Решение по делу № 2-24/2018 (2-683/2017;) ~ М-627/2017 от 01.12.2017

Дело № 2-24/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Горняк 11 января 2018 г.

Локтевский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Шелкова Д.Ю.,

при секретаре Мироненко О.В.,

с участием истицы ФСС, представителя ответчика администрации Самарского сельсовета АГН,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ФСС к администрации Самарского сельсовета Локтевского района Алтайского края о признании права общей долевой собственности на земельный участок из числа земель сельскохозяйственного назначения,

УСТАНОВИЛ:

В Локтевский районный суд с исковым заявлением к администрации Локтевского района Алтайского края, администрации Самарского сельсовета Локтевского района Алтайского края о признании права общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения обратилась ФСС

В обоснование своих исковых требований указала, что она является наследником умершей ДД.ММ.ГГГГ ШЛА. ШЛА проработала в колхозе им.<адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Проживала в с.Самарка Локтевского района Алтайского края.

В соответствии с Указом Президента РФ № 213 от 02.03.1992 года «О порядке установления норм бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» и постановлением Правительства РФ № 708 от 04.09.1992 года «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организации агропромышленного комплекса», право на получение земельной доли имеют: постоянные работники хозяйства (в том числе уволенные по сокращению численности после 1 января 1992 года), пенсионеры хозяйства, проживающие на его территории, работники социальной сферы на селе (организаций здравоохранения, культуры, быта, связи, общепита, образования), временно отсутствующие работники.

В 1995 году при перераспределении земель сельскохозяйственного назначения по колхозу им.<адрес>, установлено, что правление колхоза не имеет возможности подать списки на земельные паи по состоянию на 01.01.1992 года, в связи с усиленной миграцией населения в ФРГ. Так было установлено, в части определения количество работников социальной сферы следующее: из 338 членов колхоза на 01.01.1992 года, на 01.07.1995 года в колхозе работало лишь 30 человек, из 136 пенсионеров на 01.07.1995 года проживало 24 человека, из 117 работников социальной сферы – 5 человек. И того из 641 человека бывших на 01.01.1992 года по 01.07.1995 года на территории села осталось 59 человек. Всего на 01.07.1995 года в колхозе числилось 283 человека в т.ч.224 человека имеющих стаж менее 2,5 лет. Кроме того, на территории села проживало 100 пенсионеров, не бывших членами колхоза и 40 человек работников социальной сферы (данный факт подтверждается заявлением председателя колхоза ГЯЯ, адресованное председателю районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству Локтевского района Алтайского края АЮА).

В соответствии с вышеуказанным заявлением было принято решение правления колхоза им.Калинина от ДД.ММ.ГГГГ о разделе пахотных земель по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Земельным паем наделить всех колхозников, имеющих стаж работы в колхозе не менее года, пенсионеров, бывших членами колхоза и работников социальной сферы, имеющих стаж работы не менее года (выписка из решения правления колхоза им. от ДД.ММ.ГГГГ прилагается).

Считает, что в соответствии с вышеуказанным решением правления колхоза им., ШЛА имела право на получение земельной доли в собственность бесплатно. Данный факт подтверждается следующими фактами: стаж работы ШЛА в колхозе им.<адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил более одного года (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) и с данного времени являлась пенсионеркой. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ проживала на территории с. Самарка Локтевского района Алтайского края. Так же считает, что она ошибочно пропущена в списках на получение земельного пая в колхозе им Локтевского района Алтайского края. Земельная доля по колхозу им.<адрес>, составляет 23,6 га, с оценкой 455,5 баллогектаров, из которых пашня - 19,8 га, пастбище - 3,8 га.

В настоящее время на территории Самарского сельсовета Локтевского района Алтайского края (бывшего колхоза им.) имеются невостребованные земельные доли (свободные паи). Данные факт подтвержден решением собрания дольщиков от ДД.ММ.ГГГГ «Определение месторасположения земельного массива невостребованных земельных долей». До настоящего времени, право собственности на невостребованные земли ни за кем не признано.

Считает, что в этих невостребованных долях есть и земельная доля умершей ШЛА, на которую она как наследник умершей ШЛА имеет право собственности. Но воспользоваться правом собственности на земельную долю не имеет возможности, так как предъявить в нотариальную контору правоустанавливающий документ на земельную долю, принадлежащую ШЛА, она не имеет возможности, в связи с отсутствием таковых. Для подтверждения права общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на территории Самарского сельсовета Локтевского района Алтайского края (бывший колхоз имени Калинина), вынуждена обратиться в суд

Просит признать в порядке наследования право собственности за ФСС на земельный участок в размере 23.6 га, что составляет 455,5 баллогектар в праве обще долевой собственности из земель сельскохозяйственного назначения (земельная доля включает в себя 19,8 га пашни, 3,8 га пастбищ), расположенные на территории МО Самарского сельсовета Локтевского района Алтайского края».

Истец ФСС в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям указанным в иске.

Представитель ответчика администрации Самарского сельсовета Локтевского района АГН в судебном заседании не возражала относительно удовлетворения заявленных исковых требований, однако показала суду, что умершая ШЛА не числится в списках лиц имеющих право на получение земельного пая.

Представитель ответчика администрации Локтевского района Алтайского края в судебное заседание не явился, был надлежаще уведомлен о времени и месте судебного заседания, причин неявки суду не представил.

Представитель третьего лица «Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, был надлежаще уведомлен о времени и месте судебного заседания, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Судом определено продолжить рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

Основными нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу земельной реформы в России являлись - Конституция РСФСР, Закон РСФСР от 23.11.1990 № 374-1 «О земельной реформе», Закон РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 «О собственности в РСФСР», Закон РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Земельный кодекс РСФСР от 25.04.1991, Закон Российской Федерации от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю».

Конкретные положения и порядок реализации земельной реформы содержались и регулировались подзаконными нормативными правовыми актами, в частности Указами Президента Российской Федерации от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»; от 27.10.1993 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»; Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и от 04.09.1992 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», а также ведомственными актами Минсельхоза России и Роскомзема (Рекомендации Роскомзема от 11.08.1992 № 570 по применению основных положений Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»; Рекомендации по реорганизации колхозов и совхозов (утв. Минсельхозом Российской Федерации 14.01.1992, приложение 1 к Рекомендациям Роскомзема от 11.08.1992 № 570).

В развитие положений Закона «О земельной реформе» Президентом Российской Федерации 27.12.1991 принят Указ № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» (далее по тексту – Указ № 323), п. 1 которого предписывалось приватизацию земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществлять в соответствии с действующим законодательством и настоящим Указом. Пункт 3 Указа № 323 устанавливал правило, согласно которому колхозы и совхозы были обязаны в 1992 году провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и перерегистрироваться в соответствующих органах.

В соответствии с п. 6 Указа № 323 коллективам совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, до 01.03.1992 необходимо было принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР.

29.12.1991 Правительством Российской Федерации принято Постановление № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» (далее по тексту – Постановление № 86), согласно п. 1 которого, совхозы и колхозы были обязаны до 01.01.1993 провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке.

Пунктом 6 указанного Постановления, предусматривалось, что для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе создаются комиссии.

В соответствии с п. 9 Постановления № 86, все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. По решению коллектива хозяйства пай может быть предоставлен работникам объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 02.03.1992 № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» установлено, что при определении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность вся площадь сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района, за исключением земель, передаваемых в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве (включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе). В число лиц, работающих в сельском хозяйстве, включаются только работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств. В число лиц, занятых в социальной сфере на селе, включаются работники предприятий, организаций и учреждений народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий.

В соответствии с п. 9 Положения «О реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 № 708, трудовые коллективы реорганизуемых колхозов, совхозов и приватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий принимали решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной Земельным кодексом Российской Федерации.

С учетом принятого решения в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подавалась заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или аренду сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по среднерайонной норме.

К заявке прилагались списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.03.1992 № 213.

В данные списки включались: работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территориях; лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий).

Согласно выписке из решения правления колхоза «» от ДД.ММ.ГГГГ в связи с миграцией населения за пределы страны решено произвести раздел пахотных земель на паи по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Земельным паем наделить всех колхозников, имеющих стаж работы в колхозе не менее года, пенсионеров, бывших членами колхоза и работников социальной сферы, имеющих стаж работы не менее года.

ШЛА в список дольщиков имеющих право на предоставление земельного пая включена не была.

ШЛА умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти I-ТО .

По сообщению нотариуса наследственное дело в отношении имущества умершей ШЛА заведено на основании заявления ШСС, в связи чем, ему выдано свидетельство о праве на наследство по закону.

ШСС умер ДД.ММ.ГГГГ

По сообщению нотариуса наследственное дело в отношении имущества умершего ШСС заведено на основании заявления ФСС

Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. (абзац 1).

Согласно ст. 1181 ГК РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных ГК РФ. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное решение не требуется.

Истица при обращении в суд заявила о том, что в наследственную массу ШЛА, умершей ДД.ММ.ГГГГ входит земельная доля, из земель сельскохозяйственного назначения размером 23,6 га, находящаяся на территории МО «Самарского сельсовета Локтевского района Алтайского края».

Основанием этого является то, что мать истицы была членом колхоза «им.Калинина», на момент распределения земельных долей была пенсионером этого хозяйства и проживала на территории МО «Самарский сельсовет Локтевского района».

Однако, никаких документов, подтверждающих факт принадлежности ШЛА, умершей ДД.ММ.ГГГГ земельной доли - не представлено.

Свидетельство о праве собственности, подтверждающее данный факт, отсутствует.

Согласно ст. 26 Земельного кодекса РФ права на земельный участок удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно ст. 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного закона признаются действительными при отсутствии государственной регистрации, введенной данным законом.

В силу ст. 9 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 г. «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».

Вместе с тем, при жизни ШЛА право собственности на земельную долю в установленном законом порядке не оформила, в суд за признанием права собственности на указанный объект недвижимости не обращалась.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством является состав наследственного имущества после смерти наследодателя ШЛА В нарушение ст. 56 ГПК РФ стороной истца не представлено каких-либо допустимых доказательств принадлежности спорного имущества умершей при жизни, соответственно, при указанных обстоятельствах, исковые требования ФСС не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ФСС отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путём подачи апелляционной жалобы через Локтевский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Судья Д.Ю.Шелков

Разрешаю разместить на сайте

Решение не вступило в законную силу

Судья Д.Ю.Шелков

Председатель

Локтевского районного суда О.В. Букатова

2-24/2018 (2-683/2017;) ~ М-627/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Афанасьева Светлана Саломоновна
Ответчики
Администрация Локтевского района
Администрация Самарского сельсовета
Другие
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Локтевский отдел
Суд
Локтевский районный суд Алтайского края
Судья
Шелков Д.Ю.
Дело на сайте суда
loktevsky--alt.sudrf.ru
01.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.12.2017Передача материалов судье
05.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.12.2017Судебное заседание
11.01.2018Судебное заседание
11.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2019Дело оформлено
27.05.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее