Дело № 2-2807/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
5 июля 2021 года город Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Зуева Н.В.,
при секретаре Королевой А.А.,
с участием представителя истца Рыжовой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГОБУЗ «Новгородская центральная районная больница» к ФССП России, УФССП России по Новгородской области и ОСП Новгородского, Батецкого и Крестецкого районов УФССП России по Новгородской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
ГОБУЗ «Новгородская центральная районная больница» обратилось в Новгородский районный суд с иском к ФССП России, УФССП России по Новгородской области и ОСП Новгородского, Батецкого и Крестецкого районов УФССП России по Новгородской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора, указав, что решением Новгородского районного суда от 27.09.2018 на ГОБУЗ «НЦРБ» возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать отдельный вход в фельдшерско-акушерский пункт, расположенный по адресу: <адрес>, изолированный от жилой части здания. На основании указанного решения возбуждено исполнительное производство №-ИП. ДД.ММ.ГГГГ в рамках указанного исполнительного производства вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора в сумме 50 000 руб. С учетом наличия объективных причин, истец просит освободить от уплаты указанного исполнительного сбора.
В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования, дополнительно пояснила, что на счетах учреждения имеются денежные средства на исполнение решения суда, однако в настоящее время требуется внесение изменений в нормативные документы на федеральном уровне для использования имеющихся средств для строительства отдельно стоящего здания центра врача общей практики.
Представители ответчиков и третьего лица, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте его проведения.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы дела № 2-4846/2018, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ (далее по тексту - Закон об исполнительном производстве, Закон) одной из основных задач исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, решением Новгородского районного суда от 27.09.2018, оставленным без изменений апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 26.12.2018, на ГОБУЗ «НЦРБ» возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать отдельный вход в фельдшерско-акушерский пункт, расположенный по адресу: <адрес>, изолированный от жилой части здания.
ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Определением Новгородского районного суда от 19.08.2019 ГОБУЗ «НЦРБ» предоставлена отсрочка сроком до 31.12.2020.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Новгородского, Батецкого и Крестецкого районов УФССП России по Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ с ГОБУЗ «НЦРБ» взыскан исполнительский сбор в сумме 50 000 руб.
Определением Новгородского районного суда от 26.02.2021 изменен способ исполнения вышеуказанного решения суда, а именно на ГОБУЗ «НЦРБ» возложена обязанность взамен существующего фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: <адрес>, возмести модульную конструкцию фельдшерско-акушерского пункта с его размещением вне жилого здания.
Постановлением Правительства Новгородской области от 15.12.2020 № 554 утверждена региональная программа Новгородской области «Модернизация первичного звена здравоохранения <адрес> на 2021-2025 годы».
Согласно указанной программы предусмотрено строительство нового здания фельдшерско-акушерского пункта.
Приказом Минздрава России от 24.12.2020 № 1365 утверждена ведомственная целевая программа «Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации».Из пояснений представителя истца следует, что в настоящее время количество жителей д. Новая Мельница возросло, в связи с чем на указанной территории предусмотрено строительство центра врача общей практики. Денежные средства на его строительство имеются, однако целевое назначение указанных средств – строительство ФАП. В связи с чем требуется согласование изменения целевого назначения, однако указанное необходимо произвести на федеральном уровне.
В силу ч.1, ч.2, ч.3 и ч.7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 г. № 13-П по делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Поскольку по рассматриваемому делу необходимо учитывать объем работ, фактически подлежащих исполнению, суд полагает, что меры штрафного характера - исполнительский сбор в размере 50 000 руб. применены необоснованно, в связи с чем, иск ГОБУЗ «Новгородская центральная районная больница» об освобождении от уплаты исполнительского сбора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ГОБУЗ «Новгородская центральная районная больница» об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить ГОБУЗ «Новгородская центральная районная больница» от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Новгородского, Батецкого и Крестецкого районов УФССП России по Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №-ИП.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения 6 июля 2021 г.
Председательствующий Н.В. Зуев
Мотивированное решение составлено 6 июля 2021 г.