№
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
город ** 31 июля 2015 года
** районный суд ** области в составе:
председательствующего судьи Трибунской Л.М.,
при секретаре Ионовой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Администрации городского округа ** области к Отделу судебных приставов ** района Управления Федеральной службы судебных приставов ** области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Администрация г.о. ** области обратилась в суд с иском к Отделу судебных приставов ** района Управления Федеральной службы судебных приставов ** области об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере **.
В судебном заседании представитель истца Администрации г.о. ** области – Миронюк О.В., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что решением ** районного суда от ДД.ММ.ГГГГ суд обязал администрацию городского округа ** предоставить за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета, ФИО1 как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ решение ** районного суда оставлено без изменения. Постановлениями судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство в отношении администрации городского округа **. В соответствии со ст. 8 Федерального закона №-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закон ** области №-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории ** области», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В соответствии со ст. 1 Закона ** области №-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории ** области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в ** области наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ст. 2 Закона ** области №ГД, ст. 4 Закона ** области от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории ** области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе ** области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год. Субвенции носят строго целевое значение и не могут быть использованы на другие цели. В соответствии со ст. 3 Закона ** области от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД, органы государственной власти ** области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий. В соответствии со ст. 2 указанного закона органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять их в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов. В ДД.ММ.ГГГГ министерством строительства ** области предоставлены субвенции городскому округу ** на формирование специализированного жилищного фонда, в части включения в него жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений. На указанные средства приобретено **, которые по договорам найма предоставлены лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке финансирования и освоения субвенции областного бюджета, в том числе формируемой за счет средств федерального бюджета, предусмотренной на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» Министерством строительства ** области городскому округу ** выделены субвенции в сумме ** рублей - из областного бюджета, и ** рублей - из федерального бюджета. На указанные средства приобретено ** квартир, которые по договорам найма предоставлены лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время подписано дополнительное соглашение № к договору от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенному между администрацией городского округа ** и Министерством социально-демографической и семейной политики ** области, в соответствии с которым будут предоставлены субвенции в размере ** рублей. Субвенций достаточно для обеспечения жильем ** лиц из числа детей-сирот. Срок предоставления жилых помещений детям-сиротам - декабрь ДД.ММ.ГГГГ. График перечисления субвенций: ** квартал - ** рублей, ** квартал -** рублей и ** квартал ** рублей. В соответствии с пунктом 4 ст.2 Закона ** области №-ГД органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" за счет предоставляемых субвенций. Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа ** подготовлена аукционная документация на приобретение ** квартир посредством долевого участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома и отправлена ДД.ММ.ГГГГ на согласование в Министерство социально-демографической и семейной политики ** области. Согласование аукционной документации получено ДД.ММ.ГГГГ года. ДД.ММ.ГГГГ размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение ** жилых помещений посредством участия в долевом строительстве многоквартирного малоэтажного жилого дома для формирования муниципального специализированного жилищного фонда г.о.** области для последующего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дата проведения аукцион в электронной форме ДД.ММ.ГГГГ года. После окончания строительства жилые помещения будут предоставлены ** лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ориентировочные сроки предоставления жилых помещений декабрь ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время отсутствуют свободные жилые помещения специализированного жилищного фонда. В связи с этим исполнить решение ** районного суда от ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным. ДД.ММ.ГГГГ администрацией получено постановление судебного пристава-исполнителя ОСП ** района УФССП ** области о взыскании исполнительского сбора в размере ** рублей и требование исполнить решение ** районного суда от ДД.ММ.ГГГГ года. В случае невыполнения требования на администрацию будет наложен вторично штраф в порядке ст. 17.15 КоАП РФ. Однако, субъективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, характеризуется наличием умысла, объективная сторона - наличием вины. Однако, исполнить решение ** районного суда от ДД.ММ.ГГГГ администрация не имела возможности в связи с наличием объективных причин, а именно несвоевременным предоставлением субвенций на обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, из областного бюджета ** области. Согласно пункту 1 ст. 112 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. В соответствии с пунктом 6 ст. 112 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В соответствии с пунктом 7 ст. 112 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. В соответствии со ст. 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности). Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. С момента поступления субвенций администрация городского округа ** предпринимает все возможное и необходимое для формирования дополнительного специализированного жилищного фонда в городском округе и исполнения решения ** районного суда от ДД.ММ.ГГГГ года. После поступления субвенций администрацией городского округа ** была подготовлена аукционная документация на приобретение десяти жилых помещений посредством участия в долевом строительстве многоквартирного малоэтажного жилого дома для формирования муниципального специализированного жилищного фонда г.о. ** области и согласно дополнительному соглашению № к договору от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенному между администрацией городского округа ** и Министерством социально-демографической и семейной политики ** области. Документы на согласовании находились в течение ** дней, после чего ДД.ММ.ГГГГ аукцион объявлен. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ администрация г.о. ** обратилась в ** районный суд с заявлением о разъяснении порядка исполнения решения суда. ДД.ММ.ГГГГ администрация городского округа ** обращалась в ** районный суд с заявлением об отсрочки исполнения судебного решения. Однако, определением ** районного суда от ДД.ММ.ГГГГ администрации г.о. ** отказано в предоставлении отсрочки. Апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ определение оставлено без изменения, частная жалоба администрации г.о.** - без удовлетворения. Администрация г.о. ** направляла судебным приставам-исполнителям ходатайства об отложении исполнительных действий и не применении к администрации штрафных санкций. Дополнительно администрацией г.о.** судебным приставам-исполнителям направлялись копия договора о предоставлении субвенций, копия извещения о проведении электронного аукциона. Соответственно, умысел и вина администрации в неисполнении решения суда и требований судебных приставов отсутствуют. Таким образом, основания для взыскания исполнительского сбора, привлечения администрации к административной и уголовной ответственности отсутствуют. ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ ода и ДД.ММ.ГГГГ администрацией городского округа ** направлены гарантийные письма об освоении субвенций на обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в объеме **. Поэтому просит освободить администрацию городского округа ** от взыскания исполнительского сбора в размере ** рублей.
Представитель Отдела судебных приставов ** района ** области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом надлежаще извещен. В материалах дела имеется ходатайство судебного пристава-исполнителя ОСП ** района Миргородской Е.Е. о рассмотрении дела в своё отсутствие, а также отзыв, из которого следует, что с доводами, указанными в заявлении, не согласна по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП ** района вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № на основании исполнительного листа ВС № выданного ДД.ММ.ГГГГ ** районным судом ** области, предметом исполнения которого является: обязать администрацию г.о. ** за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета, предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного Фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм согласно списка очередности. В постановлении о возбуждении исполнительного производства, копия которого ДД.ММ.ГГГГ получена Администрацией г.о. **, судебный пристав-исполнитель устанавливает пятидневный срок для добровольного исполнения должником требований исполнительного документа и предупреждает, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставлены для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере **. Порядок и условия принудительного исполнения судебных актов определяются Федеральным законом №-ФЗ «Об исполнительном производстве» (п.1 ст.1). Исполнительное производство осуществляется на принципах указанных в законе, в том числе своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Требования исполнительного документа должны быть исполнены в установленные сроки (п.1 ст.36 Федерального закона №-ФЗ «Об исполнительном производстве»). В соответствии с п.1 ст. 105 Федерального закона №ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора. ДД.ММ.ГГГГ руководствуясь ст.ст. 6, 12, 14, 105, 112 Федерального закона №-ФЗ «Об исполнительном производстве», в связи с тем, что должником Администрацией г.о. ** не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. В Постановлении Конституционного суда РФ №-П от ДД.ММ.ГГГГ указывается на то, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства. Неисполнение и несвоевременное исполнение решений судов и иных уполномоченных органов создает угрозу гарантиям государственной защиты конституционных прав и свобод, законности и правопорядка в целом. При таких обстоятельствах федеральный закон установил специальную норму, на основании которой на должника в случае виновного неисполнения им исполнительного документа, налагается взыскание в виде штрафных санкций (исполнительский сбор). Статья 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" содержит, по сути, специальную норму об административной ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве. По смыслу данной статьи названного Федерального закона эта норма применяется с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания. В соответствии со ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" полномочием налагать предусмотренное им взыскание наделен судебный пристав - исполнитель. Полномочие судебного пристава - исполнителя от имени государства налагать взыскание на должника в предусмотренных названным Федеральным законом случаях направлено на обеспечение установленного им публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов и воплощает конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав. Поэтому в удовлетворении иска администрации г.о. ** области об освобождении от взыскания исполнительского сбора просит отказать.
Представитель третьего лица – Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по ** области в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещенным о месте и времени судебного заседания.
Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования Администрации г.о. ** области подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу решение ** районного суда ** области от ДД.ММ.ГГГГ, которым на администрацию городского округа ** области за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета, возложена обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм согласно списку очередности (л.д.**).
ДД.ММ.ГГГГ на основании вышеуказанного решения суда в ОСП ** района ** области было возбуждено исполнительное производство. Администрации г.о. ** области предоставлен 5-дневный срок для добровольного исполнения решения суда (л.д.**).
Поскольку решение суда в установленный срок исполнено должником не было, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП ** было вынесено постановление о взыскании с администрации г.о. ** области исполнительского сбора в сумме ** руб. (л.д.**).
В соответствии со статьей 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ **-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно части 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Следовательно, в силу прямого предписания в законе, вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Суд полагает, что в данном случае виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решения суда отсутствует.
Согласно ст. 2 Закона ** области №-ГД, ст. 4 Закона ** области от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории ** области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе ** области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год. Субвенции носят строго целевое значение и не могут быть использованы на другие цели.
Администрация г.о. ** области не вправе производить перераспределение финансовых средств из других статей бюджета, имеющих иное целевое назначение. Выделение новых бюджетных ассигнований возможно только при условии включения их в закон о бюджете с начала нового финансового года или после внесения соответствующих изменений в закон о бюджете.
Как следует из материалов дела, в действиях истца Администрации г.о. ** области отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Федерального закона «Об исполнительном производстве», являющееся необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
Принимая во внимание, что финансирование истца осуществляется за счет средств областного бюджета ** области, исполнение решения суда возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, и истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа, суд приходит к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
При таких обстоятельствах исковые требования Администрации г.о. ** области об освобождении от исполнительского сбора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Администрации городского округа ** области удовлетворить.
Освободить Администрацию городского округа ** области от взыскания исполнительского сбора в размере **
Решение может быть обжаловано в ** областной суд через ** районный суд в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться ДД.ММ.ГГГГ.
Судья **
**
**