Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 июля 2020 года город Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе
председательствующего судьи Левиной С.А.
с участием помощника прокурора Сызранского района Самарской области Ерух О.В.
при секретаре Варламовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1872/2020 по административному иску Прокурора Сызранского района Самарской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет» запрещенной,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> Самарской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском о признании распространяемой в сети «Интернет» на интернет-странице * * * информации запрещенной в РФ, ссылаясь на то, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения федерального законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации. В ходе мониторинга выявлен * * * на страницах которого в открытом доступе без ограничения на передачу, копирование и распространение размещены сведения о продаже электроудочки. Владельцев доменного имени и * * * собственника доменного имени, лиц, разместивших информацию на страницах указанного сайта, установить не представилось возможным. Установлено, что вход на страницы сайта свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного сайта и воспользоваться расположенным на странице предложением может любой Интернет-пользователь. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует. Пунктами 1, 6 статьи 10 Федерального закона от <дата> № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации) установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Статьей 8.37 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушения правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира. Кроме того, ч. 1 ст. 256 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов, в том числе, если это деяние совершено с применением электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов. Согласно ст. 26 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» запрещается ввоз на территорию Российской Федерации рыболовных сетей из синтетических материалов, электроловильных систем. Согласно Перечню запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации № *** от <дата>, к запрещенным товарам отнесены электроловильные системы и устройства, состоящие из электрических генераторов сигналов, с подсоединенными проводниками и аккумулятором (батареей), совместно выполняющие функцию добычи (вылова) водных биологических ресурсов посредством электрического тока. Электроудочка в соответствии с действующим законодательством является запрещенным орудием лова и способом массового истребления обитателей водоемов. Использование электроудочки наносит неконтролируемый ущерб окружающей среде, причиняя вред экологии Российской Федерации. Таким образом, размещение данной информации нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, поскольку использование электроудочки влечет за собой уничтожение биологических ресурсов, животного мира, следовательно, во исполнение действующего законодательства, информация, расположенная на странице * * * должна быть признана запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Согласно официального сайта Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по состоянию на день проверки, вышеуказанный Интернет- ресурс не внесен в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. При подготовке настоящего заявления в суд возможности получения сведений о владельце вышеуказанного Интернет-ресурса исчерпаны. В информации, размещенной на сайте, сведения о владельце страницы отсутствуют; с помощью доступного сервиса * * * и проверочными мероприятиями органа полиции установить местонахождение ответчика не представлюсь возможным Нахождение в открытом доступе в сети Интернет подобной информации нарушает права Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в связи с чем, прокурор <адрес> Самарской области обратился в суд с данным административным иском.
В судебном заседании помощник прокурора Сызранского района Самарской области Ерух О.В. административный иск поддержала, привела доводы, изложенные выше.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, возражений не представил, суд определил рассмотреть дело без его участия.
Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, суд находит административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 03.04.2020) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации, либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: 1) информацию, свободно распространяемую; 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается (ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 149-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 15 указанного Федерального закона предусмотрено, что на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ).
Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статья 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусматривает возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Судом установлено, что прокуратурой Сыранского района проведена проверка исполнения федерального законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации.
В ходе мониторинга выявлен * * * на страницах которого в открытом доступе без ограничения на передачу, копирование и распространение размещены сведения о продаже электроудочки.
Установлено, что вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на этом сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует. Вышеуказанный сайт предлагает приобрести электроудочки
Указанные обстоятельства подтверждаются скриншотами с сайта, запросами прокуратуры Сызранского района Самарской области в адрес начальника ОП № 34 МУ МВД России «Сызранское» от 29.06.2020 об установлении владельца сайта, сообщением начальника ОП № 34 МУ МВД России «Сызранское» от 30.06.2020 о невозможности установить владельцев вышеуказанного сайта.
Как следует из ч. 1, 3 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать иные требования законодательства.
Статьей 8.37 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушения правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира
Частью 1 ст. 256 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов, в том числе если это деяние совершено с применением электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов.
Согласно ст. 26 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» запрещается ввоз на территорию Российской Федерации рыболовных сетей из синтетических материалов, электроловильных систем.
Согласно Перечню запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 года № 694, к запрещенным товарам отнесены электроловильные системы и устройства, состоящие из электрических генераторов сигналов, с подсоединенными проводниками и аккумулятором (батареей), совместно выполняющие функцию добычи (вылова) водных биологических ресурсов посредством электрического тока.
Электроудочка в соответствии с действующим законодательством является запрещенным орудием лова и способом массового истребления обитателей водоемов. Использование электроудочки наносит неконтролируемый ущерб окружающей среде, причиняя вред экологии Российской Федерации.
Вместе с тем, сведения, размещенные в сети «Интернет» на странице http://kama-electrofish.com не содержат указаний на противоправность действий по использованию электроудочки, побуждают неопределенный круг лиц к совершению запрещенных законодательством деяний.
Таким образом, размещение данной информации нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, поскольку использование электроудочки влечет за собой уничтожение биологических ресурсов, животного мира, следовательно, во исполнение действующего законодательства, информация, расположенная на сайте * * * быть признана запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Согласно официального сайта Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по состоянию на день проверки, вышеуказанный интернет-ресурс не внесен в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию распространение которых в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с п. 1 «Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее – Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> N 1101 (ред. от 18.02.2020). Единая автоматизированная информационная система (далее - единый реестр) создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Пунктами 2,3,5 вышеуказанных Правил предусмотрено, что создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Ведение единого реестра осуществляется в электронной форме в ежедневном круглосуточном режиме.
Основанием для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие запрещенную информацию, являются: решения следующих уполномоченных федеральных органов исполнительной власти: Министерство внутренних дел Российской Федерации; Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций; Федеральная налоговая служба; Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка; Федеральное агентство по делам молодежи.
С учетом требований Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", информация, размещенная на сайте* * * подлежит запрету к распространению на территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, требования Прокурора Сызранского района Самарской области в интересах Российской Федерации, а также неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет» на сайте: http://kama-electrofish.com запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ч.3 ст. 265.5 КАС РФ, копии решения суда направляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, общественных объединений и религиозных организаций, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, иным лицам, участвующим в деле, в порядке, установленном статьей 182 настоящего Кодекса.
В силу ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 262-264 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск прокурора <адрес> Самарской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет» запрещенной - удовлетворить.
Признать запрещенной на всей территории Российской Федерации информацию, размещенную в свободном доступе в сети «Интернет» * * *
Копию решения суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения сетевого адреса * * * в Единый реестр доменных имен указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца.
Судья Левина С.А.
Мотивированное решение изготовлено 05.08.2020
Судья Левина С.А.