Дело № |
2-№ ***/2015 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Железногорск |
“ |
02 |
” |
сентября |
20 |
15 |
г. |
Железногорский городской суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Сидорова С.Н.,
с участием истца Ю.И. и его представителя по устному ходатайству С.А.,
представителя ответчика – председателя Общественного совета муниципального образования «***» Курской области Н.Ф.,
представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченных для участия в деле на стороне ответчика: администрации *** Курской области по доверенности Д.С., И.В. и В.Ф.,
при секретаре Анпилоговой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ю.В. к Общественному совету муниципального образования «***» Курской области о признании незаконным решения Общественного совета муниципального образования «***» Курской области,
установил:
Ю.В. обратился в суд с иском к Общественному совету муниципального образования «***» Курской области, в котором с учетом окончательного уточнения своих исковых требований просил суд признать незаконным решение Общественного совета муниципального образования «***» Курской области, оформленное протоколом заседания Общественного совета от **.**.** года № *** в части отклонения заявления Ю.В. и включения в состав членов Общественного совета муниципального образования «***» Курской области И.В. и В.Н., а также обязать Общественный совет муниципального образования «***» Курской области в течение месяца со дня вынесения решения суда повторно рассмотреть заявления Ю.В., И.В. и В.Н. о включении в состав общественного совета муниципального образования «***» Курской области.
Свои требования истец Ю.В. мотивировал ссылаясь на положения ст. 4, 9, 12 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», ст. 1 решения Железногорской городской Думы от **.**.** года № № *** «О создании Общественного совета муниципального образования».
Оспариваемым решением Общественного совета муниципального образования «***» Курской области, оформленного протоколом заседания Общественного совета было отклонено заявление Ю.В. о принятии его в члены указанного Общественного Совета в соответствии с пп. 5 п. 5 ст. 6 решения Железногорской городской Думы от 26.02.2015 года № 284-5-РД. Этим же решением в члены Общественного совета были включены граждане: В.В., И.В., В.Н., В.Ф.
По мнению Ю.В., оспариваемое им решение нарушает его права и свободы как гражданина, имеющего право принимать участие в осуществлении общественного контроля, поскольку Общественный совет, отклоняя его заявление необоснованно сослался на положения подпункта пункта 5 статьи 6 решения Железногорской городской Думы от **.**.** года № № ***, поскольку истец Ю.Ф. не является членом какого-либо общественного совета. Он является членом экспертно - консультативного органа – общественной комиссии по контролю за техническим состоянием автомобильных дорог общего пользования МО «***», которая действует на основании постановления администрации *** от **.**.** № ***.
Оспариваемым решением Общественного совета в его состав включен В.Н., который является членом Общественного совета профилактики правонарушений на территории ***, который как и Ю.В. является членом созданного в соответствии с постановлением администрации *** коллегиальным экспертно-консультативным и совещательным органом.
Оспариваемым решением в состав Общественного совета приняты В.В., И.В., В.Н., В.Ф. и отклонены кандилатуры З.Х., С.А., С.В., Л.В., В.С., А.А., М.Г. без каких-либо мотивов, учитывающих критерии, предусмотренные пунктом 6 статьи 4 и пункта 5 статьи 4 Положения об Общественном совете муниципального образования «***» Курской области, утвержденного решением Железногорской городской Думы от **.**.** года № № ***.
Кроме того, по мнению истца Ю.В., в нарушение требований пункта 6 статьи 1 Положения об Общественном совете муниципального образования «***» Курской области, утвержденного решением Железногорской городской Думы от **.**.** года № № ***, кандидатура И.В., являющийся представителем организации ООО «<данные изъяты>», была выдвинута организацией, которая не имела право выдвигать своих представителей в Общественный совет.
В.Н. является представителем Общественного совета профилактики правонарушений на территории ***, который не является юридическим лицом и не вправе выдвигать своих представителей в Общественный совет.
Истец Ю.В. и его представитель С.А. в судебном заседании поддержали указанные исковые требования, пояснив, что им известно, что оспариваемое решение Общественного совета отменено данным органом, однако он не желает отказываться от заявленных требований.
Председатель Общественного совета муниципального образования «***» Курской области Н.Ф. иск не признал и просил в его удовлетворении отказать, поскольку оспариваемое истцом Ю.Ф. решение отменено на основании протокола данного Общественного совета от **.**.** № ***а.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченные для участия на стороне ответчика, – администрации *** по доверенности Д.С., а также третьи лица И.В. и В.Ф. возражали против удовлетворения требований истца Ю.В., поскольку оспариваемое решение от **.**.** № *** отменено решением Общественного совета муниципального образования «***» Курской области от **.**.** № ***а, поэтому отсутствует предмет спора. Кроме того, истец Ю.В. может обращаться в суд только в своих интересах не обладает полномочиями ставить вопрос о признании незаконным решения общего собрания в части включения в состав указанного Общественного совета иных граждан, а вопрос о включении в состав данного Общественного совета граждан является исключительной компетенцией самого Общественного совета.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченные для участия в деле на стороне ответчика, - В.Н. и В.В. извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и их неявка не является препятствием к рассмотрению настоящего дела.
Выслушав объяснения участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» данный Федеральный закон устанавливает правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
Осуществление общественного контроля регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами (п. 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»).
Граждане Российской Федерации (далее также - граждане) вправе участвовать в осуществлении общественного контроля как лично, так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»).
Под общественным контролем в настоящем Федеральном законе понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»).
Подпункт 3 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами общественного контроля являются, в том числе, общественные палаты (советы) муниципальных образований.
В силу статьи 12 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» общественные палаты (советы) муниципальных образований осуществляют общественный контроль в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами о соответствующих общественных палатах.
Решением Железногорской городской Думы от **.**.** года № № *** создан Общественный совет Общественный совет муниципального образования "***" Курской области, а также утверждено Положение об Общественном совете муниципального образования "***" Курской области.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 1 Положения об Общественном совете муниципального образования «***» Курской области, утвержденного решением Железногорской городской Думы от **.**.** года № № ***, Общественный совет муниципального образования "***" Курской области (далее - Общественный совет) - коллегиальный совещательный орган, обеспечивающий взаимодействие граждан Российской Федерации, проживающих на территории ***, с органами местного самоуправления муниципального образования "***" Курской области в целях учета потребностей и интересов населения, привлечения граждан и организаций к решению вопросов местного значения. Общественный совет является субъектом общественного контроля.
Общественный совет не является юридическим лицом и функционирует без государственной регистрации (пункт 11 указанного Положения об Общественном совете).
В силу пункта 1 статьи 4 Положения об Общественном совете муниципального образования «***» Курской области, утвержденного решением Железногорской городской Думы от **.**.** года № № ***, Общественный совет состоит из двадцати человек (членов Общественного совета), восемь из которых утверждаются главой ***, а остальные двенадцать выбираются из жителей *** и представителей организаций города, указанных в части 6 статьи 1 настоящего Положения, членами Общественного совета, утвержденными главой ***.
Глава *** утверждает постановлением восемь членов Общественного совета и предлагает им приступить к формированию остального состава Общественного совета. Указанное постановление подлежит официальному опубликованию (пункт 2 статьи 4 Положения об Общественном совете муниципального образования «***» Курской области, утвержденного решением Железногорской городской Думы от **.**.** года № № ***).
Члены Общественного совета, кандидатуры которых утверждены главой ***, в течение 10 календарных дней со дня окончания приема документов выбирают кандидатов из представителей организаций и жителей *** в соответствии с их поданными заявлениями и принимают решение об избрании их в члены Общественного совета. При отборе в члены Общественного совета учитывается личный вклад кандидата в социально-экономическую жизнь *** (пункт 5 статьи 4 Положения об Общественном совете муниципального образования «***» Курской области, утвержденного решением Железногорской городской Думы от **.**.** года № № ***).
Решение об избрании в члены Общественного совета оформляется протоколом заседания утвержденных главой *** членов Общественного совета, подписывается ими и размещается на официальном сайте муниципального образования "***" Курской области в сети "Интернет" в разделе "Общественный совет муниципального образования "***" Курской области" в течение пяти рабочих дней со дня его принятия (пункт 6 статьи 4 Положения об Общественном совете муниципального образования «***» Курской области, утвержденного решением Железногорской городской Думы от **.**.** года № № ***).
Судом установлено, что постановлением администрации *** Курской области от **.**.** № ***, официально опубликованным на официальном сайте муниципального образования "***" <данные изъяты>, **.**.**, а также в газете "<данные изъяты>", № ***, **.**.**, утвержден список членов Общественного совета муниципального образования «***» Курской области. Кроме того из данного постановления следует, что членам Общественного совета, указанным в приложении к данному постановлению, в соответствии с решением Железногорской городской Думы от **.**.** № № *** "О создании Общественного совета муниципального образования "***" Курской области" предписано приступить к формированию остального состава Общественного совета.
Из оспариваемого истцом протокола заседания Общественного совета муниципального образования «***» Курской области от **.**.** № ***, в частности следует, что было отклонены заявления кандидатов в члены Общественного совета, в том числе в соответствии с подпунктом 5 пункта 5 статьи 6 решения Железногорской городской Думы от **.**.** года № № *** Ю.В. – председателя ГОО «<данные изъяты>».
Кроме того, из данного протокола следует, что на в соответствии с процедурой, предусмотренной пунктом 1 статьи 4 Положения об Общественном совете муниципального образования «***» Курской области, утвержденного решением Железногорской городской Думы от **.**.** года № № ***, в состав Общественного совета были включены указанные в нем граждане и не включен Ю.В.
На основании протокола заседания Общественного совета муниципального образования «***» Курской области от **.**.** № ***а оспариваемый истцом протокол от **.**.** № *** отменен и в состав Общественного совета включены граждане согласно приведенному в нем перечню на основании тайного голосования. При этом в судебном заседании председатель Общественного совета муниципального образования «***» Курской области Н.Ф. пояснил, что при изготовлении протокола была допущена очевидная техническая описка и вместо даты «**.**.**» указана дата «**.**.**».
В ходе рассмотрения настоящего дела истцом Ю.В. было заявлено ходатайство о приобщении заявления об изменении исковых требований, в котором он просит признать незаконным решения Общественного совета муниципального образования «***», оформленное в форме протокола данного органа от **.**.** № ***а, в части включения в состав данного Общественного совета И.В., В.Н. и возложении обязанности на Общественный совет муниципального образования «***» Курской области в течение месяца со дня вынесения решения суда повторно рассмотреть заявления И.В. и В.Н. о включении в состав общественного совета муниципального образования «***» Курской области.
Рассмотрев данное ходатайство, суд, с учетом мнения участников судебного заседания, отказал в его удовлетворении, поскольку указанное изменение исковых требований свидетельствует о фактическом изменении и предмета и основания иска, и свидетельствует о предъявлении нового иска, что не предусмотрено ст. 39 ГПК РФ. Истцу Ю.В. и его представителю С.А. разъяснено право на обращение с иском об оспаривании протокола Общественного совета муниципального образования «***» Курской области от **.**.** № ***а на общих основаниях в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Вопрос об обсуждении и разрешении указного ходатайства отражен в протоколе судебного заседания от **.**.** по настоящему делу.
Не смотря на данные обстоятельства, истец Ю.В. и его представитель С.А. настаивали на рассмотрении иска и просили удовлетворить требования истца Ю.В. о признании незаконным решения Общественного совета муниципального образования «***» Курской области, оформленное протоколом заседания Общественного совета от **.**.** № *** в части отклонения заявления Ю.В. и включения в состав членов Общественного совета муниципального образования «***» Курской области И.В. и В.Н., а также возложении обязанности на Общественный совет муниципального образования «***» Курской области в течение месяца со дня вынесения решения суда повторно рассмотреть заявления Ю.В., И.В. и В.Н. о включении в состав общественного совета муниципального образования «***» Курской области.
В связи с тем, что оспариваемое истцом Ю.В. решение Общественного совета муниципального образования «***» Курской области, выраженное протоколом от **.**.** № *** было отменено данным органом, что следует из протокола данного органа от **.**.** № ***а, а также объяснений председателя Общественного совета муниципального образования «***» Курской Н.Ф., а истец Ю.Ф. и его представитель С.А., не смотря на это обстоятельство исковые требования поддержали, по делу фактически отсутствует предмет спора, что является основанием для отказа истцу в иске о признании незаконным решения Общественного совета муниципального образования «***» Курской области, оформленное протоколом заседания Общественного совета от **.**.** № ***. Связанное с данным требованием требования истца Ю.В. о возложении обязанности на Общественный совет муниципального образования «***» Курской области в течение месяца со дня вынесения решения суда повторно рассмотреть заявления Ю.В., И.В. и В.Н. о включении в состав общественного совета муниципального образования «***» Курской области удовлетворению также не подлежит, поскольку как следует § 4 представленного протокола Общественного совета муниципального образования «***» Курской области от **.**.** № ***а Общественный совет повторно рассмотрел вопрос об избрании состава его членов.
По смыслу вышеприведенных норм законодательства и Положения об Общественном совете муниципального образования «***» формирование состава Общественного совета муниципального образования «***» является исключительной компетенцией органа местного самоуправления (администрации ***), а также самого Общественного совета.
Кроме того, в силу ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод и не вправе требовать признать незаконным решения Общественного совета в части включения в его состав иных граждан, в том числе И.В. и В.Н. Данное обстоятельство, по мнению суда, также является самостоятельным основанием для отказа истцу Ю.В. в иске.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Ю.В. в иске к Общественному совету муниципального образования «***» о признании незаконным решения Общественного совета муниципального образования «***» Курской области, оформленного протоколом заседания Общественного совета муниципального образования «***» Курской области от **.**.** № ***, в части отклонения заявления Ю.В. и включении в состав членов Общественного совета муниципального образования «***» Курской области И.В. и В.Н. о возложении обязанности повторно рассмотреть заявления Ю.В., И.В. и В.Н. о включении в состав Общественного совета муниципального образования «***» Курской области отказать полностью.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Железногорский городской суд Курской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: