Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-126/2012 ~ М-132/2012 от 02.07.2012

Дело № 2-126/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Посёлок Залегощь, 09 августа 2012 года.

Залегощенский районный суд Орловской области в составе: председательствующего – федерального судьи Быковой Г.В.,

с участием заместителя прокурора Залегощенского района Назаровой Е.В.,

представителя ответчика – администрации Залегощенского района ФИО4,

представителя ответчика – директора МБОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа» ФИО1,

при секретаре Бадритдиновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора Залегощенского района в интересах несовершеннолетних и неопределённого круга лиц к администрации Залегощенского района Орловской области и МБОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа» о понуждении к совершению действий,

у с т а н о в и л :

Прокурор Залегощенского района в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением в интересах несовершеннолетних и неопределённого круга лиц к администрации Залегощенского района Орловской области и МБОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа» о понуждении к действию, в котором просил признать бездействие администрации Залегощенского района незаконным и обязать администрацию Залегощенского района и МБОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа» принять меры к ограждению территории участка общеобразовательного учреждения забором и вдоль него зелёными насаждениями, и к установке кнопки тревожной сигнализации для вызова экстренных служб.

Свои требования прокурор мотивировал тем, что в МБОУ «<адрес> средняя школа» не приняты меры к предупреждению и профилактике возможных террористических проявлений. В школе отсутствует тревожная кнопка вызова экстренных служб. Территория образовательного учреждения не имеет полного ограждения по всему периметру, что не препятствует проникновению на территорию образовательного учреждения посторонних граждан. Охрана школы осуществляется техническим персоналом. Несоблюдение требований закона создают условия для возможного противоправного посягательства на жизнь и здоровье несовершеннолетних воспитанников и граждан, находящихся на территории образовательного учреждения.

Предъявляемые к ответчикам требования прокурор основывает на положениях ст.ст.31, 32 ФЗ «Об образовании», ст. 2 ФЗ «О противодействии терроризму», ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В судебном заседании заместитель прокурора Залегощенского района ФИО3 исковые требования по выше изложенным основаниям поддержала, уточнила их в части возложения обязанностей на каждого из ответчиков, и просила обязать администрацию Залегощенского района обеспечить в данной школе ограждение территории участка общеобразовательного учреждения забором и вдоль него зелёными насаждениями, и установку кнопки тревожной сигнализации для вызова экстренных служб, а школу – в пределах выделенных финансовых средств оградить территорию участка общеобразовательного учреждения забором и вдоль него зелёными насаждениями и установить кнопку тревожной сигнализации для вызова экстренных служб. Суду пояснила, что в связи с выявленными нарушениями законодательства, направленного на соблюдение требований антитеррористической защищенности муниципальных образовательных учреждений, прокурором района 29 марта 2011 года директору школы вносилось представление об устранении выявленных нарушений законодательства.

В своем ответе директор школы ФИО1 соглашалась с доводами прокурора, но ссылалась на отсутствие средств для выполнения необходимых мероприятий. Учитывая важность для жизни и здоровья несовершеннолетних учащихся школы выполнения этих мероприятий, прокурор вынужден обратиться в суд. Поскольку школы собственных средств не имеют, финансируются районной администрацией через отдел образования, выполнение мероприятий администрациями школ невозможно, поэтому прокурор требует, чтобы районная администрация обеспечила выполнения указанных мер, направленных на предупреждение и профилактику возможных террористических проявлений.

Представитель ответчика – администрации Залегощенского района ФИО4требования прокурора признала частично и суду пояснила, что не оспаривает необходимость установки ограждения территорий общеобразовательных учреждений района, в том числе и в Ломецкой средней школе. Однако для выполнения указанных требований у администрации района отсутствует финансовая возможность. Против требований по установлению кнопки тревожной сигнализации возражала ввиду их необоснованности, поскольку охрану всех школ района осуществляют сторожа. Кроме того, помимо затрат на их установку, последуют ежемесячные расходы на их обслуживание, что для бюджета района будет обременительно.

Представитель ответчика – директор МБОУ «<адрес> средняя школа» ФИО5 предъявленные требования признала полностью, считает их своевременными и обоснованными. Основной проблемой для установки ограждения территории школы и тревожной кнопки вызова экстренных служб считает отсутствие финансовых средств у школы на эти цели.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006г. №35-ФЗ (в редакции от 30.12.2008г.) «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системность и комплексное использование политических, информационно – пропагандистских, социально – экономических, правовых специальных и иных мер противодействия терроризму.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст.32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» (в ред. от 10.07.2012 года), образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

На основании Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", и Постановления Правительства РФ от 24.07.2000г № 554 «Об утверждении положения о государственной санитарно- эпидемиологической службе РФ и Положения о государственном санитарно- эпидемиологическом нормировании», утверждены и введены в действие санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

В соответствии с пунктом 3.1 Санитарных правил территория общеобразовательных учреждений должна быть ограждена забором и озеленена. Озеленение территории предусматривают из расчета не менее 50% площади его территории. При размещении территории общеобразовательного учреждения на границе с лесными и садовыми массивами допускается сокращать площадь озеленения на 10%.

Таким образом, перечисленными нормативными актами предусмотрено, что в целях предупреждения и профилактики возможных террористических проявлений, обеспечения безопасности жизни и здоровья учащихся и иных граждан, школы должны быть обеспечены тревожными кнопками вызова экстренных служб, и их территория должна иметь полное ограждение по всему периметру для исключения проникновения туда посторонних граждан.

В силу ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья.

Согласно ст. 31 Закона РФ «Об образовании» (в редакции ФЗ №258-ФЗ от 29.12.06г.) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений относятся к полномочиям муниципальных районов.

В соответствии со ст.32 Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Согласно ст.51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

В ходе судебного разбирательства установлено, что проведённой прокуратурой Залегощенского района в марте 2011 года проверкой МБОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа» выявлены нарушения требований законодательства по обеспечению мер по противодействию терроризму, а именно: территория данного образовательного учреждения не ограждена забором, и в школе отсутствует кнопка тревожной сигнализации для вызова экстренных служб, в связи с чем, 29 марта 2011 года директору школы прокурором района внесено представление об устранении допущенных нарушений закона (л.д.5-6).

Согласно ответу, представленному прокурору директором школы ФИО1., основной причиной указанных нарушений является отсутствие у администрации школы денежных средств для их устранения, с этой целью ею были направлены заявки в отдел образования администрации Залегощенского района о выделении денежных средств на указанные цели (л.д.7).

Факт отсутствия в настоящее время ограждения территории указанного общеобразовательного учреждения и кнопки тревожной сигнализации для вызова экстренных служб подтверждается актом обследования Ломецкой средней школы сотрудниками прокуратуры и отделения полиции (Залегощенское) и приложенными к нему фотоиллюстрациями, из которых видно, что территория школы на момент проверки не имеет ограждения (л.д.8-10).

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в МБОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа» не обеспечены необходимые меры по противодействию терроризму, нарушаются требования ФЗ "О противодействии терроризму", а именно: отсутствует ограждение по периметру территории образовательного учреждения, отсутствует кнопка тревожной сигнализации для вызова экстренных служб.

Исследовав все доказательства по делу в совокупности, и установив их достоверность, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика – МБОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа» обязанности установить ограждение по периметру территории образовательного учреждения, и установить кнопку тревожной сигнализации для вызова экстренных служб, поскольку выполнение указанных мероприятий необходимо для предотвращения возникновения угрозы жизни и здоровью детей.

При этом, суд учитывает, что установка ограждения по периметру образовательного учреждения отвечает требованиям Закона РФ "Об образовании" и направлена на обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц.

Пунктом 4 ч.1 ст.31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий прямо отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.

Согласно п. 11 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 6.10.2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время, относятся к вопросам местного значения муниципального района

Согласно Уставу МБОУ «Ломецкая средняя общеобразовательная школа» школа является юридическим лицом, учредителем школы является администрация Залегощенского муниципального района, расходы на содержание зданий школы и коммунальные расходы финансируются учредителем из бюджета Залегощенского муниципального района.

В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции представители ответчиков не оспаривала наличие нарушений, а именно отсутствие ограждения территории МБОУ «Ломецкой средней общеобразовательная школа» и кнопки тревожной сигнализации для вызова экстренных служб, но ссылались на отсутствие финансовых средств для их выполнения.

Доводы представителей ответчиков об отсутствии финансовых средств для выполнения указанных мероприятий не основаны на законе и не освобождают их от принятия всех необходимых мер для предотвращения преступлений террористической направленности, обеспечения безопасности учащихся и работников, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.

В силу ст. ст. 139 и 140 БК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Вышеприведенные положения закона с учетом установленного факта нарушения требований об установке ограждения по периметру территории образовательного учреждения и кнопки тревожной сигнализации для вызова экстренных служб позволяют суду предоставить защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, и возложить не только на МБОУ «Ломецкая средняя общеобразовательная школа» обязанность по установке ограждения территории школы и кнопки тревожной сигнализации для вызова экстренных служб, но и на учредителя данной организации – администрацию Залегощенского района Орловской области обязанности по обеспечению к установке ограждения территории образовательного учреждения и кнопки тревожной сигнализации для вызова экстренных служб в данном образовательном учреждении, и признании его бездействия незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕ Ш И Л:

Заявление прокурора Залегощенского района в интересах несовершеннолетних и неопределённого круга лиц к администрации Залегощенского района Орловской области и МБОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа» о понуждении к действию удовлетворить полностью.

Признать бездействие администрации Залегощенского района Орловской области незаконным.

Обязать администрацию Залегощенского района Орловской области в МБОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа» обеспечить установку ограждения территории участка данного общеобразовательного учреждения забором и вдоль него зелёными насаждениями, согласно действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, и установку кнопки тревожной сигнализации для вызова экстренных служб.

Обязать МБОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа» в пределах выделенных финансовых средств установить ограждение территории общеобразовательного учреждения забором и вдоль него зелёными насаждениями, согласно действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, и установить кнопку тревожной сигнализации для вызова экстренных служб.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Залегощенский районный суд Орловской области в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий

судья Г.В.Быкова


2-126/2012 ~ М-132/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Залегощенского района
Ответчики
МБОУ "Ломецкая средняя общеобразовательная школа"
Администрация Залегощенского района
Суд
Залегощенский районный суд Орловcкой области
Судья
Быкова Г.В.
Дело на сайте суда
zalegoshensky--orl.sudrf.ru
02.07.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.07.2012Передача материалов судье
04.07.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.07.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.07.2012Подготовка дела (собеседование)
10.07.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.08.2012Судебное заседание
13.08.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.09.2012Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее