№ 2-115/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 января 2017 года г. Ставрополь
Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Н.М.,
при секретаре судебного заседания Алексееве Д.А.,
с участием: представителя истца в лице помощника прокурора Ленинского района г.Ставрополя Ахтырской Д.А.,,
лица, в интересах которого заявлен иск в порядке ст. 45 ГПК РФ Кашириной Т.А.,
представителя ответчика администрации г.Ставрополя и представителя третьего лица комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя по доверенностям Дудиновой Э.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района г.Ставрополя в интересах Кашириной Т. А. к администрации г.Ставрополя о признании незаконным бездействие, об обязательстве предоставить жилое помещение по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Ленинского района г.Ставрополя в интересах Кашириной Т.А. обратился в суд с иском к администрации г. Ставрополя, в котором просит: признать незаконным бездействие администрации г.Ставрополя, выразившиеся в непредоставлении Кашириной Т.А. жилого помещения; обязать администрацию города Ставрополя предоставить Кашириной Т.А. по договору социального найма, не менее 15 кв.м. по учетной норме.
В обоснование заявленных требований в исковом заявлении указано, что в соответствии с ч.2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (ч.1 ст. 57 ЖК РФ).
При предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне (ст. 58 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Условия и порядок предоставления жилых помещений, установленные федеральным жилищным законодательством и иными федеральными нормативными правовыми актами, содержащими нормы жилищного права, не могут быть ограничены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В ходе проверки было установлено, что постановлением администрации г.Ставрополя от 11.02.2011г. № Каширина Т.А. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включена в список очередности малоимущих граждан, признанных по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
По состоянию на 01.04.2014г. и 01.04.2015г. по льготному списку малоимущих граждан номер Кашириной Т.А.-1, однако до настоящего времени администрацией <адрес> должных мер по обеспечению Кашириной Т.А. жилым помещением не принято.
В соответствии с представленной информацией в реестре муниципальной собственности г.Ставрополя имеются свободные жилые помещения, которые в настоящее время не распределены очередникам в связи с тем, что не соответствуют нормам предоставления для граждан по количественному составу семей.
По данному факту прокуратурой района внесено представление главе администрации г.Ставрополя об устранении нарушений жилищного законодательства и законодательства о муниципальной собственности, в удовлетворении которого отказано, должных мер, направленных на устранение нарушений, действующего законодательства, не принято.
В судебном заседании представитель истца в лице помощника прокурора Ленинского района г.Ставрополя ФИО3, поддержала исковые требования в полном объеме, просила иск удовлетворить, обязав ответчика и предоставить Кашириной Т.А. жилое помещение по договору социального найма не менее 15 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, то есть по установленной учетной норме.
Лицо, в интересах которой предъявлен настоявший иск - Каширина Т.А. поддержала исковые требования в полном объеме и просила об удовлетворении иска. Пояснила, что Предложенная ей квартира, относилась к служебному помещению, с наличием крупной суммы образовавшейся задолженности по коммунальным услугам, что и послужило основанием к отказу. Больше никаких жилых помещений на протяжении нескольких лет, ей предложено не было.
Представителем ответчика администрации <адрес> по доверенности ФИО4 в судебном заседании исковые требования прокуратуры <адрес> не признала, при этом пояснила суду, что Каширина Т.А. ДД.ММ.ГГГГ. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации <адрес> составом семьи 2 человека и была включена в список очередности малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В связи с тем, что с ДД.ММ.ГГГГ. у Кашириной Т.А. отсутствовала регистрация на территории <адрес>, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. № на основании п.2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ Каширина Т.А. снята с учета граждан, в связи с утратой оснований, дающих ей право на получение жилого помещения по договору социального найма. На основании протеста прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № Каширина Т.А. была восстановлена в очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ
По состоянию на 01.04.2016г. (дата ежегодной перерегистрации очередности граждан) по общей очереди ее №, по льготному списку малоимущих граждан №.
В 2013г. Кашириной Т.А. жилищным управлением администрации <адрес> рассматривался вопрос о предоставлении по договору социального найма жилого помещения, расположенного по <адрес>, общей площадью 33,8 кв.м., однако Каширина Т.А. не дала свое письменное согласие или отказ на получение указанной квартиры, о чем составлен соответствующий акт.
Оснований, перечисленных в п.1,3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, для предоставления Кашириной Т.А. жилого помещения во внеочередном порядке, не имеется.
В связи с тем, что малоимущие граждане не имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения, а также предоставление им жилых помещений может нарушать права других граждан, стоящих на жилищной учете по более ранним датам, обеспечения жилыми помещениями, указанной категории граждан, может осуществляться только в рамках муниципальной программы, однако, в связи с отсутствием средств на данные расходные обязательства в бюджете <адрес>, такая программа не была утверждена.
В соответствии с Законом СК от 16.03.2006г. №-кз «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в <адрес>» малоимущие граждане обязаны подтверждать своей статус ежегодно. Срок действия справки о признании Кашириной Т.А. малоимущей истекает 10.12.2016г. и в случае не представления ею справки, подтверждающей статус малоимущей, Каширина Т.А. должна быть снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Вопрос предоставления Кашириной Т.А. жилого помещения может быть рассмотрен администрацией <адрес> при условии строительства домов для данной категории граждан и при подходе очереди, поскольку иных форм обеспечения жильем вышеуказанной категории граждан действующим законодательством не предусмотрено. Внеочередное предоставление жилого помещения лицу не предусмотрено, что влечет нарушение прав иных граждан. От имени третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора комитета городского хозяйства администрации <адрес>, сослалась на аналогичную позицию.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании постановления администрации <адрес> от 11.02.2011г. за №, истец Каширина Т.А. была принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составом семьи 2 человека: Каширина Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5 (сын), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и включена в список очередности малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социальной найма.
Кашириной Т.А. присвоен № по общему списку, по списку граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма №.
По сведениям УФМС России по СК от ДД.ММ.ГГГГ., гр. Каширина Т.А., 1966 г.р., с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по <адрес>. С 03.09.2010г. по указанному адресу зарегистрирован ее сын ФИО5, 1987г.<адрес> проживания по указанному адресу подтверждается справкой администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству о госрегистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ., правообладателем жилого дома, общей площадью 120,90 кв.м., по <адрес>, является ФИО6
По сведениям Управления Росреестра по СК от ДД.ММ.ГГГГ., в едином госрееестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на имя гр.Кашириной Т.А.
На основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. за № в соответствии с п.2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, семья Кашириной Т.А. составом 2 человека была снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (отсутствие регистрации в <адрес> и не подтверждение статуса малоимущей).
На основании протеста прокурора <адрес>, направленного в адрес главы администрации <адрес> 11.04.2012г., постановлением администрации <адрес> от 26.04.2012г. за №, Каширина Т.А. восстановлена в очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Кашириной Т.А. присвоен очередной №а по общей очереди, по списку очередности малоимущих граждан №а.
Для подтверждения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, гр. Кашириной Т.А. предложено обновить документы учетного дела, а также предоставить сведения (решение) органа местного самоуправления, подтверждающие статус малоимущей семьи.
Согласно Акту жилищного управления администрации <адрес> от 12.04.2012г., гр. Каширина Т.А. отказалась от получения направления для предоставления в Управление труда, социальной защиты и работы с населением в районах <адрес> на признание ее малоимущей.
В ходе судебного разбирательства установлено, что гр. Кашириной Т.А. ранее проживала в <адрес>, однако достоверных сведений об основании заселения и регистрации по данному адресу, в администрацию <адрес> не поступало. После пожара в указанной квартире (Акт о пожаре от 2006г.) Кашириной Т.А. в соответствии с письмом начальника жилищного управления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, выдано разрешение на временное проживание в <адрес>, без регистрации по месту жительства с открытием лицевого счета и оплатой коммунальных услуг.
Как усматривается из представленных в адрес суда судебных решений, на протяжении нескольких лет (2009-2011гг.) между гр. Кашириной Т.А. и администрацией <адрес> имели место судебные тяжбы.
Решением Ставропольской городской Думы от 30.11.2005г. № установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в <адрес> в размере не менее 15,0 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи. На момент разрешения дела судом, состав семьи гражданина: Каширина Т.А., и её сын ФИО5
В 2013г. жилищным управлением администрации <адрес> рассмотрен вопрос о возможности предоставления Кашириной Т.А. по договору социального найма освободившегося жилого помещения, расположенного по <адрес>, общей площадью 33,8 кв.м., однако заявитель не дала своего согласия или отказа на получение данной квартиры.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. (дата ежегодной перерегистрации очередности граждан) по общей очереди номер Кашириной Т.А.- 5692, по льготному списку малоимущих граждан №.
В соответствии со справками №, №, выданных комитетом труда и социальной защите населения администрации <адрес> Каширина Т.А., проживающая по адресу: <адрес>, признана в установленном порядке малоимущей. Состав семьи: Каширина Т.А., 1966 года рождения и её сын-ФИО5, 1987 года рождения, справка действительна до ДД.ММ.ГГГГ.
С момента восстановлении лица в очереди, из представленных суду материалов учетного дела, следует, что органом местного самоуправления на протяжении нескольких лет не предпринималось никаких мер к обеспечению гражданина, нуждающегося в жилом помещении.
В обоснование своих возражений представитель администрации <адрес> ссылается на нормы ст. 57 ЖК РФ, согласно требованиям которой, оснований для предоставления Кашириной Т.А. жилого помещения во внеочередном порядке не имеется. Более того, малоимущим гражданам предоставляются жилые помещения по договору социального найма по нормам и в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет и включения в соответствующие списки на получение жилья среди такой же категории граждан, имеющих такие же льготы. Предоставление Кашириной Т.А. вне очереди жилого помещения, повлечет нарушение прав других лиц, ранее вставших на учет.
Однако суд не может принять во внимание доводы представителя ответчика, считает их необоснованными по следующим основаниям.
Так, в соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 14, 50) (далее - Закон N 131-ФЗ), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации ( п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в п.1,3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).
Конституция РФ, закрепляя в ст. 40 право каждого гражданина на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на орган государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (ч.2). При этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.3). Тем самым определение категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово- экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесены к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в ЖК РФ, вступившим в законную силу 1 марта 2005г., предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч.2).
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч.3).
Реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, в том числе установленными нормами, содержащимися в ч.2 и 3 ст. 49 ЖК РФ, условиями реализации гражданином права на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного или муниципального фонда. Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч.3) Конституции РФ, которая обязывает государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условиям для предоставления жилого помещения по договору социального найма, как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (п.3 ч.1 ст. 14, п.3 ч.2 ст. 52 ЖК РФ).
Представитель ответчика ссылается на отсутствие оснований, перечисленных в п.1,3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, для предоставления Кашириной Т.А. жилого помещения во внеочередном порядке, однако как было указано выше, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Каширина Т.А. по общей очереди имеет №, по льготному списку малоимущих граждан №.
При рассмотрении настоящего гражданского дела Каширина Т.А. постановлением администрации <адрес> не снята с учета в качестве граждан, нуждающихся в жилом помещении, в том числе и по льготному списку малоимущих граждан. Вместе с тем, на протяжении нескольких лет, органом местного самоуправления не принято достаточных мер, направленных на реализацию законных прав указанного гражданина.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25.02.2005 г. N 18 утверждены Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма.
Органам местного самоуправления при предоставлении малоимущим гражданам жилых помещений по договору социального найма рекомендуется учитывать, что малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма, жилые помещения предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет (п. 28). Граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, включаются в отдельные списки (п. 17).
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что вопрос о предоставлении жилого помещения семье Кашириной Т.А. в порядке, определенном ЖК РФ, не решен до настоящего времени, несмотря на то, что гр. Каширина Т.А. состоит на учете № по льготной очереди, более трех лет, с момента восстановления в очереди, после судебного спора. Доводы представителя ответчика о том, что в данном случае имеет место внеочередное предоставление гражданину жилого помещения, являются не состоятельными, с учетом установленных обстоятельств и очередности гражданина, стоящего в очереди под №, в связи с чем, они подлежат отклонению.
Таким образом, суд приходит к выводу о незаконности бездействия органа местного самоуправления - администрации <адрес>, выразившегося в не предоставлении Кашириной Т.А. жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, у суда имеются основания для возложения на администрацию <адрес> обязанности предоставить Кашириной Т.А. по договору социального найма жилое помещение, не менее установленной Решением Ставропольской городской Думы от 30.11.2005г. № нормы предоставления площади, то есть не менее 15 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования заместителя прокурора <адрес> ФИО7 в интересах Кашириной Т. А. – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации <адрес>, выразившиеся в не предоставлении Кашириной Т. А. жилого помещения.
Обязать администрацию <адрес> предоставить Кашириной Т. А. жилое помещение по договору социального найма, по учетной норме предоставления площади не менее 15 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в мотивированной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.М.Кузнецова
Резолютивная часть
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 января 2017 года г. Ставрополь
Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Н.М.,
при секретаре судебного заседания Алексееве Д.А.,
с участием: представителя истца в лице помощника прокурора Ленинского района г.Ставрополя Ахтырской Д.А.,,
лица, в интересах которого заявлен иск в порядке ст. 45 ГПК РФ Кашириной Т.А.,
представителя ответчика администрации г.Ставрополя и представителя третьего лица комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя по доверенностям Дудиновой Э.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах Кашириной Т. А. к администрации <адрес> о признании незаконным бездействие, об обязательстве предоставить жилое помещение по договору социального найма,
руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования заместителя прокурора <адрес> ФИО7 в интересах Кашириной Т. А. – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации <адрес>, выразившиеся в не предоставлении Кашириной Т. А. жилого помещения.
Обязать администрацию <адрес> предоставить Кашириной Т. А. жилое помещение по договору социального найма, по учетной норме предоставления площади не менее 15 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в мотивированной форме.
Судья Н.М.Кузнецова