Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 26 октября 2015 года
К. районный суд К. <адрес> в составе
председательствующего Носова Д.В.
при секретаре Ковтун А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Болотовой А. С. к Управлению финансов <адрес>, Управлению Г. хозяйства <адрес>, П. К. <адрес> о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Болотова А.С. обратилась в суд с иском к Управлению финансов <адрес> о возмещении убытков, причиненных незаконным привлечением к административной ответственности в сумме 4230,85 руб., включающих понесенные расходы в размере 2000 руб. за консультацию и написание жалобы в суд на постановление по делу об административном правонарушении, 2000 руб. – за написание настоящего искового заявления и 230,85 руб. – расходы на эксплуатацию транспортного средства для проезда к месту проведения судебных заседаний и посещения адвоката. Также истица просила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.
В обоснование иска Болотова А.С. указала, что постановлением административной комиссии муниципального образования «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ она признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 1.26 Закона К. <адрес> «Об административных правонарушениях», которое решением судьи К. районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения. При производстве по делу она понесла указанные в иске расходы, а также испытала нравственные страдания.
В ходе рассмотрения дела к участию в нем в качестве соответчика привлечено П. К. <адрес> и третьего лица Г. управа <адрес>.
В судебном заседании Болотова А.С. поддержала требования, просила их удовлетворить.
Представитель П. К. <адрес> по доверенности Лобачева М.В., считая требования необоснованным, просила отказать в удовлетворении иска, ссылаясь при этом на положения Устава муниципального образования «<адрес>», бюджетного и гражданского законодательства, а также порядок формирования и обеспечения деятельности административных комиссий, считала надлежащим ответчиком по делу казну муниципального образования «<адрес>» в лице Управления финансов <адрес>.
Ответчики Управление финансов <адрес>, Управление Г. хозяйства <адрес> и третье лицо Г. Управа <адрес>, извещавшиеся надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
В судебном заседании установлено, что постановлением административной комиссии муниципального образования «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ Болотова А.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 1.26 Закона К. <адрес> «Об административных правонарушениях в К. <адрес>» и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
Решением судьи К. районного суда К. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ данное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В соответствие со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или должностных лиц.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Пунктом 5 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях отнесено создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 1.3.1 КоАП РФ предусмотрено, что законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями по решению указанного вопроса.
Административные комиссии в К. <адрес> создаются на основании Закона К. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ №) «О создании административных комиссий».
Статьей 5.1 Закона К. <адрес> № предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления муниципальных районов и Г. округов отдельными государственными полномочиями по созданию административных комиссий.
Согласно ст. 6 Закона К. <адрес> № в случае передачи полномочий по созданию административных комиссий, такие комиссии создаются исполнительно-распорядительными органами муниципальных районов и Г. округов, т.е. органами местного самоуправления.
Полномочия по созданию административных комиссий в муниципальных районах и Г. округах К. <адрес> переданы органам местного самоуправления на основании пункта 25 части 1 статьи 1 Закона К. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ №) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и Г. округов К. <адрес> отдельными государственными полномочиями» (далее - Закон К. <адрес> №).
Из пункта 23 приложения № к Закону К. <адрес> № следует, что органы местного самоуправления Г. округа «<адрес>» наделены полномочиями по созданию административных комиссий.
Статьей 2 Закона К. <адрес> № предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
В соответствиями с пунктом 1 статьи 140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Распределение субвенций между местными бюджетами осуществляется в соответствии с едиными для соответствующего вида субвенций методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации, с учетом требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, устанавливающих порядок финансового обеспечения переданных ими отдельных полномочий (см. раздел XXVI приложения № к Закону К. <адрес> №).
На основании статьи 14 Закона К. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» субвенции на осуществление государственных полномочий по созданию административных комиссий в муниципальных районах и Г. округах К. <адрес> на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов распределены в полном объеме, в том числе на муниципальное образование Г. округ «<адрес>».
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Устава муниципального образования «<адрес>» Г. Управа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами К. <адрес>.
На основании Положения об управлении финансов <адрес>, утвержденного постановлением Г. Д. Г. округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, управление финансов <адрес> является органом Г. Управы <адрес>, обладает исполнительно-распорядительными и контрольными полномочиями, отнесенными к его ведению, является юридическим лицом.
Согласно Решению Г. Д. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О бюджете муниципального образования «<адрес>» на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» Управление финансов <адрес> является одним из главных администраторов доходов бюджета, в том числе в отношений субвенций бюджету Г. округа на выполнение передаваемых полномочий субъекта Российской Федерации.
На основании Закона К. <адрес> № и Закона № для и на период осуществления переданных государственных полномочий на территории муниципального образования «<адрес>» постановлением Г. Управы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПИ созданы 13 административных комиссий.
Административная комиссия № Г. округа «<адрес>», создана постановлением Г. Управы, представляет собой коллегиальный орган для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами К. <адрес>, не является юридическим лицом, не имеет отдельного финансирования, все финансовые обязательства, вытекающие из деятельности административной комиссии должны нести соответствующие главные распорядители бюджетных средств, финансирующие ее деятельность, т.е. органы местного самоуправления.
Таким образом, административная комиссия № муниципального образования «<адрес>» является органом, созданным муниципалитетом для исполнения возложенных на него обязанностей, следовательно, деятельность административных комиссий является деятельностью органов местного самоуправления.
Согласно пункту 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации средства местного бюджета, являющиеся муниципальной собственностью, составляют казну муниципального образования.
В соответствии со ст. 15 Бюджетного кодекса РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
При этом источниками формирования доходной части, в том числе местного бюджета, являются собственные доходы бюджета, налоговые доходы, неналоговые доходы, доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений.
Согласно ч. 5 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации (в части бюджетов поселений, бюджетов муниципальных районов, бюджетов Г. округов, бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), а также денежных взысканий (штрафов), установленных правовыми актами органов местного самоуправления Г. поселений, сельских поселений, муниципальных районов, Г. округов, Г. округов с внутригородским делением, внутригородских районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт- Петербурга и Севастополя, подлежат зачислению соответственно в бюджеты Г. поселений, бюджеты сельских поселений, бюджеты муниципальных районов, бюджеты Г. округов, бюджеты Г. округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских районов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по нормативу 100 процентов.
Следовательно, денежные средства по взысканию штрафов, налагаемых административной комиссией № Г. округа «<адрес>» подлежат зачислению в бюджет Г. округа «<адрес>» и являются составной частью доходов местного бюджета.
В соответствии с приложением № к решению Г. Д. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Управление финансов <адрес> является главным администратором доходов местного бюджета от предоставления на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, относящихся к собственности Г. округов.
Таким образом, муниципальное образование обладает собственными доходами, имуществом, за счет которого возможно возмещение предъявленных истцом убытков.
С учетом изложенного, суд, признавая надлежащим ответчиком по настоящему делу казну муниципального образования «<адрес>» в лице Управления финансов <адрес>, приходит к выводу о взыскании понесенных истицей убытков в размере 2000 руб. за консультацию и написание жалобы в суд на постановление по делу об административном правонарушении.
Кроме того, согласно статье 151 Гражданского кодекса РФ моральный вред (физические или нравственные страдания) подлежит возмещению в случае, если он причинен гражданину в результате действий, нарушающих его личные неимущественные права либо посягающих на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, когда это предусмотрено законом.
Статьей 1069 Гражданского кодекса РФ предусмотрена ответственность за вред, причиненный незаконными действиями государственных органов, органов местного самоуправления и их должностными лицами. Однако диспозиция данной статьи не содержит оснований компенсации морального вреда за незаконное привлечение к административной ответственности и назначение наказания в виде административного штрафа.
Согласно статье 1100 данного Кодекса компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ (абзац третий).
Названная норма не содержит такого основания для компенсации морального вреда как привлечение к административной ответственности и назначение наказания в виде административного штрафа.
Материалы дела не содержат доказательств, позволяющих утверждать, что в отношении Болотовой А.С. при производстве по делу об административном правонарушении были применены меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Поскольку законом не предусмотрена компенсация морального вреда лицу, незаконно привлеченному к административной ответственности и подвергнутому наказанию в виде административного штрафа, то иск в части требования о денежной компенсации морального вреда не подлежит удовлетворению, а равно в части иных расходов, поскольку доказательств объективно подтверждающих несение этих расходов в связи с защитой нарушенного права и их необходимость не представлено.
В соответствии с требованиями ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию пропорционально размеру удовлетворенных требований расходы на оказание юридических услуг в размере 1795,40 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Болотовой А. С. удовлетворить частично.
Взыскать с казны муниципального образования «<адрес>» в лице Управления финансов <адрес> в пользу Болотовой А. С. убытки в сумме 2000 рублей, судебные расходы в сумме 1795 рублей 40 копеек.
В удовлетворении остальной части иска Болотовой А.С. – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в К. областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через К. районный суд К. <адрес>.
Председательствующий: Д.В. Носов
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.