Дело № 5-246/2017 <данные изъяты>
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Пермь 10 мая 2017 года
Судья Мотовилихинского районного суда г. Перми Мерзлякова Н.А.,
с участием представителей МАДОУ «Детский сад №404» Мальгиновой Л.А., Черкасовой Н.В.
представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю) Сотниковой Е.В.,
помощника прокурора Мотовилихинского района г.Перми Антонова Ю.А.
при секретаре Красновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ в отношении юридического лица – Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № (далее – МАДОУ детский сад №), ИНН №, юридический адрес: <адрес>, место нахождения: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л А:
05.04.2017 года по 02.05.2017 года проведена плановая выездная проверка в отношении юридического лица МАДОУ «Детский сад №», расположенного по адресу: <адрес>.
В результате проверки, проведенной в отношении МАДОУ «Детский сад №», выявлено несоответствие качества питьевой воды требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, а именно:
На момент проверки, 05.04.2017 г., 10.30 ч. МАДОУ «Детский сад №» допустило эксплуатацию скважины для хозяйственно - питьевого использования в учреждении, при отсутствии зоны санитарной охраны 1 пояса, а именно: подземный водозабор (скважина) находится в техническом подполье, вход в техническое подполье расположен в методическом кабинете одноэтажного здания корпуса МАДОУ «Детский сад №» г. Перми по адресу: <адрес>, таким образом, зона санитарной охраны 1 пояса отсутствует, надлежащее обоснование - гидрогеологическое обоснование по согласованию с центром государственного санитарно- эпидемиологического надзора расположения водозабора на территории объекта отсутствует, что нарушает требование п. 2.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее СанПиН 2.1.4.1110- 02).
На момент проверки, 05.04.2017 г., 10.30 ч. МАДОУ «Детский сад №» г. Перми, по адресу: <адрес>, допустило эксплуатацию учреждения при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения на проект зон санитарной охраны для скважины, что является нарушением п. 1.6., 1.11., 1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»,
На момент проверки 05.04.2017 г., 10-30 ч. МАДОУ «Детский сад №» г. Перми, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, по адресу: <адрес> не разработало рабочую программу производственного контроля качества воды в соответствии с нормативными документами; рабочая программа не согласована с органом государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе (Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю), не обеспечило производственный контроль качества питьевой воды по рабочей программе, что является нарушением п. 2.4, п. 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (далее СанПиН 2.1.4.1074-01).
Допустило нестабильное качество воды, подаваемое в разводящую сеть учреждения - вода хозяйственно-питьевого назначения не отвечает по показателям безопасности гигиеническим требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения, так согласно протоколу лабораторных испытаний АИЛЦ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» № 6088, 6105 от 11.04.2017 г. и экспертному заключению № 854-ЦА от 12.04.2017 г. по результатам санитарно - эпидемиологической экспертизы протокола лабораторных испытаний №, 6105 от 11.04.2017 г. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» в пробах водопроводной воды, отобранных 05.04.2017 г., 11-30 ч. из разводящей водопроводной сети: из водопроводного крана пищеблока (после фильтра), из водопроводного крана в буфетной группы № 2 (после фильтра)», показатель нитраты (NO3) составляет 110,7±11,0 мг\дм3 и 108,9+11, при величине допустимого уровня не более 45 мг\дм3, что является нарушением п. 3.1, п. 3.4, табл.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», п. 9.3 СанПиН 2.4.1.2.4.1.3049-13 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях".
По данному факту в отношении юридического лица МАДОУ «Детский сад №» г. Перми 02.05.2017 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Представитель МАДОУ «Детский сад №» г. Перми в судебном заседании пояснила, что с выявленными нарушениями она согласна, в настоящее время они заключили договор на поставку питьевой воды и работают в таком режиме. Фактически деятельность детского сада не приостановлена.
Представитель Роспотребнадзора в судебном заседании указала, что виновность МАДОУ «Детский сад №» г. Перми в совершении административного правонарушения установлена и в полной мере подтверждается материалами дела.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, заключение прокурора, прихожу к следующему.
В соответствии со статьёй 6.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектами правонарушения являются здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Предметами рассматриваемого правонарушения являются питьевая вода и системы питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Состав рассматриваемого правонарушения сформулирован как формальный и с объективной стороны заключается в нарушении соответствующих санитарно-эпидемиологических требований, совершаемом путем, как действия, так и бездействия. Субъективную сторону данного правонарушения составляет вина в виде умысла или неосторожности.
Статьями 41 и 42 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Статьей 19 указанного Закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. За юридическими лицами, осуществляющими эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, закреплена обязанность - обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Согласно ч. 1 ст. 28 Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» предусматривает, что водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод.
Граница первого пояса зоны санитарной охраны группы подземных водозаборов должна находиться на расстоянии не менее 30 и 50 м от крайних скважин.
Для водозаборов из защищенных подземных вод, расположенных на территории объекта, исключающего возможность загрязнения почвы и подземных вод, размеры первого пояса зоны санитарной охраны допускается сокращать при условии гидрогеологического обоснования по согласованию с центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора (п. 2.2.1.1).
Согласно п. 1.6 СанПин 2.1.4.1110-02 Организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.
При разработке проекта зоны санитарной охраны для крупных водопроводов предварительно создается положение о зоне санитарной охраны, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.
Согласно п. 1.11 СанПин 2.1.4.1110-02 проект зоны санитарной охраны должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально.
Согласно п. 1.13 СанПин 2.1.4.1110-02 проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
На основании СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды (далее - рабочая программа) в соответствии с правилами, указанными в приложении 1. Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе (далее - центр госсанэпиднадзора) и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке.
Согласно п. 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.
п. 3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 предусматривает, что питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
Согласно п. 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по: обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение; содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения; содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека;
Согласно п. 9.3 СанПиН 2.4.1.2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» вода должна отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к питьевой воде.
Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения дошкольных образовательных организаций, - оборудованию и содержанию территории, - помещениям, их оборудованию и содержанию, - естественному и искусственному освещению помещений, - отоплению и вентиляции, - водоснабжению и канализации, - организации питания, - приему детей в дошкольные образовательные организации, - организации режима дня, - организации физического воспитания, - личной гигиене персонала.
Из материалов дела следует, что на основании экспертного заключения по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы протоколов лабораторных испытаний № от 11.04.2017 года и протокола лабораторных испытаний воды №, 6105 от 11.04.2017 года по факту несоблюдения требований к качеству питьевой воды по санитарно-химическим показателям в отношении МАДОУ «Детский сад №» г. Перми возбуждено дело об административном правонарушении.
Экспертным заключением по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы протоколов лабораторных испытаний № от 11.04.2017 года установлено, что в пробах водопроводной воды, отобранных 05.04.2017 г., 11-30 ч. из разводящей водопроводной сети: из водопроводного крана пищеблока (после фильтра), из водопроводного крана в буфетной группы № (после фильтра)», показатель нитраты (NO3) составляет 110,7±11,0 мг\дм3 и 108,9+11, при величине допустимого уровня не более 45 мг\дм3, что является нарушением п. 3.1, п. 3.4, табл.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», п. 9.3 СанПиН 2.4.1.2.4.1.3049-13 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях".
Протоколом о временном запрете деятельности юридического лица № от 02.05.2017 года в отношении МАДОУ «Детский сад №» г. Перми применен временный запрет деятельности с 16 час. 00 мин. 02 мая 2017 года.
Таким образом, в действиях юридического лица МАДОУ «Детский сад №» г. Перми усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Вина юридического лица МАДОУ «Детский сад №» г. Перми в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 Кодекса РФ об административных правонарушений подтверждается:
- актом проверки № органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 02.05.2017 г.;
- протоколом лабораторных испытаний АИЛЦ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» №, 6105 от 11.04.2017 г. и экспертным заключением № от 12.04.2017 г. по результатам санитарно - эпидемиологической экспертизы протокола лабораторных испытаний №, 6105 от 11.04.2017 г. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае».
Согласно части 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследованные в судебном заседании доказательства свидетельствуют о том, что юридическое лицо МАДОУ «Детский сад №» г. Перми, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований санитарного законодательства. Иного суду не представлено.
Таким образом, в действиях юридического лица МАДОУ «Детский сад №» г. Перми усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При производстве дела административным органом процессуальных нарушений не допущено. Срок привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 Кодекса РФ об административном правонарушении не истек.
Оснований для освобождения от административной ответственности в виду малозначительности административного правонарушения не имеется.
При определении вида и размера административного наказания, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Смягчающих или отягчающих вину обстоятельств судьей не установлено.
При этом менее строгий вид наказания, чем административное приостановление деятельности, не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, в связи с чем, судья считает, что наказание должно быть назначено только в виде административного приостановления деятельности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 6.4, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л А:
Признать муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад №» г. Перми (ИНН №, юридический адрес: <адрес>, место нахождения: <адрес>) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности по адресу: <адрес>, сроком на 90 суток, срок исчислять с момента фактического приостановления деятельности юридического лица.
В соответствии со ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях в целях исполнения постановления запретить муниципальному автономному образовательному учреждению «Детский сад №» г. Перми осуществлять деятельность по адресу: <адрес>.
Постановление об административном приостановлении деятельности по осуществлению деятельности по адресу: <адрес>, подлежит немедленному исполнению.
Постановление в течение 10 суток с момента вручения или получения копии может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми.
Судья - подпись-
Копия верна: Судья
Секретарь