграждан из специализированных жилых помещений (ст. 103 ЖК РФ) судам необходимо иметь в виду, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений граждане, перечисленные в пунктах 1 - 4 ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, при условии, что они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно ст. 110 ЖК РСФСР не могли быть выселены без предоставления другого жилого помещения лица, перечисленные в ст. 108 ЖК РСФСР, в том числе лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих") (п. 6).

Пункт 6 ст. 108 ЖК РСФСР в редакции, действовавшей до вступления в законную силу Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ, с учетом установленного ст. 3 Федерального закона от 20.07.2004 г. №71-ФЗ порядка выселения лиц, указанных в п. 6 ст. 108 ЖК РСФСР, предусматривал, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в ст. 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет.

В силу ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что ст. 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.

Следовательно, положения ст. 108 ЖК РСФСР применяются при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете). Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.

Стаж работы Дюндина С.В. в войсковой части 14272 на момент введения в действия ЖК РФ (ДД.ММ.ГГГГ) составлял более 10 лет, постановлением администрации Воронцовского сельсовета Знаменского района Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ Дюндин С.В. поставлен на учет и признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, в соответствии с уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН отсутствуют сведения о правах Дюндина С.В. на имеющиеся у него объекты недвижимости, следовательно, он не может быть выселен из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения на основании п. 6 ст. 108 ЖК РСФСР.

Кроме того, суд также принимает во внимание, что Дюндин С.В. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время состоит в трудовых отношениях с войсковой частью 14272, в связи с чем суд не находит основания для удовлетворения заявленных Министерством обороны требований.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Министерства обороны РФ к Дюндину С.В. о прекращении права пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Знаменский районный суд Тамбовской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья подпись М.С. Тройнова

Мотивированное решение составлено 11 августа 2020 года.

Судья подпись М.С. Тройнова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-287/2020 ~ М-143/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Министерство обороны Российской Федерации
Ответчики
Дюндин Сергей Викторович
Другие
Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» министерства обороны Российской Федерации
Войсковая часть 14272
Департамент жилищного обеспечения МО РФ
Прокуратура Знаменского района Тамбовской области
Федеральное государственное казенное учреждение «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации
Суд
Знаменский районный суд Тамбовской области
Судья
Тройнова Мария Сергеевна
Дело на сайте суда
sud4--tmb.sudrf.ru
04.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.03.2020Передача материалов судье
11.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2020Подготовка дела (собеседование)
06.05.2020Подготовка дела (собеседование)
01.06.2020Подготовка дела (собеседование)
01.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2020Судебное заседание
02.07.2020Судебное заседание
03.08.2020Судебное заседание
04.08.2020Судебное заседание
11.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.11.2021Дело оформлено
18.11.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее