Дело № 2-2339/2021
УИД 24RS0013-01-2021-001408-98
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июля 2021 года пгт. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Хомченко И.Ю.,
при секретаре Шенкель А.А.,
с участием представителя истца Агеевой В.В. - Кокряцкого А.И.,
третьего лица – ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Агеевой В.В. к Администрации Емельяновского района Красноярского края о восстановлении срока для принятия наследства,
УСТАНОВИЛ:
Агеева В.В., в лице представителя Кокряцкого А.И., действующего на основании доверенности от 06.03.2021 сроком на три года, обратилась в суд с иском к Администрации Емельяновского района о восстановлении срока для принятия наследства после смерти супруга ФИО1, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее супруг ФИО1, после смерти которого открылось наследственное имущество, состоящее из гаража с кадастровым номером №, площадью 32,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Наследниками первой очереди после смерти ФИО1 является истец и их дочь – ФИО5 В установленный законом шестимесячный срок (до 07 апреля 2020 года), истец с заявлением к нотариусу не обратилась. Однако полагает, что срок для принятия наследства ею пропущен по уважительной причине, поскольку супруг умер вследствие тяжелого и продолжительного онкологического заболевания, уход за ним и похороны негативно повлияли на здоровье и состояние психики истца. В феврале 2021 года при просмотре документов Агеева В.В. обнаружила выписку из ЕГРН на гараж, построенный супругами за счет собственных средств в 1984 году, в связи с чем, просит восстановить ей срок для принятия наследства, открывшегося после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4).
В судебном заседании представитель истца Кокряцкий А.И. заявленные исковые требования Агеевой В.В. поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Третье лицо ФИО5 в судебном заседании по заявленным исковым требованиям Агеевой В.В. не возражала, пояснила, что гараж родители строили совместно, в настоящее время гараж находится в пользовании матери, ФИО5 является единственной дочерью Агеевой В.В. и ФИО1, иных наследников после смерти отца нет, ФИО5 на наследственное имущество не претендует.
Истец Агеева В.В. надлежащим образом извещенная о времени, дате и месте судебного заседания, путем направления судебного извещения (л.д. 60), в суд не явилась, обеспечила участие представителя.
Представитель ответчика Администрации Емельяновского района надлежащим образом извещенный о времени, дате и месте судебного заседания, посредством направления судебного извещения (л.д. 60), в суд не явился.
Представитель третьего лица Администрации Солонцовского сельского совета Емельяновского района Красноярского края надлежащим образом извещенный о времени, дате и месте судебного заседания, путем направления судебного извещения (л.д. 60), в суд не явился.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования Агеевой В.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 16 января 1996 года № 1-П, раскрывая конституционно-правовой смысл права наследования, предусмотренного ст.35 (ч.4) Конституции РФ и урегулированного гражданским законодательством, отметил, что оно обеспечивает гарантированный государством переход имущества, принадлежавшего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам). Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим, имуществом, так и право наследников на его получение. Право наследования в совокупности двух названных правомочий вытекает и из ст.35 (ч.2) Конституции РФ, предусматривающей возможность для собственника распорядиться принадлежащим ему имуществом, что является основой свободы наследования.
Согласно ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
В соответствии с п. 1 ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
На основании ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Срок принятия наследства установлен ст. 1154 ГК РФ, в силу которой наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно положениям ст. 1153 ГК РФ, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В силу ст. 1155 ГК РФ, по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств: а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.; б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
Как установлено по делу, 01 июня 1979 года между ФИО1 и Агеевой В.В. (до заключения брака Ларионова) был зарегистрирован брак (л.д. 6).
В период совместного проживания супругами ФИО7 за счет собственных средств в 1984 году был построен гараж, площадью 32,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, право собственности на гаражный бокс с кадастровым номером № было оформлено на имя ФИО1 в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, материалами регистрационного дела (л.д. 51-53, 15-49).
Согласно уведомлению Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, в Едином государственном реестре недвижимости сведения о зарегистрированных правах и обременениях на земельный участок по адресу: <адрес>, <адрес> отсутствуют (л.д. 54).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 7).
Из представленных документов следует и установлено судом, что с 1984 года до дня своей смерти ФИО1 пользовался гаражом по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> совместно со своей супругой Агеевой В.В. После смерти супруга Агеева В.В. продолжает владеть и пользоваться указанным гаражом, несет бремя его содержания, то есть фактически приняла наследство после смерти супруга ФИО1, однако, в установленной законом срок к нотариусу с заявлением о принятии наследства, о выдаче свидетельства о праве на наследство, не обратилась.
Вышеизложенные обстоятельства подтвердила в судебном заседании ФИО5, не доверять объяснениям которой у суда оснований не имеется.
Наследниками первой очереди после смерти ФИО1 является его супруга – истец Агеева В.В. и дочь ФИО5 (л.д. 61, 62).
По сообщению Нотариальной палаты Красноярского края, наследственное дело после смерти ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, не заводилось (л.д. 55).
Таким образом, суд приходит к выводу, что в установленной законом срок истец Агеева В.В. к нотариусу с заявлением о принятии наследства либо с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство после смерти ФИО1 не обращалась, свидетельство о праве на наследство ей не выдавалось, в связи с чем, пропустила срок для принятия наследства.
Вместе с тем, суд учитывает обстоятельства, изложенные истцом в иске, послужившие причиной пропуска срока своевременного обращения с заявлением о принятии наследства к нотариусу, в связи с ухудшением здоровья истца после смерти супруга.
На основании изложенного, учитывая установленные по делу обстоятельства, состояние здоровья истца Агеевой В.В., а также непродолжительный период времени с того момента, как отпали причины пропуска срока подачи заявления о принятии наследства до дня обращения Агеевой В.В. в суд с исковым заявлением о восстановлении срока для принятия наследства, суд полагает заявленные исковые требования Агеевой В.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 235-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 7 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02 ░░░░░░░ 2021 ░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.