Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 4Га-3007/2019 [44Га-215/2019] от 05.07.2019

                                                                                  Дело № 44га-215/2019

Федеральный судья Байчоров Р.А.

Судьи апелляционной инстанции:

Воронова М.Н., Варламова Е.А., Редченко Е.В.

Докладчик судья Редченко Е.В.

                                 ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 328

                       президиума Московского областного суда

г. Красногорск, Московская область                                   24 июля 2019 года

Президиум Московского областного суда в составе:

председательствующего Гаценко О.Н.,

членов президиума Бокова К.И., Виноградова В.Г., Лащ С.И., Мязина А.М., Самородова А.А.,

при секретаре Лазаревой А.В.,

    рассмотрел гражданское дело по административному иску Прохорова И.С. к Федеральному агентству воздушного транспорта об оспаривании приказа об аннулировании свидетельств авиационного персонала, восстановлении нарушенного права,

по кассационной жалобе Федерального агентства воздушного транспорта на решение Солнечногорского городского суда Московской области от 19 июля 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 10 октября 2019 года.

Заслушав доклад судьи Московского областного суда Пугиной Л.Н.,

объяснения Прохорова И.С. и его представителя Миролевича А.В., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, просивших приятые по делу судебные акты оставить в силе,

у с т а н о в и л :

Прохоров И.С. обратился в суд с административным иском к Федеральному агентству воздушного транспорта (далее – Росавиация) о признании незаконным приказа от 09.04.2018 г. № 286-П «Об аннулировании свидетельств авиационного персонала» в части аннулирования выданного ему свидетельства коммерческого пилота № * от 19.05.2017 г., просил обязать Росавиацию исключить соответствующие отметки об аннулировании свидетельств авиационного персонала в Федеральной государственной информационной системе «Реестр выданных свидетельств авиационного персонала», а также опубликовать на официальном сайте в сети «Интернет» информацию об отмене названного приказа в оспариваемой части.

В обоснование иска Прохоров И.С. ссылался на то, что в период с 14.01.2013 г. по 28.10.2013 г. он прошел профессиональную переподготовку в ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» по программе «Подготовка пилотов коммерческой авиации».

19.05.2017 года ему выдано свидетельство пилота коммерческой авиации № *, для получения которого были представлены все необходимые документы.

          09.04.2018 года Росавиацией издан приказ № 286-П, которым за указание недостоверных сведений, представленных для выдачи свидетельств авиационного персонала, выданное истцу свидетельство коммерческого пилота аннулировано.

На основании данного приказа также внесены отметки об аннулировании свидетельств авиационного персонала гражданской авиации в Федеральную государственную информационную систему «Реестр выданных свидетельств авиационного персонала». Управлению летной эксплуатации Росавиации было предписано довести данный приказ до сведения организаций гражданской авиации в целях недопущения выполнения полетов лицами, указанными в пункте 1 данного приказа. Приказ подлежал размещению на официальном сайте Росавиации.

По мнению административного истца, названный приказ в части аннулирования выданного ему свидетельства № * от 19.05.2017 года является незаконным, поскольку каких-либо недостоверных сведений для выдачи свидетельства не представлялось, кроме того Росавиация не наделена полномочием по аннулированию ранее выданного свидетельства.

Решением Солнечногорского городского суда Московской области от 19.07.2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 10.10.2018 года, административный иск удовлетворен.

В кассационной жалобе представитель Росавиации просит принятые судебные акты отменить как вынесенные с существенным нарушением норм материального и процессуального права.

По запросу судьи от 08.04.2019 года дело истребовано для изучения в кассационную инстанцию и определением судьи Московского областного суда Бакулина А.А. от 05.07.2019 года вместе с кассационной жалобой передано для рассмотрения в президиум Московского областного суда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум находит, что имеются предусмотренные ст. 328 КАС РФ основания для отмены в кассационном порядке апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 10.10.2018 года.

            В соответствии с требованиями ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такого характера существенные нарушения норм права были допущены судами первой и апелляционной инстанций и выразились в следующем.

Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, Прохоров И.С. окончил ГОУ ВПО «МАТИ» - Российский государственный технологический университет им. К.Э Циолковского. Решением государственной экзаменационной комиссии от 20 июня 2006 истцу присвоена квалификация «инженер» по специальности «стандартизация и сертификация» (л.д. 141).

В период с 14.01.2013 г. по 28.10.2013 г. Прохоров И.С. обучался по программе подготовки коммерческих пилотов АУЦ ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа», где им была пройдена теоретическая подготовка в объеме 1060 часов и летная подготовка в общем объеме 150 часов 15 минут, о чем ему выдано соответствующее свидетельство № 46 от 28.10.2013 г. и 29.10.2013 г. ему выдано свидетельство пилота коммерческой авиации (л.д. 140, 26).

С 11.08.2014 г. по 15.10.2014 г. административный истец прошел курс переподготовки летного состава ВС Боинг 0737-300/400/500 в АУЦ авиакомпании «ТРАНСАЭРО» в объеме 230 часов, что подтверждено выданным ему свидетельством № Л05052 от 15.10.2014 г. (л.д. 38).

19.05.2017 г. Красноярским межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Прохорову И.С. выдано свидетельство коммерческого пилота № * сроком до 13.02.2020 г. (л.д. 31-32).

Оспариваемым приказом Росавиации от 09.04.2018 г. № 286-П на основании пункта 8 Правил проведения проверки аннулировано, в том числе, свидетельство коммерческого пилота №* от 19.05.2017 г., выданное Прохорову И.С., со ссылкой на представление недостоверных сведений для выдачи свидетельств авиационного персонала (л.д. 11-15).

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд исходил из того, что полномочия Росавиации по аннулированию свидетельств ограничены случаями, предусмотренными пунктом 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 670 от 06.08.2013 года. Оспариваемый приказ не содержит указаний в отношении конкретных сведений, не соответствующих действительности и являющихся недостоверными.

Отмеченное Росавиацией нарушение законодательства должно было быть известно ответчику до выдачи Прохорову И.С. свидетельства пилота, в связи с чем не может приравниваться к представлению недостоверных сведений.

Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, указала, что при разрешении настоящего спора не даёт оценку тому обстоятельству - имелись ли у образовательных организаций все необходимые для ведения образовательной деятельности документы, а также о возможности выдачи свидетельства пилота после прохождения истцом обучения в период с 14.01.2013 года по 28.10.2013 года.

С выводами судебных инстанций президиум согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении и толковании норм материального права.

Статья 52 Воздушного кодекса Российской Федерации к авиационному персоналу относит лиц, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации (абзац первый пункта 1).

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 4 августа 2015 года N 240 утвержден Перечень специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации, согласно пункту 1 которого в состав летного экипажа гражданской авиации входят следующие специалисты: пилот; внешний пилот; штурман; бортрадист; бортинженер (бортмеханик); летчик-наблюдатель.

Абзацем третьим пункта 1 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к специалистам согласно перечням специалистов авиационного персонала федеральными авиационными правилами устанавливаются требования.

Федеральные авиационные правила "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации" утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 147 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 1.2 Правил они определяют требования к лицам авиационного персонала, осуществляющим функции, установленные для обладателей свидетельств коммерческого пилота (самолет, дирижабль, вертолет).

Согласно пункту 1.3 Правил выполнение функций члена экипажа воздушных судов осуществляется лицом, удовлетворяющим требованиям данных Правил и имеющим действующее свидетельство с соответствующими квалификационными отметками.

Общие требования к пилотам воздушных судов регламентированы разделом II, требования к обладателю свидетельства коммерческого пилота - разделом IV Правил.

Как следует из пункта 1 статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации, к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства. Правительством Российской Федерации устанавливаются правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение указанных свидетельств, требованиям федеральных авиационных правил, а также правила выдачи данных свидетельств, а федеральными авиационными правилами устанавливаются требования, предъявляемые к оформлению и форме указанных свидетельств (пункт 1.1 указанной статьи).

Правительство Российской Федерации постановлением от 6 августа 2013 года N 670 утвердило Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации (далее - Правила проведения проверки). В соответствии с пунктом 3 данных правил указанные свидетельства выдаются Федеральным агентством воздушного транспорта лицам, прошедшим подготовку по программам подготовки, утвержденным в соответствии со статьей 54 Воздушного кодекса Российской Федерации, и проверку соответствия их знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил.

Порядок выдачи свидетельств регламентирован разделом III Правил проведения проверки, устанавливающим, что для получения свидетельства в Федеральное агентство воздушного транспорта подается представление образовательной организации или организации, осуществляющей обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, работодателя лиц, претендующих на получение свидетельств, или заявление на выдачу свидетельства лица, претендующего на получение свидетельства. Федеральное агентство воздушного транспорта проверяет представленные документы на соответствие требованиям указанных Правил проведения проверки и устанавливает по содержащимся в представленных документах сведениям соответствие лица, претендующего на получение свидетельства, требованиям федеральных авиационных правил (абзац первый пункта 8, абзац первый пункта 14).

Абзацем третьим пункта 14 Правил проведения проверки предусмотрена возможность проведения Федеральным агентством воздушного транспорта проверки в случае выявления расхождения в сведениях, имеющихся у него, и сведениях, указанных в представленных документах, с целью определения достоверности представленных сведений. Федеральное агентство воздушного транспорта принимает решение о выдаче свидетельства в случае, если представленные документы соответствуют требованиям данных правил и свидетельствуют о соответствии лица, претендующего на получение свидетельства, требованиям федеральных авиационных правил (абзац первый пункта 15).

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 10 февраля 2014 года N 32 утверждены Федеральные авиационные правила "Требования, предъявляемые к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданской авиации", согласно пункту 11 которых должностное лицо Федерального агентства воздушного транспорта, ответственное за оформление свидетельства, рассматривает представление (заявление на выдачу свидетельства) и прилагаемые к нему документы, проводит проверку, предусмотренную названными выше Правилами проведения проверки, и в случае соответствия лица требованиям федеральных авиационных правил принимает решение о выдаче (обмене) свидетельства, о чем делает отметку на представлении (заявлении на выдачу свидетельства).

Как установлено судами при разрешении спора, в период обучения Прохорова И.С. в АУЦ ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа» и выдачи ему свидетельства коммерческого пилота действовали Федеральные авиационные правила «Сертификация авиационных учебных центров», утвержденные приказом Федеральной авиационной службы России от 29.01.1999 г. № 23 (далее - ФАП-23), которые распространялись на образовательные учреждения всех организационно-правовых форм собственности (государственные учреждения, предприятия, курсы, структурные подразделения и т.д.), осуществляющие образовательный процесс в системе дополнительного профессионального образования, а также определяли порядок проведения сертификации авиационных учебных центров.

Пунктом 2 ФАП-23 предусмотрено, что авиационный учебный центр - это образовательное учреждение дополнительного образования, имеющее сертификат и лицензию установленной формы, осуществляющее профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации авиационного персонала (то есть, лиц, имеющих свидетельство авиационного персонала) в соответствии с законодательством Российской Федерации и ФАП-23. Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная переподготовка (переучивание) - этап процесса профессиональной подготовки, имеющий целью освоение новых типов воздушных судов, другой авиационной техники (авиационных работ).

В соответствии со статьей 76 Федерального закона от 29.12.2012 г, № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

При этом подготовка пилотов коммерческой авиации по своим целям, задачам и содержанию не может быть тождественна переподготовке на новый тип воздушного судна, другой авиационной техники.

Деятельность организации по подготовке и профессиональной переподготовке пилотов с выдачей дипломов и свидетельств о профессиональной подготовке и переподготовке и повышении квалификации подразумевает получение организацией сертификата с учетом утвержденных программ подготовки.

По смыслу приведенных выше норм прав профессиональная переподготовка может осуществляться только в отношении лиц, имеющих профессиональное образование специалиста авиационного персонала.

        У Прохорова И.С., имеющего квалификацию инженера по специальности «стандартизация и сертификация», не имелось профессионального образования специалиста авиационного персонала, в связи с чем он не мог получить свидетельство коммерческого пилота, пройдя профессиональную переподготовку в рамках дополнительного образования по программе «Подготовка пилотов коммерческой авиации».

          Иными словами, Прохоров И.С. прошел обучение по программе дополнительного профессионального образования, не имея диплома о наличии у него профессионального образования, дающего право на получение свидетельства авиационного персонала.

    Кроме того, поскольку требования к кандидату на получение свидетельства авиационного персонала устанавливаются воздушным законодательством, в том числе в части его профессиональной подготовки (пункт 3 статьи 8, пункт 2 статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации, пункт 5.4.10 Положения о Росавиации, ФАП-23), то обстоятельством, имеющим юридическое значение для разрешения настоящего административного иска, является выяснение вопроса о надлежащем обучении административного истца. В этой связи в рамках настоящего спора следовало установить, возникло ли у Прохорова И.С. право на получение свидетельства коммерческого пилота, можно ли его отнести к авиационному персоналу (имеет ли он профессиональную подготовку в соответствии со статьями 52-54 Воздушного кодекса Российской Федерации).

В силу части 3 статьи 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

    В нарушение указанных норм суд первой инстанции не установил имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела обстоятельств, а исходил лишь из того, что оспариваемый приказ не содержит указаний в отношении конкретных сведений, не соответствующих действительности и являющихся недостоверными.

    Проверяя законность постановленного судом первой инстанции судебного акта, судебная коллегия должна была руководствоваться частью 1 статьи 309 КАС РФ, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, возражениях на нее.

    Из положений данной нормы следует, что доводы апелляционной жалобы, возражения сторон в судебном заседании должны быть проверены в полном объеме и им должна быть дана правовая оценка.

         Изложенные принципы административного судопроизводства судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не были соблюдены.

При таких обстоятельствах выводы суда апелляционной инстанции не могут быть признаны основанными на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела.

Принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства, президиум находит нужным отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 10.10.2018 года и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь ст. 329 КАС РФ, президиум

п о с т а н о в и л:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 10 октября 2018 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Председательствующий                                                   О.Н. Гаценко

4Га-3007/2019 [44Га-215/2019]

Категория:
Гражданские
Статус:
ДРУГИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ с удовл. касс. жалоб и предст.
Истцы
Прохоров Илья Сергеевич
Ответчики
Федеральное агентство воздушного транспорта
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
24.07.2019Заседание (?)
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее