Р Е Ш Е Н И Е № 370
Именем Российской Федерации
30 апреля 2013 года город Североморск
Североморский гарнизонный военный суд под председательством судьи Кормушкина А.В., при секретаре Большакове А.В., с участием помощника военного прокурора Североморского гарнизона <данные изъяты> Казнина И.А., заявителя Иванова С.В. и его представителя Чебыкина Н.В., а также представителя командира войсковой части № Кононца А.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части № <данные изъяты> запаса Иванова С. В. об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации, руководителя Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее – ФКУ «ЕРЦ МО РФ») и командира войсковой части №, связанных с порядком увольнения с военной службы,
у с т а н о в и л:
Иванов через своего представителя обратился в суд с заявлением, в котором просит обязать Министра обороны Российской Федерации отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ № в части его увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части №, восстановить с момента исключения в ранее занимаемой должности до обеспечении жильем по избранному месту жительства, а руководителя ФКУ «ЕРЦ МО РФ» и командира войсковой части № – обеспечить положенными видами довольствия.
Министр обороны Российской Федерации и руководитель ФКУ «ЕРЦ МО РФ», надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыли, о причинах неявки суд не уведомили.
В судебном заседании Иванов и его представитель Чебыкин, в обосновании требований, каждый в отдельности, показали, что действующее законодательство предусматривает увольнение с военной службы без обеспечения жильем только при наличии соответствующего согласия военнослужащего, которого заявитель не давал. В настоящее время он проживает в квартире, которая предоставлена на время прохождения военной службы и не является жилым помещением для постоянного проживания.
Представитель командира войсковой части № Кононец в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявления Иванова, пояснив, что увольнение и исключение заявителя из списков личного состава части произведено на законных основаниях, поскольку тот уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и избрал место жительства, отличное от места прохождения военной службы. Иванов в настоящее время проживает в отдельной квартире и состоит в списках нуждающихся в получении жилых помещений после увольнения в избранном месте жительства, то есть его право на обеспечение жильем не нарушено.
Заслушав объяснения сторон, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявления Иванова, исследовав материалы дела, военный суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании, Иванов проходил военную службу по контракту в войсковой части №. Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № он был уволен с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе (пп. «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»), а с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава воинской части. Выслуга военной службы заявителя в календарном исчислении составила более 22 лет.
Согласно справке формы № 9 Муниципального бюджетного учреждения «Паспортно-учетная служба» от ДД.ММ.ГГГГ №, Иванов с ДД.ММ.ГГГГ по месту прохождения службы обеспечен отдельной служебной однокомнатной квартирой, общей площадью 30,9 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, где с ним зарегистрированы и проживают дочь и сын.
Из листа беседы от ДД.ММ.ГГГГ с командиром войсковой части № видно, что Иванов изъявил желание быть уволенным в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе только после предоставления ему жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в <адрес>.
Решением начальника отдела № ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Иванов признан нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному после увольнения месту жительства на состав семьи из 2-х человек.
В соответствии с п. 14 ст. 15 и п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения они обеспечиваются жильем по избранному месту постоянного жительства федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что законодатель связывает невозможность увольнения военнослужащих указанной категории только в случае необеспечения их жилыми помещениями по последнему месту военной службы. Предоставление жилья по избранному месту постоянного жительства такого ограничения не содержит. Об этом прямо указано в п. 13 ст. 15 Закона, согласно которому военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а также увольняемые с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Данная норма также нашла свое отражение в п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 (далее - Положение), согласно которому при желании названных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 23 Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации утвержденной приказ Министра обороны РФ от 30 сентября 2002 года № 350, на военнослужащего, подлежащего увольнению с военной службы, оформляется представление к увольнению с военной службы, которое подписывается непосредственным (прямым) командиром (начальником) от командира полка, отдельного батальона, им равных и выше. Представление и другие необходимые документы для увольнения военнослужащего с военной службы направляются по команде в адрес кадрового органа командира (начальника), имеющего право издания приказа об увольнении данного военнослужащего.
Согласно п. 24 ст. 34 Положения, военнослужащий, уволенный с военной службы, должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы.
Анализируя вышеизложенное, военный суд приходит к выводу, что требования Иванова удовлетворению не подлежат, а указанные в поданном в суд заявлении и изложенные в судебном заседании обстоятельства и доводы заявителя, правового значения не имеют и не могут быть приняты во внимание судом по следующим основаниям.
Так, уволенный по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, заявитель в настоящее время обеспечен жилым помещением по последнему месту службы, а также состоит в списках нуждающихся в получении жилых помещений по избранному месту жительства после увольнения с военной службы.
Кроме того, как усматривается из материалов дела, у органов военного управления отсутствовали основания для оставления заявителя на военной службе и в списках личного состава воинской части.
При этом необходимо отметить, что в материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о том, что в период прохождения военной службы Иванов обращался к командованию части либо в уполномоченный орган жилищного обеспечения Министерства обороны РФ с заявлением об улучшении жилищных условий по месту службы. Более того, в судебном заседании сам заявитель пояснил, что с вопросом об улучшении своих жилищных условий по месту прохождения военной службы он никогда к командованию не обращался, а настаивал лишь на его увольнении после получения жилья в избранном месте жительства.
Одновременно суд не оспаривает право заявителя на обеспечение жильем по избранному месту жительства и считает, что он может получить его и после исключения из списков личного состава части. При этом из занимаемой квартиры заявитель не может быть выселен в соответствии с п. 5 Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или муниципальным образованием, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 года № 487.
Таким образом, каких либо нарушений порядка представления к увольнению заявителя с военной службы в судебном заседании не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 198 и 258 ГПК РФ, военный суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявления Иванова С. В. – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Североморский гарнизонный военный суд в течение месяца.
Копия верна:
Председательствующий по делу А.В. Кормушкин