Решение по делу № 2-490/2018 ~ М-438/2018 от 27.08.2018

Дело № 2 - 490/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Визинга 21 ноября 2018 года

Сысольский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Фоминой Г.Д.,

при секретаре Пыстине Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ходос Марии Маратовны к администрации МР «Сысольский» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

Ходос М.М. обратилась в суд с иском к администрации МР «Сысольский» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение. В обоснование требований указала, что ранее относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право пользования жилым помещением за ней не сохранялось. Постановлением главы АМО «Сысольский район» от 29.01.2001 № 1/9, истцу как лицу из категории детей оставшихся без попечения родителей было предоставлено жилое помещение- комната №__ в <___>, общей площадью 19,6 кв.м., о чем был выдан ордер № 3 на право занятия жилой площади. В 2003 году истец временно выехала из указанного жилого помещения и снялась с регистрационного учета. При проведении проверки прокуратурой Сысольского района истцу стало известно о прекращении ее права пользовании указанным жилым помещением АМР «Сысольский» в одностороннем порядке. При обращении к ответчику с требованием об обеспечении жилым помещением, взамен лишенного права, истцу было отказано, поскольку после выезда из занимаемого жилого помещения в иное постоянное место жительства Ходос М.М. фактически утратила право пользования жилым помещением. Вместе с тем истец считает решение ответчика незаконным, поскольку решение суда о признании Ходос М.М. утратившей право пользования жилым помещением по адресу <___>, не выносилось. Просит обязать ответчика предоставить в черте Сысольского района Республики Коми благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 19,6 кв.м.

В предварительном судебном заседании представитель истца Ходос Л.А. требования истца уточнила, просила обязать ответчика предоставить истцу, как сироте, жилое помещение площадью 19,6 кв.м., в с.Визинга.

Истец Ходос М.М. уведомлена о явке в суд надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.

Представитель истца Ходос Л.А. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, просила обязать ответчика предоставить в черте с. Визинга Сысольского района Республики Коми благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 19,6 кв.м. Показала, что истец Ходос М.М. окончила в **** году ,,,, о ее правах как лица из детей –сирот и детей оставшихся без попечения родителей Ходос М.М. никто не разъяснил. По окончании школы проживала в с. Визинга, по обращению Ходос М.М., на основании постановлении администрации МО «Сысольский», ей была предоставлена комната в общежитии по адресу : <___>, комната №__, площадью 19.6 кв.м. В комнате было проживать не возможно, и Ходос М.М. в 2003 году вступив в брак, проживала в с. Визинга по иным адресам, а с 2011 года до настоящего времени зарегистрирована по месту жительства в г. Ухта. В 2015 году Ходос М.М. обращалась в администрацию муниципального района «Сысольский» с заявлением о включении в список детей сирот. На момент подаче заявления Ходос М.М. было 38 лет, администрация отказала в постановке на учет. В 2016 году Ходос М.М. также обращалась в Ухтинский городской суд Республики Коми, с иском к администрации МОГО «Ухта» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на условиях договора социального найма как сироте. Решением судьи в удовлетворении исковых требований Ходос М.М. было отказано. Считает, что Ходос М.М. ответчик обязан предоставить аналогичное ранее предоставляемому жилому помещению- комнате №__, в <___>, общей площадью 19,6 кв.м. Считает, что, хотя Ходос М.М. прекратила регистрацию в данном помещении и выехала, ответчик обязан был сохранить помещение за Ходос М.М. Узнав в 2015 году, что категории дети сироты должны обеспечиваться жильем, Ходос М.М. желает проживать в с. Визинга.

Представитель ответчика Стрепетова Е.Н., действующая на основании доверенности от 09.01.2018, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Просила учесть суд, что Ходос М.М. жилое помещение по <___> предоставлялось не как сироте, в ордере указан статус безработной. В 2003 году Ходос М.М. добровольно из данного помещения выехала, снялась с регистрационного учета, коммунальные услуги не оплачивала. Ходос М.М. до 2015 года как лицо категории дети –сироты и дет, оставшиеся без попечения родителей, в администрацию муниципального района «Сысольский» не обращалась, учетное дело на Ходос М.М. отсутствует. По обращению Ходос М.М. в 2015 ходу о включении в список детей –сирот было отказано, так как Ходос И.М. достигла возраста более 23 лет. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Ходос Мария Маратовна (до замужества – Щеболкина), **** года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как её мать Щ. (одинокая мать) ,,,.

По окончании в 1993 году обучения в ,,, Ходос М.М. проживала совместно с Ч. по адресу: <___>, что подтверждается данными нехозяйственной книги. По вопросу обеспечения жилым помещением в органы местного самоуправления не обращалась.

После ухода в ноябре 2000 года от Ч., не имея места жительства Ходос М.М. в 23 года обратилась в администрацию МО «Сысольский район» по вопросу обеспечения жилым помещением. На основании постановления администрации МО «Сысольский район» от 29.01.2001 № 1/19 Ходос М.М. выдан ордер на жилое помещение - комната в общежитии площадью 19,6 кв.м., на состав семьи 1 человек по адресу: <___>, ком. 10.

В архивных документах администрации сельского поселения «Визинга» отсутствуют заявление Ходос М.М., на основании которого ей предоставлено указанное жилое помещение, а также документы, подтверждающие ее право на внеочередное обеспечение жилым помещением в порядке ст. 37 ЖК РФ.

Согласно протоколу заседания жилищной комиссии администрации МО «Сысольский район» от 18.01.2001, сведения о предоставлении Ходос М.М. жилого помещения по категории «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» отсутствуют. Без заключения договора социального найма в указанном жилом помещении она проживала до ноября 2002 года, при этом по указанному адресу она была зарегистрирована и оплачивала коммунальные услуги до мая 2003 года. Таким образом между сторонами фактически сложились правоотношения по пользованию спорной квартирой на условиях договора социального найма.

28 апреля 2003 года Ходос М.М. вступила в законный брак с Х., и в мае 2003 года выехала из указанного жилого помещения по новому месту жительства (место жительства супруга) по адресу: РК, <___>, что подтверждается данными регистрационного учета по месту жительства. С заявлением в органы местного самоуправления о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях не обращалась.

После чего, согласно имеющимся данным регистрационного учета, Ходос М.М. с ****, до ****, зарегистрирована по месту жительства по адресу: РК, <___>; с **** по ****, зарегистрирована по месту пребывания по адресу: РК, <___>.

В последующем Ходос М.М. выехала на постоянное место жительства в г.Ухта, где с **** до настоящего времени зарегистрирована по месту жительства по адресу: <___>.

По информации администрации сельского поселения «Визинга» в соответствии с распоряжением Правительства Республики Коми от 19.09.2008 № 314-р объект недвижимости 18- квартирный жилой дом по адресу: <___>, в том числе <___>, передан в собственность МО СП «Визинга». В 2013 году указанное жилое помещение в порядке приватизации передано в собственность иных граждан.

Судом приняты во внимание доводы отзыва, предоставленные ответчиком о том, что в силу ст.89 ЖК РСФСР (действовавшего во время возникновения правоотношений) в случае выезда нанимателя и членов его семьи на постоянное жительство в другое место договор найма считается расторгнутым со дня выезда. Так как между сторонами фактически сложились правоотношения по пользованию спорным жилым помещением по <___> на условиях договора социального найма, после выезда из занимаемого жилого помещения в иное постоянное место жительства, Ходос М.М., фактически утратила право пользования жилым помещением.

Согласно п.2 ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

В связи с тем, что выселение Ходос М.М. из предоставленного ей жилого помещения являлось добровольным, и не оспаривается истцом, вселение в иное жилое помещение было осуществлено на постоянной основе, с предоставлением ей права пользования жилым помещением, за сохранением за ней права пользования жилым помещением в общежитии последняя в органы осуществляющие функции по предоставлению жилья не обращалась, коммунальные услуги после выезда из жилого помещения не оплачивала, жилое помещение было предоставлено иным лицам.

В соответствии с положениями части 1 статьи 8 ГПК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно части 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам и опекунам или попечителям.

Положения аб.З ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закрепляют для целей данного закона понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.

В частности, к числу детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя- или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В силу пункта 9 статьи 8 вышеназванного Федерального Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.12. 2012 г. N 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Исходя из положений вышеприведенного Федерального закона от 21 декабря 1996 г.

N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста.

В силу части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер, поэтому предусмотрено, что если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям, то по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013 г, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

В целях обеспечения жилым помещением Ходос М.М. 03.08.2015 обратилась в администрацию МР «Сысольский» с запросом о включении в список детей-сирот. Постановлением администрации МР «Сысольский» от 01.09.2015 № 9/826 Ходос М.М. отказано во включении в список детей-сирот по основанию, предусмотренному ст. 1,8 Федерального закона № 159-ФЗ, подп. 3 п. 1 ст. 5 Закона Республики Коми от 07.12.2012 № 104-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку на момен т обращения возраст Ходос М.М. составлял 38 лет. Прокуратурой Сысольского района по результатам проверки принятое решение признано законным и обоснованным, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не установлено.

Кроме того, решением Ухтинского городского суда от 19 февраля 2016 года отказано в удовлетворении исковых требований Ходос М.М, об обязании администрации МОГО «Ухта» предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма как лицу, оставшемуся без попечения родителей.

Совокупность установленных судом обстоятельств позволяет суду сделать вывод о том, что исковые требования Ходос М.М. к администрации МР «Сысольский» не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Ходос Марии Маратовны отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья – подпись

Решение в окончательной форме изготовлено 26 ноября 2018 года

Судья – Г.Д. Фомина

2-490/2018 ~ М-438/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ходос Мария Маратовна
Ответчики
АМР "Сысольский"
Другие
Ходос Любовь Андреевна
Суд
Сысольский районный суд Республики Коми
Судья
Фомина Галина Дмитриевна
Дело на странице суда
sysola--komi.sudrf.ru
27.08.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.08.2018Передача материалов судье
28.08.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.08.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.09.2018Предварительное судебное заседание
11.10.2018Предварительное судебное заседание
21.11.2018Судебное заседание
26.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2019Дело оформлено
29.04.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее