Санкт-Петербургский городской суд
Рег. №: 33-7434/2019 Судья: Кондрашева М.С.,
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Санкт-Петербург 19 марта 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего | Пошурковой Е.В. |
Судей | Осининой Н.А., Цыганковой В.А., |
При секретаре | Большакове Д.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 марта 2019 года гражданское дело № 2-2517/2018 по апелляционной жалобе Ветелкиной Е. А. на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 1 октября 2018 года по иску Ветелкиной Е. А. к Парфеновой Т. Н. о признании не принявшей наследство, признании единоличным наследником по закону,
Заслушав доклад судьи Пошурковой Е.В., объяснения Парфеновой Т.Н., представителя Парфеновой Т.Н. – Николюк В.В., представителя Ветелкиной Е.А. – Щетинина С.А.,
судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
У С Т А Н О В И Л А:
Ветелкина Е.А. обратилась в суд с иском к Парфеновой Т.Н., в котором просила о признании Парфеновой Т.Н., являющейся наследником Ветелкиной Н.А., <дата> года рождения, умершей <дата>, не принявшей наследство в порядке наследственной трансмиссии после смерти Ветелкина А.Н., умершего <дата>, признании Ветелкиной Е.А. единоличным наследником по закону.
В обоснование заявленных требований истец указала, что <дата> умер Ветелкин А.Н., <дата> года рождения, являющейся отцом Ветелкиной Е.А. Нотариусом Гавриловой О.Ю. было открыто наследственное дело № 52/2016, наследниками первой очереди являлись: дочь Ветелкина Е.А., мать Ветелкина Н.А. 27 декабря 2016 года истец обратилась к нотариусу Гавриловой О.Ю. с заявлением о принятии наследства после смерти отца. Ветелкина Н.А., как наследник первой очереди, подала заявление о принятии наследства в нарушение шестимесячного срока со дня открытия наследства, а именно 12 июля 2017г., то есть по истечении почти 8 месяцев после смерти Ветелкина А.Н., с просьбой о восстановлении срока для принятии наследства Ветелкина Н.А. в суд не обращалась. 20 сентября 2017 года Ветелкина Н.А. умерла, после ее смерти открыто наследственное дело, наследником умершей является Парфенова Т.Н. (дочь умершей). Полагая, что Ветелкина Н.А. не приняла наследство после смерти сына, так как обратилась к нотариусу с нарушением срока, а кроме того, не приняла наследство своими фактическими действиями, вследствие чего у ответчика не возникло права на получение наследства после Ветелкина А.Н. в порядке наследственной трансмиссии, истец обратилась в суд с заявленными требованиями.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 1 октября 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Нотариус Гаврилова О.Ю. в заседание судебной коллегии не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом согласно требованиям ст. 113 ГПК РФ, ходатайств и заявлений об отложении слушания по делу, доказательств уважительности причин своей неявки в судебную коллегию не представила.
В силу ч.3 ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося третьего лица.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Пункт 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусматривает, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со статьей 1111 ГК РФ, наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.
Статья 1112 ГК РФ предусматривает, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ст. 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной ст. ст. 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. При этом согласно ч. 2 ст. 1143 Гражданского кодекса Российской Федерации дети полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя (племянники и племянницы наследодателя) наследуют по праву представления в порядке наследования второй очереди.
Исходя из положений статьи 1146 Гражданского кодекса Российской Федерации, доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем (пункт 2 статьи 1114), переходит по праву представления к его соответствующим потомкам в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1142, пунктом 2 статьи 1143 и пунктом 2 статьи 1144 настоящего Кодекса, и делится между ними поровну.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
В силу п. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, если наследник, в том числе вступил во владение или в управление наследственным имуществом.
В силу пункта 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Ветелкина Е.А. (истец) является дочерью Ветелкина А. Н., умершего <дата>г., внучкой Ветелкиной Н. А., умершей <дата>, что следует из соответствующих свидетельств, выданных органами записей гражданского состояния (л.д. 38, 46, 47).
<дата> Ветелкин А.Н. умер, после его смерти нотариусом Гавриловой О.Ю. открыто наследственное дело № 57/2016 (л.д.36-54).
27 декабря 2016 года с заявлением о принятии наследства после умершего Ветелкина А.Н. обратилась истец (дочь умершего) (л.д.39). Из заявления о принятии наследства следует, что других наследников первой очереди после умершего Ветелкина А.Н.- не имеется.
10 декабря 2016 года Ветелкиной Н.А. было составлено заявление, удостоверенное временно исполняющим обязанности нотариуса Оленева В.А., о принятии наследства после умершего Ветелкина А.Н. (л.д.41), при этом, указанное заявление поступило к нотариусу, ведущему наследственное дело лишь 12.07.2017г.
<дата> Ветелкиной Н.А. было составлено завещание, согласно которому все принадлежащее ей имущество, она завещала Парфеновой Т.Н., 1961 года рождения (ответчику). Завещание было удостоверено Щербаковой С.С., временно исполняющей обязанности нотариуса Оленева В.А. (л.д.101-102).
<дата> Ветелкина Н.А. умерла (свидетельство о смерти - л.д.96). После ее смерти открылось наследство, нотариусом Решетниковой А.В. было открыто наследственное дело № 39/2017. С заявлениями о принятии наследства обратились Парфенова Т.Н. и Ветелкина Е.А. (л.д.95-118).
В обоснование заявленных требований истец указала, что Ветелкина Н.А., как наследник первой очереди, подала заявление о принятии наследства в нарушение шестимесячного срока со дня открытия наследства, а именно <дата>г., то есть по истечении почти 8 месяцев после смерти Ветелкина А.Н., с просьбой о восстановлении срока для принятии наследства Ветелкина Н.А. в суд не обращалась, таким образом, Ветелкина Н.А. не приняла наследство после смерти сына, так как обратилась к нотариусу с нарушением срока. Кроме того, Ветелкина Н.А. не приняла наследство своими фактическими действиями, в связи с чем истец является единоличным наследником.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, на основании объяснений сторон, фактических обстоятельств дела, достоверно установив, что, Ветелкина Н.А., являющаяся матерью и наследником первой очереди по закону после умершего <дата>г. Ветелкина А.Н., была зарегистрирована с ним по одному адресу, что подтверждает фактическое принятие наследства, не лишает ее права получения свидетельства о праве на наследство по закону, пришел к обоснованному выводу, что факт обращения Ветелкиной Н.А. к нотариусу за пределами срока для принятия наследства не имеет правового значения для настоящего дела, вследствие чего отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводящиеся к тому, что факт регистрации Ветелкиной Н.А. и Ветелкина А.Н. в одной квартире не может служить доказательством фактического принятия наследства матерью наследодателя, не могут послужить основанием для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддерживанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 Гражданского кодекса Российской Федерации, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как установлено абз. 2 п. 3 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Абз. 3 п. 3 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 предусмотрено, что фиктивной регистрацией гражданина по месту пребывания или по месту жительства является регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства на основании предоставления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что местом проживания гражданина является место его регистрации, пока в установленном законом порядке не установлен факт его фиктивной регистрации по месту жительства.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, в рамках настоящего дела бремя доказывания распределяется следующим образом: ответчику, для подтверждения факта принятия наследства необходимо предоставить доказательства, подтверждающие факт регистрации в спорной квартире, а истцу, соответственно, доказательства того факта, что регистрация в спорной квартире носила фиктивный характер и фактически ответчик в ней не проживала.
Как верно указал суд первой инстанции, факт регистрации и проживания Ветелкиной Н.А. в спорной квартире после смерти Ветелкина А.Н. подтверждается, в том числе, справкой по форме 9 (л.д. 109), а также показаниями свидетелей Девятовой Л.В., Коничевой М.В. При этом истцом, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ доказательств фиктивной регистрации Ветелкиной Н.А. в спорной квартире, наличия у нее иного жилого помещения и фактического проживания по иному адресу в материалы дела представлено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что, в отсутствие доказательств обратного, факт проживания Ветелкиной Н.А. (и, как следствие факт принятия ей наследства после Ветелкина А.Н.) подтверждается материалами дела, вследствие чего доводы апелляционной жалобы Ветелкиной Е.А. не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
В связи с изложенными обстоятельствами, поскольку действующим законодательством предусмотрено два варианта принятия наследства – путем фактического принятия или путем обращения к нотариусу, судебная коллегия приходит к выводу, что наследство после умершего Ветелкина А.Н. было принято Ветелкиной Н.А. надлежащим образом.
Таким образом, оснований для признания Парфеновой Т.Н. не принявшей наследство, а Ветелкиной Е.А. единоличным наследником Ветелкина А.Н. не имеется, вследствие чего, принимая во внимание, что иных доводов, которые могли бы повлечь за собой отмену состоявшегося судебного решения не заявлено, решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 1 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ветелкиной Е. А. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: