Дело № 2-179/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 февраля 2019 г. г.Тамбов
Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Венедиктовой Е.Н.,
при секретаре Кармановой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рябова А. А.ча к администрации Беломестнодвойневского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Рябов А.А. обратился в суд с иском к администрации Беломестнодвойневского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области о признании права собственности на жилой дом площадью 95,2 кв.м. по адресу: <адрес>, указав, что является собственником земельного участка площадью 4100 кв.м. по вышеуказанному адресу, на котором расположено домовладение, возведенное им в 1979 году. Согласно техническому заключению, выданному ОАО «Тамбовкоммунпроект», планировочные, конструктивные и объемно-планировочные решения жилого дома соответствуют градостроительным, строительным, противопожарным и санитарным нормам, а также требованиям «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» и не создают угрозу жизни и здоровью граждан. Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области» спорный жилой дом соответствует СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Учитывая, что техническое состояние жилого дома не создает угрозу жизни и здоровью граждан, строение возведено на земельном участке, принадлежащем истцу на праве собственности, соответствует категории и виду разрешенного использования земельного участка, а также принимая во внимание, что сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, просит суд его требования удовлетворить.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования и просил признать за ним право собственности на жилой дом общей площадью 77,1 кв.м., в том числе жилой 43,10 кв.м. по адресу: <адрес>, в соответствии с техническим паспортом, составленным ГУПТИ Тамбовской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
Истец Рябов А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Ответчик администрация Беломестнодвойневского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представив заявление о рассмотрении дела на усмотрение суда и в отсутствие своего представителя.
Третье лицо администрация Тамбовского района Тамбовской области в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представив заявление о рассмотрении дела на усмотрение суда и в отсутствие своего представителя.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с абз.1 ч.1 ст.218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В силу ст.219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В силу ч.2 ст.14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В соответствии с абз.1 п.9 ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ч.5 ст.1 Земельного кодекса РФ настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципе единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, ГУПТИ Тамбовской области право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, ни за кем не зарегистрировано.
При этом по сведениям ЕГРН, право собственности на земельный участок с КН <данные изъяты> площадью 4100 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок №, зарегистрировано за Рябовым А. А.чем.
В сообщении администрации Беломестнодвойневского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области № от ДД.ММ.ГГГГ представителя Рябова А.А. Черемисину С.Н. было отказано в выдаче разрешения на строительство объекта (л.д.17).
Согласно ч.ч.1,2,3, 3.1, 3.2, 4 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка (ч.1).
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Использование самовольной постройки не допускается.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления (ч.2).
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом (ч.3).
Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории) (ч.3.1.).
Лицо, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, и которое выполнило требование о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в соответствии с настоящим Кодексом.
Лицо, во временное владение и пользование которому в целях строительства предоставлен земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором возведена или создана самовольная постройка, приобретает право собственности на такие здание, сооружение или другое строение в случае выполнения им требования о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями, если это не противоречит закону или договору.
Лицо, которое приобрело право собственности на здание, сооружение или другое строение, возмещает лицу, осуществившему их строительство, расходы на постройку за вычетом расходов на приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями (ч.3.2.).
Органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом:
1) решение о сносе самовольной постройки в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы и необходимость их наличия установлена в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта, либо самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта и который расположен в границах территории общего пользования;
2) решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.
Срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев, срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года.
Предусмотренные настоящим пунктом решения не могут быть приняты органами местного самоуправления в отношении самовольных построек, возведенных или созданных на земельных участках, не находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме случаев, если сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Органы местного самоуправления в любом случае не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости или признано судом в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, или в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома (ч.4).
В силу абз.абз. 1-3 п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства (абз.1 п.26).
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию (абз.2 п.26).
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан (абз.3 п.26).
Понятие «самовольная постройка» применено в статье 222 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), который введен в действие с 01 января 1995 года и применяется к гражданским правоотношениям, возникшим после его введения в действие (Федеральный закона от 30 ноября 1994 года №52-ФЗ).
В соответствии с ч.1 ст.7 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 года №443-1 «О собственности в РСФСР», признанный утратившим силу с 1 января 1995 года, гражданин или другое лицо, если иное не предусмотрено законом или договором, приобретают право собственности на имущество, приобретенное им по основаниям, не противоречащим закону, на вещи, созданные или существенно переработанные им, на продукцию, плоды и иные доходы, полученные им от использования принадлежащего ему имущества, а также от использования природных ресурсов или иного имущества, хотя и не принадлежащего данному лицу, но предоставленного ему в соответствии с законом или договором для этих целей.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (ч.1).
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса (ч.2).
Следовательно, по смыслу вышеприведенных требований Закона здания, строения и сооружения, построенные до 01 января 1995 года, в силу закона не могут быть признаны самовольными постройками.
Из материалов дела следует, что жилой дом, 1979г. постройки.
Данные обстоятельства никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривались.
Следовательно, по смыслу вышеприведенных требований закона на момент его возведения выдача разрешения не требовалась.
Согласно техническому паспорту, составленному ГУПТИ Тамбовской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на жилой дом по адресу: <адрес>, площадь всех частей здания (комнат и помещений вспомогательного использования) 88,00кв.м., общая площадь — 77,1кв.м., жилая площадь-43,10кв.м. При этом указания на его возведение без соответствующих разрешений не имеется (л.д.6).
Из материалов дела следует, что вышеуказанное домовладение Рябовым А.А. возведено в границах земельного участка, находящегося в его собственности, в соответствии с его разрешенным использованием-для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается:
выпиской из похозяйственной книги, согласно которой жилой дом 1979 г.постройки расположен на земельном участке площадью 3800 кв.м.;
планом границ земельного участка площадью 4100 кв.м., составленным ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером Карандей Н.Н. (л.д.15).
Суд учитывает, что жилой дом соответствует действующим нормам и правилам.
Из заключений ОАО «Тамбовкоммунпроект» от 2018 г. и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» №.П.КГ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что строение соответствует действующим нормам и правилам.
Так, в заключении ОАО «Тамбовкоммунпроект» от 2018 г. указано, что конструктивные и объемно-планировочные решения соответствуют строительным, санитарным, противопожарным нормам «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» и не создают угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» №.П.КГ от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> соответствует СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Данные доказательства никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривались.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что спорное строение находится на земельном участке в соответствии с его разрешенным использованием, принадлежащем на праве собственности истцу, что соответствует принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, закрепленных в вышеприведенных требованиях ч.5 ст.1 Земельного кодекса РФ; не нарушает права и законные интересы других лиц, и, отсутствие разрешения на строительство данного объекта, не может являться препятствием к признанию права собственности на него.
Суд учитывает, что со стороны кого-либо из лиц, участвующих в деле, администрации Тамбовского района Тамбовской области, администрации сельсовета Тамбовского района Тамбовской области возражений против исковых требований не поступило, иска о сносе строения не предъявлено; доказательств нарушений данным строением действующих норм и правил, прав и законных интересов других лиц, не представлено.
С учетом изложенного исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Рябова А. А.ча к администрации Беломестнодвойневского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования удовлетворить.
Признать за Рябовым А. А.чем право собственности на жилой дом площадью всех частей здания (комнат и помещений вспомогательного использования) 88,00кв.м., общей площадью 77,1 кв.м., жилой площадью 43,10 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (технический паспорт, изготовленный ГУПТИ Тамбовской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ).
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Тамбовский районный суд Тамбовской области в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий - Венедиктова Е.Н.