Дело № 2-365/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 февраля 2019 года г. Щелково
Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Разумовской Н.Г.,
при секретаре судебного заседания Козловой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Левашовой ФИО5 к Администрации муниципального образования городской округ Лосино-Петровский Московской области, об обязании совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца,
УСТАНОВИЛ:
Левашова Л.М. обратилась в Щелковский городской суд с иском к Администрации городского округа Лосино-Петровский Московской области, об обязании провести аукцион на право заключения договора аренды либо подготовить проект договора аренды земельного участка, указав в обоснование иска, что 01.10.2014 года она обратилась в Администрацию ЩМР МО с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка с кадастровым номером № для индивидуального жилищного строительства, площадью 800 кв.м, расположенного в границах населенного пункта по адресу: <адрес>.
25 мая 2015г. на официальном сайте администрации Щелковского муниципального района было опубликовано извещение, в соответствии с которым, спорный земельный участок указан как возможный к предоставлению в аренду. Согласно извещению, срок окончания приема заявок был установлен 23.06.2015г. На момент обращения в суд прошло более трех лет (с даты окончания приема заявок), однако, каких бы то ни было ответов либо уведомлений о дате торгов, в нарушение норм действующего законодательства она не получила. 15.06.2016 года истец обращалась в Администрацию ЩМР МО с письмом, в котором просила сообщить информацию о торгах, либо подготовить договор аренды указанного земельного участка. Из полученного ответа ей стало известно о том, что в течение 30 дней с момента размещения извещения о предоставлении в аренду спорного земельного участка с соответствующими заявлениями о намерении участвовать в аукционе по продаже права аренды данного земельного участка обратилось 10 человек. Администрацией ЩМР МО проводятся необходимые мероприятия для подготовки аукциона. После получения всех необходимых документов Администрация ЩМР МО обеспечит опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном законом. Она неоднократно устно обращалась в Администрацию по вопросу проведения аукциона, однако получала ответы, о том, что все необходимые документы для проведения аукциона еще не подготовлены.
В соответствии с Законом Московской области № 69/2018-ОЗ от 23.05.2018 года от 23.05.2018 года городское поселение Свердловский Щелковского муниципального района было объединено с городским округом Лосино-Петровский Московской области. Органы местного самоуправления городского округа Лосино-Петровский Московской области являются правопреемниками органов местного самоуправления поселений. В связи с указанными изменениями закона Московской области 25 июля 2018 года она обратилась уже в Администрацию городского округа Лосино-Петровский Московской области с заявлением о заключении с ней договора аренды спорного земельного участка. Согласно полученного ответа исх. № от 28.09.2018 года, истцу отказано в предоставлении спорного земельного участка в аренду без проведения торгов и рекомендовано обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка на торгах.
Истец считает, что данный ответ является незаконным. Её заявление Администрацией городского округа Лосино-Петровский Московской области по существу не рассмотрено. Администрация незаконно уклоняется от предоставления спорного земельного участка в аренду путем проведения торгов, либо, в случае отсутствия иных заявлений, заключения со мной соответствующего договора аренды.
В судебном заседании представитель истца - Веселова Ж.А., действующая на основании доверенности (копия в деле), исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - Администрации муниципального образования городского округа Лосино-Петровский Московской области, действующая на основании доверенности (копия в деле), возражала против заявленных требований, просила суд отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменном возражении.
Представитель третьего лица - Администрации городского округа Щелково Московской области, действующая на основании доверенности (копия в деле), возражала против заявленных требований, просила суд отказать в их удовлетворении в связи с тем, что предоставление земельных участков, проведение аукциона и заключение договора аренды земельных участков является правом администрации, а не ее обязанностью. Считает, что суд не вправе обязать администрацию совершить указанные действия.
Выслушав представителя истца, доводы представителя ответчика и представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.ст. 8, 9 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые, хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им права.
В соответствии с положениями ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Так как правоотношения сторон относительно предмета настоящего спора возникли в 2014 году, то есть до вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 года № 171-ФЗ, вступившего в силу с 01.03.2015 года, то в данном случае подлежат применению нормы земельного законодательства, а именно, ст.ст. 28-34 ЗК РФ, действовавшие на тот момент.
Предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу ст. 29 ЗК РФ (действовавшей до 01.03.2015 года) осуществлялось на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 ЗК РФ.
В соответствии с п. 6 4.1 ст. 2 Закона Московской области от 24.07.2014 года N 107/2014-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области», органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Согласно ч. 2 ст. 3 указанного Закона, органы местного самоуправления обязаны при реализации указанных полномочий представлять на согласование в уполномоченный орган проекты решений, договоров и соглашений, в сроки и порядке, установленном уполномоченным органом. При этом, исходя из положений ч. ч. 1, 2 ст. 4 Закона Московской области от 24.07.2014 года N 107/2014-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области», уполномоченные органы при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий вправе координировать деятельность органов местного самоуправления по вопросам осуществления государственных полномочий; при осуществлении органами местного самоуправления указанных государственных полномочий давать органам местного самоуправления указания, обязательные для исполнения.
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ (действовавшей до 01.03.2015 года), органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: - принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; - уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; - обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно ст. 30 п. 4 ЗК РФ (действовавшей до 01.03.2015 года), предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) проведение работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение)); принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); 3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка; 4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Из материалов дела усматривается, что 01.10.2014 году истец Левашова Л.М. обратилась в Администрацию ЩМР МО с заявлением о предоставлении ей в аренду спорного земельного участка с кадастровым номером № что подтверждается копией заявления. Данных о том, что земельный участок был ей предоставлен решением Администрации, суду не представлено.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка, спорный земельный участок был сформирован в качестве объекта земельных правоотношений, его границы установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, участок имеет кадастровый № и площадь 800 +/- 20 кв. м.
25 мая 2015 г. на официальном сайте администрации Щелковского муниципального района Московской области было опубликовано извещение №, в соответствии с пунктом 23 которого, спорный земельный участок указан как возможный к предоставлению в аренду. Согласно извещению срок окончания приема заявок установлен 23.06.2015г.
15.06.2016 года Левашова Л.М. обратилась в Администрацию ЩМР МО с письмом, в котором просила сообщить информацию о торгах либо подготовить договор аренды спорного земельного участка.
Из представленного в материалы дела ответа (документ создан в электронной форме № от 12.07.2016 года) следует, что течение 30 дней с момента размещения извещения о предоставлении в аренду спорного земельного участка с соответствующими заявлениями о намерении участвовать в аукционе по продаже права аренды данного земельного участка обратилось 10 человек. Администрацией Щелковского муниципального района МО проводятся необходимые мероприятия для подготовки аукциона. После получения всех необходимых документов Администрация Щелковского муниципального района МО обеспечит опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном законом.
Со слов истца, она неоднократно устно обращалась в Администрацию Щелковского муниципального района по вопросу проведения аукциона, однако получала ответы, о том, что все необходимые документы для проведения аукциона еще не подготовлены.
На запрос суда о предоставлении документов, связанных с формированием земельного участка, проведением торгов поступил ответ, что таких документов в Администрации нет. У третьего лица имеется только Постановление № от 07.08.2014 года об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, которое было представлено в материалы дела.
Представитель третьего лица на вопрос представителя истца дала пояснения, что администрация документы по проведению торгов либо аукциона не готовила, у них нет данных о лицах, обратившихся с заявлениями о намерении участвовать в аукционе по продаже права аренды спорного земельного участка. Представитель третьего лица также пояснила, что им не известно о предоставлении спорного участка кому-либо, об оформлении на него прав.
В соответствии с Законом Московской области № 69/2018-ОЗ от 23.05.2018 года от 23.05.2018 года городское поселение Свердловский Щелковского муниципального района было объединено с городским округом Лосино-Петровский Московской области. Органы местного самоуправления городского округа Лосино-Петровский Московской области являются правопреемниками органов местного самоуправления поселений.
В связи с указанными изменениями закона Московской области 25 июля 2018 года Левашова Л.М. обратилась в Администрацию городского округа Лосино-Петровский Московской области с заявлением о заключении с ней договора аренды спорного земельного участка.
Согласно полученного ответа исх. № от 28.09.2018 года, истцу отказано в предоставлении спорного земельного участка в аренду без проведения торгов и рекомендовано обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка на торгах.
Как следует из письменных возражений Администрации городского округа Лосино-Петровский Московской области, Левашовой надлежит отказать в удовлетворении заявленных требований. В качестве основания для отказа указывает, пункт 1 ст. 34 ФЗ № 171-ФЗ от 23.06.2014 года, согласно которому до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Решение о предварительном месте размещения объекта с утверждением схемы расположения спорного земельного участка было принято 07.08.2014 года, что подтверждается представленным в материалы дела Постановлением № от 07.08.2014 года.
Обращение Левашовой Л.М. от 25.07.2018 года о предоставлении ей земельного участка к ответчику не является первичным обращением. Поэтому ссылка ответчика на то, что истец обратился к нему с заявлением о предоставлении спорного земельного участка по истечении трех лет с момента утверждения схемы расположения земельного участка несостоятельна, и не может быть принята судом как основание отказа в иске.
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ (действовавшей до 01.03.2015 года), органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В данном деле Администрация Щелковского муниципального района, как орган обеспечивавший управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении не соблюла принципы справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления спорного земельного участка.
Кроме заявления Левашовой Л.М. суду не представлено иных заявлений о предоставлении спорного земельного участка, о намерении участвовать в аукционе по продаже права аренды в отношении него, о которых сообщалось ей в переписке. Как пояснил представитель третьего лица, администрация не осуществляла подготовку к торгам либо аукциону по продаже права аренды спорного земельного участка.
В связи с чем суд приходит к выводу о том, что Левашова Л.М. была введена в заблуждение относительно проводимых администрацией Щелковского муниципального района мероприятий по подготовке к торгам либо аукциону. Она не могла и не должна была предполагать, что ответы Администрации не соответствуют действительности.
О нарушении своих прав Левашова Л.М. узнала только из ответа исх. № от 28.09.2018 года на свое заявление от 25.07.2018 года.
Суду не представлено иных заявлений, кроме заявления истца о предоставлении спорного земельного участка, о намерении участвовать в аукционе по продаже права аренды в отношении него, о которых сообщалось ей в переписке, поэтому суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении части заявленных требований, а именно об обязании администрации провести аукцион на права заключения договора аренды спорного земельного участка. В остальной части суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Левашовой ФИО6 - удовлетворить частично.
Обязать Администрацию городского округа Лосино-Петровский Московской области подготовить проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером № для индивидуального жилищного строительства, площадью 800 кв.м., расположенного в границах населенного пункта по адресу: <адрес> в трех экземплярах, подписать их и направить Левашовой Любови Михайловне в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Н.Г. Разумовская