Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-30/2018 от 01.10.2018

Дело № 12-30/2018

                                               РЕШЕНИЕ

07 ноября 2018 года                           п. Чамзинка Республика Мордовия

Судья Чамзинского районного суда Республики Мордовия Солодовников В.Д., при секретаре судебного заседания Храмовой Н.Н., с участием защитника АО « Мордовцемент» - Сатункина О.Б., действующего на основании доверенности № МС/18-129 от 21.05.2018 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу акционерного общества «Мордовцемент» на постановление заместителя главного государственного инспектора по охране природы по Республике Мордовия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Мордовия №235-18 от 08 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении акционерного общества «Мордовцемент»,

                                                 установил :

постановлением заместителя главного государственного инспектора по охране природы по Республике Мордовия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Мордовия ( далее – Управление Росприроднадзора по Республике Мордовия ) №235-18 от 08 августа 2018 года акционерное общество «Мордовцемент» ( далее – АО «Мордовцемент» ) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

АО «Мордовцемент» обратилось в суд с жалобой на указанное постановление, в которой, не оспаривая обстоятельства вменённого правонарушения, выражает несогласие с размером назначенного административного наказания. В обоснование заявитель указывает на наличие исключительных обстоятельств, связанных с тяжелым имущественным и финансовым положением предприятия, которое имеет значительные кредитные обязательства перед коммерческими банками, налоговыми органами в отношении движимого и недвижимого имущества приняты обеспечительные меры ввиду доначисления сумм налогов в значительном размере. Просит постановление изменить, снизить размер назначенного наказания ниже минимального размера, предусмотренного статьей 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании защитник АО «Мордовцемент» Сатункин О.Б. доводы жалобы поддержал, считает вину АО «Мордовцемент» в совершении вменённого правонарушения доказанной и с учетом указанных в жалобе обстоятельств, просил назначенное наказание в виде штрафа снизить до размера менее минимального, предусмотренного санкцией соответствующей статьи.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с требованием статьи 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами, соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.

Согласно частям 2, 3, 4 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно частям 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Согласно пункту 3.7. СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003) при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

Из материалов дела следует, что 18 июля 2018 года Управлением Росприроднадзора по Республике Мордовия проведена плановая проверка акционерного общества «Мордовцемент», расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которой выявлено несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при накоплении и ином обращении с отходами производства и потребления на производственной территории АО « Мордовцемент», а именно :

несанкционированное складирование отходов ткани, перчаток, бывшие в употреблении предположительно загрязненных нефтепродуктами ( отходы 111 класса опасности ) ;

несанкционированное складирование грунта черно-коричневого цвета ( отходы 111 класса опасности ) ;

несанкционированное складирование ленты конвейерной резинотканевой, утратившей потребительские свойства ( отходы 1V класса опасности ) ;

бочки объемом 200 литров, заполненные отходами масел отработанных ( отходы 111 класса опасности ) ;

несанкционированное складирование отходов, а именно утративших потребительские свойства мешков типа «Биг-Бег» ( отходы 1V класса опасности ) ;

отходы минерального волокна теплоизоляционного загрязненные ( код по ФККО – 457 120 00 00 0 ) ;

фильтр очистки масла автотранспортных средств отработанный ( код по ФККО - 9 21 302 01 52 3, 3 класс опасности ) ;

фильтр воздушный автотранспортного средства отработанный ( код по ФККО – 9 21 301 01 52 3, 3 класс опасности ;

несанкционированное хранение 204 штук 200 литровых железных бочек частично заполненные нефтепродуктами, 14 бочек с маслом без верхних крышек, 2 бочки с маслом расположены на деревянном поддоне, на незащищенном грунте ;

несанкционированное хранение 96 металлических 200 литровых бочек, заполненные отработанными нефтепродуктами различных видов и марок ( масла моторные, масла редукторные, масла гидравлические ), что повлекло нарушение части 1 статьи 39, статьи 51 Федерального закона Российской Федерации от 10.02.2002 года №7-ФЗ « Об охране окружающей среды», статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ « Об отходах производства и потребления «, СанПиН 2.1.7.1322-03 « Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления « ( утверждены главным санитарным врачом РФ 30.04.2003 года )

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «Мордовцемент» на основании постановления от 08 августа 2018 года заместителя главного государственного инспектора по охране природы по Республике Мордовия к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения АО «Мордовцемент» вменённого административного правонарушения подтверждается : актом плановой выездной проверки Управления Росприроднадзора по Республике Мордовия №235 от 24.07.2018 года в отношении АО « Мордовцемент «, предписанием №235-09 от 24 июля 2018 года об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, протоколом по делу об административном правонарушении №235/-18 от 24 июля 2018 года и иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление, основан на правильном применении закона.

В соответствии с требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридические значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом с соблюдениям требований, предусмотренных статьёй 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дело рассмотрено с соблюдением правил родовой и территориальной подведомственности, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

Дело рассмотрено должностным лицом полно, объективно и всесторонне, исследованным доказательствам дана надлежащая и мотивированная оценка с соблюдениям правил, предусмотренных статьёй 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правильность которой не вызывает сомнений.

Содеянное АО « Мордовцемент» квалифицировано правильно по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по административному делу отвечает требованиям, предъявляемым статьёй 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации.

Выводы должностного лица о наличии вины АО « Мордовцемент» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях основаны на достоверных и допустимых доказательствах.

Обсуждая доводы жалобы защитника АО «Мордовцемент» о наличии исключительных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости снижения назначенного административного наказания ниже минимального размера, установленного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья приходит к следующим выводам.

Согласно статье 3.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях тем самым предоставил возможность судье, органу должностному лицу, рассматривающему дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих её соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Согласно частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

По смыслу приведенных правовых положений под исключительными обстоятельствами, связанными с имущественным и финансовым положением юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, следует понимать такие обстоятельства, при наличии которых назначение этому лицу штрафа в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи, может повлечь неблагоприятные последствия, сопоставимые с фактическим прекращением деятельности юридического лица. Исполнение подобного рода административного наказания с учетом правовых позиций, изложенных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года № 4-П, следует рассматривать как чрезмерное вмешательство в экономическую деятельность хозяйствующего субъекта, несоразмерное административное принуждение.

Учитывая, что на протяжении производства по настоящему делу юридическое лицо, в отношении которого, ведётся производство по делу об административном правонарушении не оспаривало вину, принимая во внимание отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, в целях достижения справедливого баланса публичных и частных интересов с учетом финансового положения юридического лица, имеющего долговые обязательства на общую сумму более восемнадцати миллиардов рублей, его деятельность по итогам шести месяцев 2018 года являлась убыточной, налоговым органом приняты обеспечительные меры в отношении движимого и недвижимого имущества предприятия по причине доначисления сумм налогов на сумму более четырёхсот миллионов рублей, принимая во внимание, что совершённое правонарушение не носит злостный, преднамеренный характер, направленный на возникновение каких-либо вредных последствий от его совершения, устранение выявленных нарушений, а также не стабильное финансово-хозяйственное положение АО « Мордовцемент », с учетом обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, признав указанные обстоятельства в понимании части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исключительными, а также в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, судья считает возможным снизить размер назначенного наказания в виде административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях до размера не менее половины его минимального размера.

При таких обстоятельствах постановление заместителя главного государственного инспектора по охране природы по Республике Мордовия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Мордовия №235-18 от 08 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Мордовцемент» подлежит изменению путём снижения назначенного АО «Мордовцемент» административного наказания в виде административного штрафа до 80 000 рублей.

         Руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил :

░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №235-18 ░░ 08 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 8.2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №235-18 ░░ 08 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 8.2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 3.2 ░░░░░░ 4.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 80 000 ( ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ) ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                 <░░░░░░ ░░░░░░>                                          ░░░░░░░░░░░░ ░.░.

1░░░░░░ ░░░ ░░░░░░

12-30/2018

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Ответчики
АО "Мордовцемент"
Суд
Чамзинский районный суд Республики Мордовия
Судья
Солодовников В.Д.
Дело на сайте суда
chamzinsky--mor.sudrf.ru
01.10.2018Материалы переданы в производство судье
03.10.2018Истребованы материалы
23.10.2018Поступили истребованные материалы
07.11.2018Судебное заседание
07.11.2018Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
15.11.2018Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
27.11.2018Вступило в законную силу
07.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.01.2019Дело оформлено
31.01.2019Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее