Решение по делу № 2-4636/2015 ~ М-3791/2015 от 16.04.2015

Дело № 2-4636/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 мая 2015 года город Уфа

Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Зайдуллина Р.Р., при секретаре Валинуровой Г.Ш.,

с участием представителя истцов ФИО1, ФИО2, – ФИО11 действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГг. выданной нотариусом ФИО9, за номером в реестре 1-600, ФИО4, ФИО3,

представителя ответчика ФИО10,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО1, ФИО4, ФИО3 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности подготовить проект договора купли-продажи земельного участка по выкупной цене,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2, ФИО1, ФИО4, ФИО3 обратились в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности подготовить проект договора купли-продажи земельного участка по выкупной цене в размере 3% от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:011010:6, общей площадью 888,0 кв.м., расположенном по адресу РБ, г.Уфа, Кировский район, <адрес>, вид разрешенного использования – для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, мотивируя свои требования тем, что истцы - ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 являются долевыми собственниками жилого дома, расположенного по адресу РБ, г.Уфа, Кировский район, <адрес>. Земельный участок, на котором расположено указанное строение также был разделен по соглашению о порядке пользования земельным участком истцами. Домовладение по <адрес> в г.Уфе расположено на земельном участке, который поставлен на кадастровый учет, так согласно кадастровому паспорту о земельном участке от 13/03/2014г. №02/14/1-155324, расположенном по адресу РБ, г.Уфа, Кировский район, <адрес>, с кадастровым номером 02:55:011010:6, земельный участок имеет площадь 888,0 кв.м., вид разрешенного использования – для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек. <адрес> указана с учетом соседей по участку. Согласно плана земельного участка землепользователями являются ФИО2 и ФИО6, Доля землепользования ФИО2 составляет 412,5 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в Администрацию ГО г.Уфы с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность по выкупной цене в размере 3% от кадастровой стоимости. Письмом Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г.Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГг. им было отказано в предоставлении земельного участка по выкупной цене.

Истцы полагают, что данный отказ существенно нарушает их права, в связи с чем, обратились в суд и просят суд обязать ответчика подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №:02:55:011010:6, площадью 888 кв.м., адрес: г Уфа, район Кировский, <адрес>, по выкупной цене в размере 3 % от кадастровой стоимости в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ "Об определении цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках" направить его истцам для подписания.

В судебном заседании представитель истца ФИО11, истцы ФИО4, ФИО3, ФИО2, ФИО1, требования поддержали, просили удовлетворить исковое заявление в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО10 возражала и просила оставить исковые требования без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ФИО2, ФИО1, ФИО4, ФИО3 являются долевыми собственниками жилого дома, расположенного по адресу РБ, г.Уфа, Кировский район, <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права: серия <адрес> от 27.03.2007г. – доля в праве 465/200 – ФИО2; серия <адрес> от 27.03.2007г. – доля в праве 465/2000-ФИО1; серия <адрес> от 19.09.2001г. – доля в праве 124/1000- ФИО3; серия <адрес> от 02.03.2010г. – доля в праве 411/1000-ФИО4

Право собственности ФИО1 возникло на основании Договора дарения №б/н от 25.01.2007г., зарегистрированного УФРС по РБ 27.03.2007г. за №02-04-01/016/2007-301. Доля в праве 465/2000. По данному договору ФИО2 -мать ФИО1 передала в дар 465/2000.

ФИО2 приобрела право собственности на основании Решения Кировского районного суда г.Уфы РБ от 13.11.2000г., Договора дарения №б/н от 25.01.2007г., зарегистрированного УФРС по РБ 27.03.2007г. за и Договора изменения долей №б/н от 28.03.2001г. Доля в праве 465/2000.

У ФИО3 возникло право собственности на основании договора купли-продажи №Б/Н от 06.09.2001г.

У ФИО4 возникло на основании Свидетельства о праве на наследство по завещанию, выданном нотариусом ФИО12 19.01.2010г. реестровый номер 254.

ФИО2 приобрела 28/100 долей дома и надворные постройки у ФИО5 по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Далее через два года у него же купила еще 28/100 долей дома, что подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, она стала владеть 56/100 долей бревенчатого жилого дома.

ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Кировского районного суда г.Уфы от 13.11.2000г. и решения Кировского районного суда г.Уфы от 20.12.2000г. между истцом ФИО2 и ФИО6 (на тот момент сособственником жилого дома с долей 44/100 на основании свидетельства о праве собственности о праве на наследство по закону, выданного Первой Уфимской государственной нотариальной конторой 15.02.1984г. по реестру №3-349, зарегистрированного в Уфимском предприятии технической инвентаризации 15.02.1984г. за номером 2592) заключен договор изменения долей. Согласно которому доли в праве собственности на жилой дом изменились и ФИО2 вместо 56/100 доли в праве собственности на жилой дом стало принадлежать 465/1000, а ФИО6 вместо 44/100 стало принадлежать 535/1000 доли в праве собственности на жилой дом.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 подарила своей дочери ФИО1 465/2000 долей жилого дома, что подтверждается договором дарения.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением Главы администрации города Уфы РБ ФИО1 и ФИО2 был предоставлен в аренду на 5 лет земельный участок площадью 888,0 кв.м., относящийся к категории земель населенных пунктов, находящийся по адресу: Кировский район г.Уфы РБ, <адрес>.

Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером №:02:55:011010:6, площадью 888 кв.м., адрес: г Уфа, район Кировский, <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.

ДД.ММ.ГГГГг. истцы обратились в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с просьбой предоставить земельный участок в собственность по выкупной цене.

На обращение получен ответ Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГг. о невозможности его предоставления.

Данный отказ в предоставлении земельного участка суд находит необоснованным исходя из следующего.

В соответствии со ст. 36 Конституции Российской Федерации, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

В соответствии с п. 1 ст. 36Земельного кодекса РФ (в редакции действующей в момент возникновения спорных правоотношений), граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

В соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Из пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в системной связи с иными названными его нормами вытекает, таким образом, обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.

В соответствии с п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Согласно ст. 56.1 Земельного кодекса РФ, резервирование земель является одним из видов ограничений прав на землю. Согласно п. 6 ст. 56 Земельного кодекса РФ, ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», однако доказательств государственной регистрации ограничения прав на землю ответчиком суду не представлено.

Согласно п. 4 ст. 70.1 Земельного кодекса РФ, порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ. Согласно п. 8 Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 561, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном ст. 15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Между тем, ответчиком не представлено доказательств государственной регистрации ограничения прав на землю, направления копии решения о резервировании земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости, в материалах дела таких доказательств не имеется. В кадастровом паспорте земельного участка сведения о его резервировании для государственных и муниципальных нужд отсутствуют.

Следовательно, установленный порядок резервирования земель для муниципальных нужд не соблюден, факт невозможности передачи в собственность вышеуказанного земельного участка в связи с его резервированием ответчиком не доказан.

Кроме того, пункт 4 статьи 28 ЗК РФ предусматривает возможность отказа гражданам в передаче земельного участка в собственность при резервировании земельных участков для государственных или муниципальных нужд в случае первичного предоставления земельного участка для целей строительства, а не в случае изменения титула прав на земельный участок для граждан, проживающих в принадлежащем им на праве собственности доме, расположенном на этом земельном участке. В данном же случае земельный участок уже был первоначально предоставлен, для строительства не испрашивается.

В соответствии со ст.35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Согласно ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии со ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.

Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 настоящей статьи государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечении года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

В соответствии с ч.2 ст.63 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков не позднее чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков до истечения года со дня получения уведомления допускается только с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.

Следовательно, применительно к данному иску, жилой дом может быть изъят у его собственников путём выкупа лишь в случае, если земельный участок, на котором расположен этот жилой дом, изымается для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с п. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:

1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;

2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:

объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;

объекты использования атомной энергии;

объекты обороны и безопасности;

объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;

объекты, обеспечивающие космическую деятельность;

объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;

линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;

автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства установлено, что истцы не уведомлялись ответчиком в письменной форме о предстоящем изъятии земельного участка и о сносе находящегося у них в собственности жилого дом, следовательно, ответчиком не соблюдена процедура изъятия земельного участка для муниципальных нужд.

Ответчиком в силу ст. 56 ГПК РФ не представлены доказательства, свидетельствующие о невозможности передачи спорного земельного участка в собственность в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо в связи с его резервированием для муниципальных нужд (отнесением к землям общего пользования) на основе соответствующих правовых актов публичной власти, использованием для иных публичных целей.

Доводы ответчика о нахождении испрашиваемого участка в границах утвержденных красных линий судом признаются несостоятельными в силу следующего.

Согласно положениям подпунктов 11, 12 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередач, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).

Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные скверы, бульвары).

Исходя из системного толкования приведенных норм, красные линии обозначают территории двух видов: земель общего пользования и земель, на которых расположены линейные объекты. В то же время п. 12 ст.85 предусматривает запрет на приватизацию только в отношении первого вида - земель общего пользования. При этом данная норма не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования. (Определение Верховного Суда РФ от 27.10.2009 N11-В09-19).

Между тем, каких либо объектов общего пользования занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования на спорном земельном участке не имеется. На спорном участке расположен жилой дом и хозяйственные строения истца.

Месторасположение земельного участка не создает препятствий и не нарушает права и законные интересы других лиц на пользование необходимыми объектами общего пользования в соответствии с градостроительными нормативами.

При этом из положений статей 41, 42, 43 Градостроительного кодекса РФ следует, что существующие красные линии, а также линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, подлежат нанесению и выделению на утвержденном в установленном порядке проекте планировке территории, являющимся основой для разработки проектов межевания территорий.

Согласно пункту 4.1 Инструкции "О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", принятой Постановлением Госстроя России от 06.04.1998 N 18-30, проект красных линий является составной и утверждаемой частью проекта планировки, входящей в состав градостроительной документации.

Однако документы государственного кадастрового учета не содержат сведении о том, что спорный земельный участок находится в границах красных линий, а также, что данный земельный участок (либо его часть) имеет правовой режим земель общего пользования.

В связи с вышеизложенным правовых оснований для отказа в предоставлении в собственность земельного участка у ответчика не имелось.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан №629 от 29.12.2014г. утвержден порядок определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках, устанавливающий льготную цену выкупа земельных участков для собственников зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО13, ФИО2, ФИО4, ФИО3 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности подготовить проект договора купли-продажи земельного участка по выкупной цене удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: РБ, г.Уфа, Кировский район, <адрес>, с кадастровым номером 02:55:011010:6, площадью 888 кв.м., по выкупной цене в размере 3% от кадастровой стоимости земельного участка и направить для подписания: с ФИО1 на 465/2000 доли, с ФИО2 - на 465/2000 доли, с ФИО3 - на 124/1000 доли, с ФИО4 на 411/1000 доли.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы.

Председательствующий Р.Р. Зайдуллин

2-4636/2015 ~ М-3791/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гайсина Ф.Г.
Насыров Р.Г.
Валиуллина Ф.З.
Максютова Р.М.
Ответчики
АГО г. Уфа РБ
Суд
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
Судья
Зайдуллин Р.Р.
Дело на странице суда
kirovsky--bkr.sudrf.ru
16.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.04.2015Передача материалов судье
17.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.05.2015Предварительное судебное заседание
26.05.2015Судебное заседание
26.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.09.2015Дело оформлено
15.02.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее