Дело № 2-366/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(мотивированное решение)
01 октября 2013 года Большемуртинский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Кузнецовой Е.Ф.,
с участием заместителя прокурора Большемуртинского района Шмелева В.А.,
истца Емцева С.В.,
ответчика Администрации Большемуртинского района в лице его представителя Медведева С.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Шах Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Большемуртинского района Красноярского края в интересах Емцева С.В. к Администрации Большемуртинского района о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Большемуртинского района Красноярского края обратился в суд в интересах Емцева С.В. с иском к Администрации Большемуртинского района о предоставлении жилого помещения.
Свои исковые требования, обосновывает тем, что в прокуратуру района обратился Емцев С.В. в целях восстановления нарушенных жилищных прав. Родители Емцева С.В. – ФИО3 и ФИО4 лишены родительских прав в отношении пяти несовершеннолетних детей. Постановлением Администрации Большемуртинского района № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Емцев С.В. определен в детский дом, где находился на полном государственном обеспечении до достижения совершеннолетия. Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ в вышеназванное постановление внесены изменения, согласно которым за истцом и другими детьми закреплено право пользования частью жилой площади на территории Большемуртинского района, расположенной по адресу: <адрес> принадлежащей ГПЗ «Сибирь». Данное постановление отменено, в связи с тем, что жилье непригодно для проживания. Иное жилье органами опеки за несовершеннолетними не закреплялось, в министерство образования и науки Красноярского края в качестве нуждающегося в жилом помещении Емцев С.В. на учет не поставлен. ДД.ММ.ГГГГ Емцев С.В. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в Администации Юксеевского сельсовета Большемуртинского района. После окончания срока пребывания Емцева С.В. в детском учреждении, он обучался в <данные изъяты> где также находился на полном государственном обеспечении. До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено. Согласно сведений регистрирующих органов право собственности на жилые помещения, ни за истцом, ни за его родителями не зарегистрировано. Ссылаясь на положения Конституции РФ, Жилищного кодекса РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закон Красноярского края «О защите прав ребенка», просит предоставить Емцеву С.В. изолированное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее нормы предоставления, установленной в <адрес> для жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, соответствующее санитарным и техническим требованиям.
В судебном заседании заместитель прокурора Шмелев В.А., истец Емцев С.В. поддержали исковые требования, обосновывая их вышеизложенными доводами.
Представитель ответчика Медведев С.В. в судебном заседании обоснованных возражений против удовлетворения исковых требований прокурора Большемуртинского района и Емцева С.В. не имел.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено Министерство образования и науки Красноярского края.
Представитель третьего лица - Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен судом надлежаще, обратился к суду с ходатайством, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие в связи с удаленностью. Направил суду возражения на иск, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку данный иск противоречит действующему законодательству, регулирующему вопросы обеспечения жильем детей-сирот, в иске и приложенных к нему документах не имеется достаточных и обоснованных доказательств нарушения права истца.
Выслушав заместителя прокурора Шмелева В.А., истца Емцева С.В., представителя ответчика Медведева С.В., исследовав письменные доказательства, суд считает возможным удовлетворить исковые требования прокурора Большемуртинского района Красноярского края по следующим основаниям.
В соответствии со ст.92 ЖК РФ (в ред. от 29.02.2012г. №15-ФЗ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании ч.1 ст.109.1 ЖК РФ (в ред. от 29.02.2012г. №15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.8 Федерального закона РФ от 21.12,1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N15-ФЗ) детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также являющихся таковыми, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По заявлению в письменной форме указанных лиц и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п.1).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет (п.3). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п.7). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8).Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9).
Аналогичные гарантии предусмотрены ст.17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» №12-961 от 02.11.2000г. (в ред. Закона Красноярского края от 20.12.2012 N3-977). Формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования. В список включаются лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, достигшие возраста 14 лет, имеющие постоянное место жительства на территории края, которым ранее не предоставлялось жилое помещение в соответствии с настоящей статьей.
Для включения в список законные представители, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, в случае приобретения ими полной дееспособности, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляют в уполномоченный орган местного самоуправления предусмотренные законом документы. Уполномоченные органы местного самоуправления запрашивают с использованием межведомственного информационного взаимодействия названные в данной норме документы, находящиеся в распоряжении иных органов. Уполномоченные органы местного самоуправления формируют учетные дела рассматриваемой категории лиц, приобщают к ним ходатайства и заявления о предоставлении жилого помещения, а также документы, предусмотренные подпунктами "б" - "и" пункта 5 настоящей статьи, направляют заверенные уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления копии ходатайств, заявлений и документов, необходимых для предоставления жилых помещений, в уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения документов в полном объеме.
Поступившие в указанный орган документы рассматриваются краевой комиссией по вопросам предоставления жилых помещений рассматриваемой категории лиц, на заседании, ближайшем после поступления документов в полном объеме. Порядок формирования, состав и порядок деятельности комиссии определяются Правительством края. Комиссия готовит предложения уполномоченному органу исполнительной власти края в области образования о включении лиц рассматриваемой категории в список либо об отказе во включении их в список. Решение о включении в список (об отказе во включении в список) указанных лиц принимается уполномоченным органом исполнительной власти края в области образования с учетом предложений комиссии, оформленных протоколом, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня заседания комиссии. Включение в данный список осуществляется в хронологическом порядке по дате подачи заявлений (ходатайств) о предоставлении жилых помещений. Уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования письменно уведомляет заявителей о принятом решении в течение 10 рабочих дней с даты его принятия.
Решение о предоставлении лицу рассматриваемой категории, включенному в список, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом исполнительной власти края в области образования с учетом предложений комиссии в срок не позднее 30 дней со дня достижения им возраста 18 лет либо по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях при наличии его письменного заявления. Предоставление жилых помещений таким лицам осуществляется в порядке очередности, сформированной в соответствии со списком.
Уполномоченные органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдельным законом края. Для обеспечения жилымипомещениямидетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список, указанные органы размещают в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", муниципальный заказ на приобретение (строительство) жилых помещенийна территории соответствующего муниципального образования.
Обеспечение жилыми помещениями детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем приобретения в муниципальную собственность (строительства) жилых домов или квартир, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются. Приобретенные (построенные) жилые помещения включаются в муниципальный специализированный жилищный фонд. Указанные жилые помещения должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом. Уполномоченный орган местного самоуправления заключает с лицом рассматриваемой категории договор найма специализированного жилого помещения на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования о предоставлении лицу, включенному в список, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Статья 1 Закона Красноярского края №9-4225 от 24 декабря 2009 года "(в редакции, действовавшей на момент вынесения решения) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» (в ред. от 11.12.2012 N3-811) предусматривает наделение на неограниченный срок исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилымипомещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также являющихся таковыми, в случае установления факта невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях.
Передаваемые государственные полномочия включают в себя, в том числе, приобретение в муниципальную собственность, строительство жилых помещений и предоставление их по договорам найма специализированных жилых помещений рассматриваемой категории лиц, а также лица, которые относились ранее к данной категории и достигли возраста 23 лет, на основании решений судебных органов; заключение договоров найма специализированных жилых помещений и однократное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решений о предоставлении жилых помещений уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования.
Согласно ст.2 данного закона уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции: своевременно предоставляют бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий; уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования осуществляет формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; заключает соглашения с органами местного самоуправления по реализации переданных государственных полномочий; контролируют осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий, а также целевое использование предоставленных на эти цели финансовых средств…
В силу ст.3 названного Закона органы местного самоуправления при осуществлении передаваемых настоящим Законом государственных полномочий, в том числе осуществляют государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с законодательством Российской Федерации и Красноярского края; получают субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета на осуществление переданных им государственных полномочий; заключают соглашения с уполномоченным органом исполнительной власти края в области образования, по реализации переданных государственных полномочий; представляют документы, отчеты, связанные с осуществлением ими государственных полномочий; вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
В обоснование своих требований истец представил суду следующие доказательства:
Согласно свидетельству о рождении № Емцев С.В. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, отец – ФИО3, мать – ФИО4 (л.д. 20).
Решением Большемуртинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 и ФИО4 лишены родительских прав в отношении своих пяти несовершеннолетних детей, в том числе Емцева С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.21-22).
Согласно постановления Администрации Большемуртинского района Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом внесенных изменений, несовершеннолетний Емцев С.В. определен в детский дом, за ним закреплена жилплощадь, в <адрес>, принадлежащая ГПЗ «Сибирь»; в дальнейшем в части закрепления за несовершеннолетним жилой площади постановление отменено (л.д. 19, 23, 24).
Согласно свидетельства о смерти № ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>
Согласно свидетельства о смерти № ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>
Суду представлено согласие истца от ДД.ММ.ГГГГ, направленное в краевую комиссию по вопросам предоставления жилых помещений детям – сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, которым Емцев С.В. выразил свое мнение, кроме того, сообщил, что состоит на учете в органе местного самоуправления с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28).
Согласно выписке из домовой книги по адресу <адрес> Емцев С.В. зарегистрирован по месту жительства со дня рождения (л.д. 29).
Согласно справок Большемуртинского участка Сухобузимского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» за ФИО4 и ФИО3 домовладения в Большемуртинском районе не числятся, квартира, расположенная по адресу <адрес>,принадлежит ГПЗ «Сибирь», на 2006 год состояние квартиры - ветхое (л.д. 31, 32, 33).
Согласно справок Большемуртинского участка Сухобузимского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» за Емцевым С.В. домовладения в Большемуртинском районе не числятся, до 2006 года в приватизации не участвовал (л.д.35).
Согласно справки Большемуртинского участка Сухобузимского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ за Емцевым С.В. право собственности на недвижимое имущество не зарегистрировано.
Согласно справки Емцев С.В. обучался в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и находился на полном государственном обеспечении (л.д. 36, 37).
Согласно справки Емцев С.В. обучался в Государственном <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в период обучения находился на полном государственном обеспечении (л.д. 38).
Согласно акта обследования и заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, объекта не существует (л.д. 39-42).
Суду представлены два заявления от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, направленные в Администрацию Большемуртинского района о предоставлении жилого помещения.
Согласно письму Администрации Большемуртинского района Емцеву С.В. после окончания <данные изъяты> гарантировано оказание помощи в устройстве по месту жительства и трудоустройстве.
Согласно уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Емцева С.В. на объекты недвижимого имущества (л.д. 10).
Согласно письму Управления образования Администрации Большемуртинского района от ДД.ММ.ГГГГ, направленному председателю жилищной комиссии Администрации района, органы опеки направляют необходимые документы для постановки Емцева С.В. на учет, как нуждающегося во внеочередном предоставлении жилья.
Суду представлен договор аренды квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Емцев С.В. арендует квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, сроком на один год.
Перечисленными доказательствами подтверждается, что истец Емцев С.В. относится к категории детей-сирот и имеет право на предоставление жилого помещения, поскольку истец состоит на учете на предоставление жилого помещения, неоднократно обращался в органы местного самоуправления, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, но до настоящего времени жилое помещение ему предоставлено не было.
Закрепленного жилья истец не имеет, поскольку квартира, в которой проживали его родители, фактически перестала быть объектом недвижимости. Местом выявления несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей является <данные изъяты>, зарегистрирован по месту жительства в <данные изъяты>, в связи с чем, жилое помещение должно быть предоставлено истцу в <данные изъяты>. Другого жилья истец не имеет. Истцом соблюден порядок обращения в Администрацию Большемуртинского района по вопросу предоставления жилого помещения, в связи с чем, у ответчика возникла обязанность по предоставлению жилого помещения.
Возражение третьего лица Министерства образования и науки о том, что внеочередное предоставление жилья истцу нарушит права других лиц, определенных законодательством Красноярского края, и включенных в список ранее, суд находит несостоятельным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Большемуртинского района удовлетворить.
Обязать Администрацию Большемуртинского района Красноярского края предоставить Емцеву С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, изолированное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее нормы предоставления, установленной в <адрес> для жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, соответствующее санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Большемуртинский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий Е.Ф. Кузнецова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.