Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3875/2022 (2-14107/2021;) ~ М-9004/2021 от 22.09.2021

Копия                                  дело № 2-3875/2022

УИД: 24RS0048-01-2021-014636-75

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 июля 2022 года     г.    Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего - судьи Заверуха О.С.,

при секретаре – Погореловой И.К.,

представителя административного ответчика – ФСИН России, заинтересованного лица ГУФСИН России по Красноярскому краю – Диденко Е.В., доверенности от 11.01.2021г., 12.01.2021г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Макарцова Сергея Викторовича к Министерству Финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю, ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России о компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания,

УСТАНОВИЛ:

Макарцов С.В. обратился в суд с иском к Министерству Финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю о взыскании компенсации морального вреда, требования мотивированы тем, что при приеме передачи от родственников истца инспектором ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю отказано в передаче истцу Кодекса административного судопроизводства РФ. Просит взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 200 000 рублей.

Определением от 27.01.2022г. произведен переход на рассмотрение гражданского дела по правилам административного судопроизводства.

Также, определением от 27.01.2022г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена ФСИН России, в качестве заинтересованного лица ГУФСИН России по Красноярскому краю.

Определением от 29.03.2022г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю.

Административный истец Макарцов С.В., участие которого в судебном заседании обеспечено посредством видеоконференцсвязи на базе ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю, отказался принимать участие в судебном разбирательстве.

Представитель административного ответчика ФСИН России, представителя заинтересованного лица ГУФСИН России по Красноярскому краю – Диденко Е.В., действующая на основании доверенностей от 11.01.2021г., 12.01.2021г., в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, суду пояснила, что в соответствии с ч. 2 ст. 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Осужденные могут при себе иметь документы установленного образца, удостоверяющие личность осужденного, медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов, копии приговоров и определения судов, ответы по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, квитанции на сданные для хранения деньги, вещи, ценности. Кодексы и иная юридическая литература в указанный перечень не входит. Просит в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Представители административных ответчиков - Министерства финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю, ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суд не уведомили.

Суд, с учетом мнения представителя административного ответчика и заинтересованного лица, полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о дате и времени судебного разбирательства, в порядке ст. 150 КАС РФ.

Выслушав представителя административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).

Согласно статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Согласно статье 21 Конституции Российской Федерации, достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию".

В силу части 1 статьи 9 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в ходе уголовного судопроизводства запрещаются осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья. Никто из участников уголовного судопроизводства не может подвергаться насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению (часть 1 статьи 9 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

В соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается, исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).

Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам.

Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").

В пункте 14 поименованного постановления разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.

В соответствии со статьей 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными (принятыми на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в городе Женеве 30 августа 1955 года) предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, кубатуру этих помещений, их минимальную площадь, освещение, отопление и вентиляцию.

Согласно ч. 2 ст. 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

Исходя из ч. 1 ст. 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, согласно пунктам 1,3 которых в каждом исправительном учреждении устанавливаются правила внутреннего распорядка, правила обязательны для администрации ИУ, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих ИУ, нарушение Правил влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 11 УИК РФ осужденные, в том числе, обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

В соответствии со ст. 95 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получать в посылках, передачах и бандеролях письменные принадлежности, приобретать через торговую сеть литературу, а также без ограничения подписываться на газеты и журналы за счет собственных средств.

Установленная вышеприведенной нормой права возможность получения осужденными путем направления посылок, передач и бандеролей только письменных принадлежностей, не ограничивает право осужденного на приобретение необходимой литературы по подписке или за счет собственных средств.

Согласно пункту 18 Приложения N 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденным Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295, осужденным запрещается иметь при себе любые документы (кроме документов установленного образца, удостоверяющих личность осужденного, медицинских документов, их копий и выписок из медицинских документов, копий приговоров и определений судов, ответов по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, квитанций на сданные для хранения деньги, вещи, ценности).

Пунктом 26 приложения Правил прямо предусмотрен запрет осужденным иметь при себе вещи и предметы, продукты питания, полученные либо приобретенные в не установленном Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации и настоящими Правилами порядке.

Пунктом 52 Правил установлено, что запрещенные предметы, вещества и продукты питания, изъятые у осужденных, передаются на склад для хранения либо уничтожаются по постановлению начальника ИУ либо лица, его замещающего, о чем составляется соответствующий акт с ознакомлением осужденного под роспись. Такое же решение принимается и в отношении продуктов питания, полученных в неустановленном порядке. При переводе осужденных в другое ИУ изъятые у них запрещенные вещи, хранящиеся на складе ИУ, по заявлению осужденных пересылаются по почте посылкой их родственникам за счет собственных средств осужденных, а при отсутствии денежных средств на лицевых счетах осужденных - пересылаются на хранение по месту их нового содержания за счет средств федерального бюджета.

Из материалов дела усматривается и установлено в судебном заседании, что 14.10.2020 года Макарцов С.В. приговором Октябрьского районного суда г. Красноярска признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. а ч. 1 ст. 213, ст. 116, п. б ч. 3 ст. 161 УК РФ, в соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ ему назначено наказание в виде 6 лет 4 месяцев лишения свободы (л.д. 18).

С 25.02.2021г. Макарцов С.В. отбывает наказание в ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю, что подтверждается справкой от 26.11.2021г. (л.д. 22).

Приказом ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю от 13.08.2021г. № 467 утвержден перечень и количество вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе (приложение №19).

Макарцов С.В. по прибытии в исправительное учреждение перечнем вещей и предметов, продуктов, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать посылках, передачах, бандеролях, что подтверждается распиской.

Из справки младшего инспектора группы надзора отдела безопасности ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю от 27.06.2022г., следует, что 15.06.2021 года проводился досмотр и выдача передачи осужденному Макарцову С.В., ДД.ММ.ГГГГ Досмотр передачи проведен в присутствии лица, доставившего передачу, а именно Макарцовой Н.Д. После проведения сверки и досмотра передачи не принятая литература, именно Кодекс, который возвращен под роспись лицу, передающему передачу, с разъяснением причины возврата.

Из административного искового заявления Макарцова С.В. следует, что при приеме передачи от родственников истца инспектором отказано в передаче истцу Кодекса административного судопроизводства РФ, чем нарушены его права.

Установленные по делу обстоятельства, применительно к вышеизложенному законодательству с учетом предусмотренных и приведенных выше изъятий и ограничений прав и свобод граждан при исполнении уголовного наказания, свидетельствуют о том, что передаваемая Макарцову С.В. литература в виде Кодекса административного судопроизводства РФ, с учетом установленных правил отнесена к предметам, которые осужденным запрещено иметь при себе, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что, оснований для передачи Макарцову С.В. Кодекса административного судопроизводства РФ у исправительного учреждения не имелось.

Суд, исследовав представленные доказательства, в совокупности и взаимосвязи, учитывая, что никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы, оценивая их по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу о том, что в судебном заседании не установлено и материалами дела не подтверждается факт ненадлежащих условий содержания Макарцова С.В. в ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю, выразившихся в запрете передачи Макарцову С.В. Кодекса административного судопроизводства РФ.

Учитывая предусмотренное уголовно-исполнительным законодательством для осужденных право подписываться на газеты и журналы без ограничения (за счет собственных средств) не исключает для Макарцова С.В. возможность получения необходимых печатных изданий (юридической литературы), также административный истец не лишен возможности знакомиться с юридической литературой в библиотеке исправительного учреждения.

Поскольку совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых административным истцом действий (бездействия) административных ответчиков по ненадлежащим условиям содержания, выразившимся в запрете передачи Макарцову С.В. Кодекса административного судопроизводства РФ, не установлена (статья 227 КАС РФ), суд полагает, что административные ответчики ФСИН России, ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю не нарушили условия содержания Макарцова С.В. и оснований для присуждения административному истцу компенсации не имеется.

Также судом учитывается то, что Министерство Финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю является ненадлежащим административным ответчиком, поскольку в силу ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главным распорядителем средств федерального бюджета применительно к организации условий содержания в исправительных учреждениях РФ является ФСИН России, которая в соответствии ст. 227.1 КАС РФ при рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительных учреждениях, представляет интересы Российской Федерации.

При установленных обстоятельствах основания для удовлетворения административных исковых требований отсутствуют.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Макарцова Сергея Викторовича к Министерству Финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю, ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России о компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания - отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:                     О.С. Заверуха

Решение принято в окончательной форме 18.07.2022 года.

Копия верна.

Судья         О.С. Заверуха

2-3875/2022 (2-14107/2021;) ~ М-9004/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Макарцов Сергей Викторович
Ответчики
Министерство финансов РФ, УФК по Красноярскому краю
Другие
ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю
Суд
Советский районный суд г. Красноярска
Судья
Заверуха Ольга Сергеевна
Дело на сайте суда
sovet--krk.sudrf.ru
22.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.09.2021Передача материалов судье
27.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.11.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
22.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.11.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
27.01.2022Предварительное судебное заседание
29.03.2022Судебное заседание
29.04.2022Судебное заседание
20.06.2022Судебное заседание
04.07.2022Судебное заседание
18.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.07.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее