Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Самара ДДММГГГГ
Судья Самарского районного суда г. Самары Балова А.М.,
с участием представителя административных истцов Левковой С.В., ООО «Лангольер» – ФИО4, действующей на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика Администрации городского округа Самара – ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя заинтересованного лица Департамента градостроительства городского округа Самара – ФИО6, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Салаховой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № <данные изъяты> по административному исковому заявлению Левковой С.В., ООО «Лангольер» к Администрации городского округа Самара о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность,
У С Т А Н О В И Л:
Левкова С.В., ООО «Лангольер» обратились в Самарский районный суд г. Самары с указанным выше административным исковым заявлением, требуя с учетом уточнений признать Постановление Администрации городского круга Самара от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе ООО «Лангольер» и Левковой С.В. в предоставлении в общую долевую собственность за плату земельного участка незаконным; обязать Администрацию городского округа Самара предоставить Левковой С.В. и ООО «Лангольер» в общую долевую собственность за выкуп земельный участок, с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый поликлиникой с прилегающей территорией, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, <данные изъяты>
Согласно доводам административного искового заявления, Левкова С.В. является собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на нежилое 2-х этажное здание общей площадью 156,4 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, кадастровый №, ООО «Лангольер» является собственником 4/5 долей в праве общей долевой собственности на то же здание. ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обратились к административному ответчику с заявлением о предоставлении в общую долевую собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый поликлиникой с прилегающей территорией, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, д. б/н, для целей, не связанных со строительством, за 50% кадастровой стоимости на основании подпункта 3 пункта 1 Постановления <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении выкупной цены земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, занятых зданиями, строениями, сооружениями». ДД.ММ.ГГГГ Администрацией городского округа Самара было принято Постановление № об отказе в предоставлении данного земельного участка в общую долевую собственность за плату административным истцам. В качестве основания для отказа Администрацией городского округа Самара указан п.п. 6 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, п.п. 6 п. 2.14 Административного регламента Министерства строительства Самарской области по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов», утвержденного Приказом Министерства строительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п, в связи с тем, что земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте, а именно, часть объекта принадлежит территории общего пользования. Левковой С.В. и ООО «Лангольер» были соблюдены все требования, содержащиеся в перечне документов, утвержденном Приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а также проведены все необходимые работы по формированию земельного участка, постановке его на кадастровый учет, утверждению схемы расположения земельного участка, в связи с чем считают указанное решение незаконным и нарушающим их права и законные интересы.
В судебном заседании представитель административных истцов Левковой С.В., ООО «Лангольер» – ФИО4 заявленные требования с учетом уточнений полностью поддержала и сослалась на доводы административного искового заявления, пояснив, что никаких проездов на испрашиваемом земельном участке не существует.
Представитель административного ответчика Администрации городского округа Самара – ФИО5 относительно удовлетворения заявленных требований возражал и просил в их удовлетворении отказать, пояснив, что при принятии решения по заявлению административных истцов был направлен запрос в Департамент градостроительства городского округа Самара для получения сведений о соответствии испрашиваемого земельного участка градостроительным регламентам зоны, в которой данный участок расположен, о наличии красных линий в границах испрашиваемого земельного участка, а также о наличии ограничений в использовании земельного участка и по информации Департамента градостроительства городского округа Самара часть спорного земельного участка расположена на территории дороги (проезда) и принадлежит территории общего пользования. При этом Администрация городского округа Самара к сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара доступ не имеет, полномочиями по осуществлению контроля за достоверностью содержащихся в ней сведений не наделена. Учитывая информацию, предоставленную Департаментом градостроительства городского округа Самара, было принято решение об отказе в предоставлении в общую долевую собственность административным истцам за плату испрашиваемого земельного участка.
Представитель заинтересованного лица Департамента градостроительства городского округа Самара – ФИО6 в судебном заседании относительно удовлетворения заявленных требований возражала, пояснив, что из имеющихся выкопировок Генерального плана городского округа Самара, данных информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара следует, что испрашиваемый земельный участок находится на асфальтированном проезде.
Представитель заинтересованного лица – Департамента управления имуществом городского округа Самара в судебное заседание не явился, однако надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п.п. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обратились с заявлением на имя Главы городского округа Самара о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, д. б/н, государственная собственность на который не разграничена, с целью использования земельного участка: занимаемый поликлиникой и прилегающей территорией, за выкуп, без проведения торгов, выкупной ценой земельного участка в размере 50% кадастровой стоимости земельного участка, со следующими размерами долей в праве: ООО «Лангольер» - <данные изъяты>
Постановлением Администрации городского округа Самара № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9) административным истцам было отказано в предоставлении земельного участка со ссылкой на п.п. 6 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, п.п. 6 п. 2.14 Административного регламента Министерства строительства Самарской области по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физических и юридических лиц без проведения торгов», утвержденного Приказом Министерства строительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п, в связи с тем, что часть объекта принадлежит территории общего пользования.
Из материалов дела судом установлено, что административным истцам принадлежит на праве общей долевой собственности нежилое здание по адресу: <адрес>, д. б/н, общей площадью 156,4 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, Левковой С.В. в размере 1/5 доли в праве общей долевой собственности, ООО «Лангольер» в размере <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности, что подтверждается представленными суду копиями свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16, 17).
Распоряжением Департамента управления имуществом городского округа Самара № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, занимаемого поликлиникой и прилегающей территорией, относящегося по категории к землям населенных пунктов, в пределах территории зоны многоэтажной жилой застройки 5-16 этажей (Ж-4) по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самаре, расположенного по адресу: <адрес>, д. б/н, на кадастровых планах (кадастровых картах) территорией кадастровых кварталов №, № (л.д. 11-15).
ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера <данные изъяты>
Согласно ст. 39.2 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органом местного самоуправления в пределах его компетенции.
В соответствии с Постановлением Администрации городского округа Самара № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», действовавшим на момент обращения административных истцов, руководитель Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (в настоящее время – Департамент градостроительства городского округа Самара) был наделен полномочиями по приему заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации городского округа Самара о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара (далее - земельный участок), по подготовке проектов соответствующих распорядительных актов Администрации городского округа Самара о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в собственность бесплатно, об отказе в предоставлении земельных участков и заключении договоров аренды, купли-продажи земельных участков, безвозмездного пользования земельными участками, проектов договоров купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ.
Тем же актом руководитель Департамента управления имуществом городского округа Самара наделен полномочиями по подготовке проектов соответствующих распорядительных актов Администрации городского округа Самара о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в собственность бесплатно, об отказе в предоставлении земельных участков и заключении договоров аренды, купли-продажи земельных участков, безвозмездного пользования земельными участками, проектов договоров купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования земельными участками в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В рассматриваемом случае государственный кадастровый учет испрашиваемого заявителями земельного участка был осуществлен, в связи чем для приобретения прав на земельный участок вышеописанная процедура должна осуществляться начиная с подачи в уполномоченный орган заявления о предоставлении земельного участка.
Согласно ст. 39.17 ЗК РФ, в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка (п. 3).
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (п. 5).
Таким образом, Администрация городского округа Самара, являясь уполномоченным на разрешение обращения административных истцов органом, была обязана либо в 10-дневный срок с момента получения заявления возвратить его, либо принять одно из вышеуказанных решений не позднее 30 дней после получения заявления, то есть не позднее ДД.ММ.ГГГГ (заявление было направлено в уполномоченный орган заказным письмом, получено и зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ).
Несмотря на вышеуказанные нормы, определяющие сроки принятия уполномоченным органом решения по обращению административных истцов, Постановление № было принято ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением установленного законом срока по прошествии свыше 2-х месяцев.
В силу п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Следовательно, административные истцы, как собственники нежилого здания, обладают исключительным правом на приобретение указанного земельного участка в собственность или в аренду, при этом, право выбора между приватизацией земельного участка и заключением договора аренды принадлежит административным истцам (п. 6 ст. 39.14 ЗК РФ).
Судом установлено, что на момент обращения административных истцов с заявлением о предоставлении земельного участка действовал Порядок определения цены земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов, утвержденный Постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п.п. 3 п. 2 указанного Порядка, до ДД.ММ.ГГГГ продажа земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений осуществляется по цене, составляющей 50% от их кадастровой стоимости.
Таким образом, при обращении ранее ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обоснованно имели право требовать предоставления им земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> за выкуп в размере 50% от кадастровой стоимости земельного участка.
В качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка административным ответчиком указан п.п. 6 ст. 39.16 ЗК РФ в связи с тем, что часть объекта принадлежит территории общего пользования. В качестве обоснование своих доводов сторона ответчика ссылается на выписку из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, подготовленную Департаментом градостроительства городского округа Самара.
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ определено, что территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Применяя данные нормы права, необходимо учитывать положения п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, закрепляющего, что красные линии – линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Следовательно, границы территорий общего пользования должны быть обозначены красными линиями, земельный участок не должен выходить за пределы красных линий и, соответственно, не должен пересекать их. Иных доказательств, документально подтверждающих отнесение части земельного участка к территории общего пользования, административным ответчиком предоставлено не было.
При таких обстоятельствах доводы представителя заинтересованного лица Департамента градостроительства городского округа Самара, изложенные в письменном отзыве, о том, что отсутствие красных линий не может исключать правового режима земельного участка, относящегося к территории общего пользования, признаются судом несостоятельными. Доводы представителя заинтересованного лица Департамента градостроительства городского округа Самара о том, что существующие границы территорий общего пользования (в том числе, улиц, проездов) также являются красными линиями, противоречат действующему законодательству, в связи с чем не могут быть приняты судом во внимание.
Целевое использование земельного участка под размещение поликлиники с прилегающей территорией соответствует основным видам разрешенного использования земельного участка в зоне деловых и коммерческих предприятий общегородского и регионального значения (зона Ц-2) по Карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в городе Самара, утвержденным Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно градостроительному обоснованию размера и вида использования земельного участка, подготовленного для ООО «Лангольер» в 2015 году ООО «Архитектурно-проектная мастерская», имеющим Свидетельство о допуске к указанному виду работ (л.д. 26-59), испрашиваемая территория необходима для использования и эксплуатации зданий поликлиники с прилегающей территорией, красные линии вблизи участка отсутствуют, площадь сформированного земельного участка, равная 2206 кв.м, обусловлена рациональным использованием территории и необходимостью организации парковочных мест.
Кроме того, в материалы дела административными истцами представлено подготовленное аттестованным кадастровым инженером ФИО7 заключение от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 60-89), которое подтверждает отсутствие на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> земель общего пользования.
Таким образом, испрашиваемый земельный участок сформирован, поставлен на государственный кадастровый учет, границы участка определены, испрашиваемая площадь соответствует целям использования нежилого здания и подтверждается градостроительным обоснованием.
При этом судом принимается во внимание, что границы испрашиваемого административными истцами земельного участка определены схемой его расположения на кадастровом плане территории, утвержденной уполномоченным органом местного самоуправления. Схема расположения утверждена с учетом назначения земельного участка как территории, занимаемой отдельно стоящим зданием и необходимой для его обслуживания. Муниципальный правовой акт об утверждении схемы расположения земельного участка не отменен и не оспорен в суде.
Следовательно, правовых оснований для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренных п.п. 6 ст. 39.16 ЗК РФ, судом в процессе рассмотрения административного искового заявления не установлено.
В соответствии с п.п. 3 ч. 2 Порядка определения цены земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов и о признании утратившими силу отдельных постановлений <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в ред. от ДД.ММ.ГГГГ, действующего также на момент обращения административных истцов, цена земельных участков, на которых расположены здания, сооружения (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации), при их продаже определяется в размере 50% от кадастровой стоимости земельных участков на период до ДД.ММ.ГГГГ собственникам зданий, сооружений либо помещений в них.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу указанных положений закона для устранения нарушения прав административных истцов на Администрацию городского округа Самара должна быть возложена обязанность по предоставлению Левковой С.В. и ООО «Лангольер» в общую долевую собственность за выкуп земельного участка, с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый поликлиникой с прилегающей территорией, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, д. б/н, для целей, не связанных со строительством, за 50% кадастровой стоимости.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 227-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Левковой С.В. и ООО «Лангольер» удовлетворить.
Признать незаконным Постановление Администрации городского круга Самара от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе ООО «Лангольер» и Левковой С.В. в предоставлении в общую долевую собственность за плату земельного участка.
Обязать Администрацию городского округа Самара предоставить Левковой С.В. и ООО «Лангольер» в общую долевую собственность за плату земельный участок, с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: занимаемый поликлиникой с прилегающей территорией, площадью 2206 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, д. б/н, для целей, не связанных со строительством.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Настоящее решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Самарского
районного суда А.М. Балова