Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-213/2018 (2-1642/2017;) ~ М-1624/2017 от 25.12.2017

КОПИЯ

Дело № 2-94/2018

Мотивированное решение изготовлено 22 мая 2018 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ревда                              17 мая 2018 года

Ревдинский городской суд Свердловской области в составе председательствующего Карпенко А.В.,

с участием истца Власова В.В.

при секретаре судебного заседания Токаревой Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-94/2018 по исковому заявлению Власова В.В. к администрации городского округа Ревда о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, признании решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка незаконным, обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,

УСТАНОВИЛ:

Власов В.В. обратился в суд с исковыми заявлениями к администрации городского округа Ревда о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок; о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка незаконным, обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, взыскания судебных расходов.

Определением Ревдинского городского суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела соединены в одно производство.

В обосновании исковых требований о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок указано, что ДД.ММ.ГГГГ заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 66:21:0101076:1020, общей площадью 2 295 кв.м., оплата по договору произведена. ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация была приостановлена в связи с заявлением администрации городского округа Ревда о прекращении государственной регистрации.

По требованиям о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка незаконным, указано, что ДД.ММ.ГГГГ в целях строительства индивидуального жилого дома, Власов В.В. обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления без торгов в собственность за плату земельного участка площадью 2 096 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> кадастрового квартала Информация о предоставлении земельного участка была опубликована. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за отказано в предварительном согласовании в собственность вновь образуемого земельного участка.

В судебном заседании истец Власов В.В. исковые требования подержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации городского округа Ревда – Муралёва К.П. действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о месте времени и дате судебного заседания, представив отзыв на исковое заявление (том № 2 л.д. 44-50) с приложением копии заявления Власова В.В. (том № 2 л.д. 51, 79), копию постановления администрации городского округа Ревда от ДД.ММ.ГГГГ (том№ 2 л.д.52), копию постановления администрации городского округа Ревда об отмене постановления администрации городского округа Ревда от ДД.ММ.ГГГГ (том № 2 л.д.53), копию заявления Власова В.В. о подготовке проекта договора от ДД.ММ.ГГГГ (том л.д.54), распечатки из публичной кадастровой карты кадастрового квартала (том № 2 л.д.55), копию платежного поручения (том № 2 л.д.56), копию сведений о земельном участке с кадастровым номером (том № 2 л.д.57-58), копию договора на выполнение кадастровых работ от ДД.ММ.ГГГГ (том № 2 л.д.59), копию счета от ДД.ММ.ГГГГ (том № 2 л.д.60), копию платежного поручения (том № 2 л.д.61), копию акта от ДД.ММ.ГГГГ (том № 2 л.д.62), копию заявления в Управление Росреестра (том № 2 л.д.63-65), копию публикации «Муниципальные ведомости» (том № 2 л.д.66-73), копии выкопировки Правил землепользования и застройки (том № 2 л.д.74-75), копию выкопировки из генплана городского округа Ревда (том № 2 л.д. 76), схемы с указанием зоны катастрофического затоплении (том № 2 л.д.77-78), копию паспорта Власва В.В. (том № 2 л.д.80), копию схемы расположения земельного участка (том № 2 л.д. 81),копию пима от ДД.ММ.ГГГГ з (том № 2 л.д. 82), копию письма от ДД.ММ.ГГГГ (том № 2 л.д. 83), схемы с указанием территориальных зон, ортофотопланы (том № 2 л.д.84-90).

В отзыве на исковое заявление предоставленном представителем администрации городского округа Ревда указано, что ДД.ММ.ГГГГ Власов В.В. обратился в администрацию городского округа Ревда с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес> кадастрового квартала , площадью 2 295 кв.м., 2 096 кв.м. Одновременно с Власовым В.В. в администрацию городского округа Ревда поступило еще 41 заявление от группы лиц в количестве 27 человек, в которых был указан один и тот же ориентир: <адрес> в кадастровом квартале (в некоторых заявлениях был указан кадастровый номер земельного участка ). На кадастровом учете стоял многоконтурный земельный участок для комплексного освоения территории с кадастровым номером , сведения о котором были аннулированы из ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ по заявлению администрации городского округа Ревда, об этом получена администраций городского округа Ревда кадастровая выписка только ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, подготовка схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории на момент подачи заявления Власова В.В. была исключена. При этом неопределенный круг лиц не знал и не мог знать об исключении сведений из ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером на момент подачи заявлений ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, потенциальные заявители, которые также могли быть заинтересованы в предоставлении спорного земельного участка были лишены возможности обратиться в администрацию с аналогичной схемой расположения земельного участка в целях предоставления его в собственность в порядке статьи 39.18. Земельного кодекса РФ.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией городского округа Ревда в порядке статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации было опубликовано извещение о приеме заявлений на предлагаемые для предоставления в собственность для индивидуального жилищного строительства земельные участки, в том числе спорный.

Таким образом, неопределенный круг лиц, потенциальных заявителей, заинтересованных в предоставлении спорного земельного участка, читая публикацию в общественно-политическом бюллетене «Муниципальные ведомости» от ДД.ММ.ГГГГ (736) и на сайте администрации городского округа Ревда были лишены возможности определить, в каком именно месте расположен спорный земельный участок и обратиться в администрацию городского округа Ревда с заявлением о намерении участвовать в аукционе.

Основные принципы земельного законодательства соблюдены не были, несмотря на то, что в период действия публикации до ДД.ММ.ГГГГ, иных заявлений от заинтересованных граждан в предоставлении земельных участков не поступило.

    Целью органа местного самоуправления при размещении информационного сообщения является не формальное соблюдение подпункта 1 пункта 1 статьи 39.18. Земельного кодекса Российской Федерации, который предусматривает обязательное опубликование информационного сообщения, а обеспечение равного доступа и открытости информации о возможном предоставлении конкретного земельного участка для неопределенного круга лиц, которые могут быть потенциальными конкурентами, претендуя на право приобретения земельного участка по результатам аукциона.

    Власовым В.В. была представлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на которой отражены 43 земельных участка, в точности совпадающих со схемами расположения земельных участков, приложенных к 42 заявлениям граждан о предварительном согласовании предоставления земельных участков, поступивших в администрацию городского округа Ревда ДД.ММ.ГГГГ. В исковых заявлениях указано, что все схемы расположения земельных участков граждан были подготовлены с учетом общей схемы расположения земельных участков, подписанной заместителем главы администрации городского округа Ревда ДД.ММ.ГГГГ и неутвержденной решением органа местного самоуправления. Также данная схема не была обнародована или опубликована. При этом процедура предоставления земельных участков, предусмотренная положениями статьи 39.18. Земельного кодекса Российской Федерации исключает подготовку общей схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории за счет средств органа местного самоуправления и подготовку на ее основании схем расположения земельных участков определенному кругу лиц. Данная схема расположения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ не имеет никакого юридического значения, не могла быть подготовлена кадастровым инженером Ильиной Н.В. ввиду того, что на момент ее подготовки и подписания на кадастровом учете стоял земельный участок с кадастровым номером , а также неизвестно, как данная схема оказалась в руках определённого круга граждан, которые открыто, заявляют о том, что подготовили схемы испрашиваемых земельных участков с ее учетом.

    Кроме того указала, о том что в заявлении Власова В.В. так же, ни в одном из 42 заявлений не были указаны основания предоставления земельных участков без торгов, а также не был указан вид права на котором заявитель желает приобрести земельный участок. Тем самым, заявление от ДД.ММ.ГГГГ вход. з, в силу закона должно быть возвращено заявителю на основании пункта 3 статьи 39.15 Земельного кодекса. Должностным лицом, принявшим документы ДД.ММ.ГГГГ не была соблюдена вышеуказанная норма Земельного кодекса Российской Федерации и уже ДД.ММ.ГГГГ то есть спустя 2 дня с момента подачи 42 заявлений (при этом ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ нерабочие дни) было подано информационное сообщение в порядке статьи 39.18 о приеме заявлений о намерении участвовать в аукционе 43 земельных участков. При этом, как должностное лицо администрации городского округа Ревда, принявшее решение о подаче информационного сообщения, узнало на каком праве, заявители желают приобрести земельные участки неизвестно.

ДД.ММ.ГГГГ было утверждено постановление «О предварительном согласовании предоставления в собственность за плату Власову В.В. земельного участка, расположенного: <адрес> кадастрового квартала ».

При проверке проектов остальных постановлений должностными лицами администрации городского округа Ревда, было выявлено, что схемы расположения земельных участков также не могли быть утверждены, поскольку она подготовлена без учета требований пункта 5 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, а именно: не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием и без учета требований пункта 6 статьи 11.9 указанного закона, а именно: образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Земельный участок, согласно схеме расположения земельного участка, находится на неосвоенных территориях, где отсутствует улично-дорожная сеть, в связи с чем, не представляется возможным рассмотрение схемы на соответствие расчетным параметрам улиц и дорог городов, установленных в п.11.5, табл.11.2 «СП 42.13330.2016.Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр), где установлено, что ширина улицы местного значения должна быть не менее 15 м.

В соответствии с земельным и градостроительным законодательством доступ к земельному участку должен осуществляться в виде прохода и (или) проезда. Как правило, земельный участок должен быть обеспечен проездом для полноценного использования в соответствии с разрешенным использованием. Обеспечение проезда к земельному участку через земли общего пользования не представляется возможным. Часть участка попадает в границы зоны ограничений на использование, а именно в водоохранную зону и прибрежную полосу.

Таким образом, использование испрашиваемого заявителем земельного участка по целевому назначению, то есть для строительства индивидуального жилого дома в настоящее время невозможно.

Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, а также судом.

Исходя из содержания указанной правовой нормы орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае его противоречия закону, если при этом не нарушаются законные права граждан и организаций. Ввиду нарушения процедуры, предусмотренной статьей 39.18 Земельного кодекса, отсутствия возможности использования земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в целях недопущения действующего законодательства Российской Федерации, в порядке самоконтроля, постановление от ДД.ММ.ГГГГ было отменено ДД.ММ.ГГГГ.

Решением администрации городского округа Ревда от 10.10.2017 г. № 2776 «Об отмене постановления администрации городского округа от ДД.ММ.ГГГГ права Власова В.В. нарушены не были, так как истец на сегодняшний день не лишен возможности обратиться с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке статьи 39.18 Земельного кодекса, но в рамках действующего законодательства. Признание недействительным отказа администрации городского округа Ревда не приведет к восстановлению нарушенного права.

Оплата по данному договору в администрацию городского округа будет возвращена по заявлению Власова В.В.

В последствие регистрация вышеуказанного договора купли-продажи земельного участка была прекращена по заявлению администрации городского округа Ревда.

Представитель третьего лица Ревдинский отдела управления Росреестра по Свердловской области в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя (л.д.118).

Третье лицо кадастровый инженер Ильина Н.В. в судебное заседание не явилась, представила ходатайство рассмотрении дела в ее отсутствие (том №2 л.д.119) представив схему расположения земельных участков с отображение земельного участка с кадастровым номером с использованием спутниковой съемки, размещенной в сети интернет (том № 2л.д.120,121).

Суд с учетом мнения истца, а также с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте Ревдинского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок, достаточный для подготовки к делу и своевременной явки в суд, что подтверждается представленными в материалах дела сведениями, при этом об уважительных причинах неявки до начала судебного заседания не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.

Принимая во внимание императивное требование о рассмотрении гражданских дел в разумные сроки, установленное ст. 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, с вынесением по делу решения.

Суд, выслушав истца, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства, считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 48 указанного Закона, муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

По смыслу приведенных норм муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий правовой акт, в случаях, если они приняты с нарушением или в противоречие с действующим законодательством и произвольно ограничивают права граждан.

При этом реализация органами местного самоуправления названного полномочия не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов. Орган местного самоуправления должен доказать, что отмененный (измененный) им ненормативный акт не соответствовал нормам действующего законодательства, а отменяющий (изменяющий) акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону и не нарушать законных прав и интересов граждан и организаций, произвольно ограничивая их субъективные права.

Судом установлено и подтверждается представленными по делу доказательствами, что ДД.ММ.ГГГГ Власов В.В. обратился с заявлениями к заместителю главы администрации городского округа Ревда Т.П. Машкиной о предварительном согласовании предоставления земельных участков площадью 2 229 кв.м расположенного по адресу: <адрес> кадастрового квартала (далее ЗУ-1), (том № 2 л.д.51 ); площадью 2 096 кв.м расположенного по адресу: <адрес> кадастрового квартала (далее ЗУ-2) (том л.д. 3, том № 2 л.д.79). Предоставил схему расположения участка на кадастровом плане территории (том л.д. 4, 7).

Процедура предоставления участка для индивидуального жилищного строительства регламентируется ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с указанной нормой в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства уполномоченный орган в срок, не превышающий 30 дней со дня поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

- обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а так же на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

- принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п. 8 ст. 39.18 или ст. 39.16 настоящего Кодекса.

В извещении в числе прочего указываются адрес или иное описание местоположение участка (п.п.5 п. 2 ст. 39.18). Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.Если по истечении 30 дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершат одно из следующих действий: осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение грани испрашиваемого земельного участка; принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со ст. 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовывать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю.

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном ст. 39.17 настоящего Кодекса.

Исходя из пункта 1 статьи 39.15. Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка среди прочих указываются: основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав.

Согласно пункту 3 статьи 39.15. Земельного кодекса Российской Федерации в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи.

Судом установлено, что в заявлениях о предварительном согласовании предоставления земельных участков не указан вид права, на котором Власов В.В. желает приобрести земельные участки, а также не указаны основания предоставления земельных участков заявителю без торгов.

Исходя из вышеуказанных нарушений положений Земельного кодекса Российской Федерации, заявления от ДД.ММ.ГГГГ в силу закона должны были быть возвращены Власову В.В. в течение десяти дней со дня их поступления.

    Однако, согласно материалам дела, в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации было подано информационное сообщение в общественно-политическом бюллетени Думы и администрации городского округа Ревда «Муниципальные ведомости» от ДД.ММ.ГГГГ (736) о возможности предоставления сорока трех земельных участков, местом расположения которых указана юго-западная часть кадастрового квартала <адрес> (том л.д. 6, том л.д.66-73). Указанные объявления отличаются только площадью участков, каких-либо дополнительных ориентиров, позволяющих конкретизировать местоположение участков, в публикации не названо.

Согласно, п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Земельным кодексом установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства и иных целей, указанных в статье 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. Данная процедура направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.

Как видно из материалов дела, в частности схемой расположения земельных участков (том № 2 л.д. 120, 121) спорный ЗУ-1 расположен позади участков по <адрес> расположен позади участков по <адрес> и являются смежными с существующими и застроенными участками, имеющими соответствующий адрес.

Исходя из этого, в отношении данных участков имелись достаточные ориентиры, позволяющие точнее идентифицировать их местоположение, чем формальное указание на кадастровый квартал.

Отсутствие в опубликованном сообщении информации о конкретном месте расположения участков свидетельствует о том, что такое месторасположение известно лишь лицу, по инициативе которого принято решение о публикации. В силу изложенного данное лицо, обладая полнотой информацией о характеристиках и местоположении предполагаемого к предоставлению участка, имеет не установленное законом преимущество, позволяющее ему в отличие от других достоверно определить ценность земельного участка и принять соответствующее решение. Не конкретизированные сведения об участке препятствуют формированию нормального спроса на него.

По сведениям администрации городского округа Ревда часть указанных участков находится в лесном массиве, часть на берегу Ревдинского водохранилища. Земельный участок № 1 с кадастровым номером находится на берегу Ревдинского водохранилища, земельный участок №2 площадью 2 096 кв.м располагается в лесном массиве, что подтверждается спутниковой видеосъемкой (том № 2 л.д. 121), ортофотопланом (том № 2 л.д. 87, 90).

По земельному участку № 1 администрацией городского округа Ревда ДД.ММ.ГГГГ было утверждено постановление «О предварительном согласовании предоставления в собственность за плату Власову В.В. земельного участка, расположенного: <адрес> кадастрового квартала » (том л.д.52). ДД.ММ.ГГГГ между администрацией городского округа Ревда, в лице начальника управления по землепользованию администрации городского округа Ревда Шмелевой Т.В. и Власовым В.В. заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 2295 кв.м., категория земель: населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес> кадастрового квартала (том № 2 л.д.5-6). В соответствии с п. 2.1. договора стоимость приобретаемого покупателем объекта составляет 106369,81 рубль. Оплата по договору Власовым В.В. произведена, что подтверждается справкой выданной начальником управления по землепользованию администрации городского округа Ревда Шмелевой Т.В. (том № 2 л.д.8).

Впоследствии по ЗУ-1 первым заместителем главы администрации городского округа Ревда Краевым А.В. вынесено Постановление от ДД.ММ.ГГГГ об отмене постановления администрации городского округа от ДД.ММ.ГГГГ в целях недопущения нарушений действующего законодательства Российской Федерации, в порядке самоконтроля, на основании ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 113 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 39.18, подпункта 1 пункта 8 ст. 39.15, подпункта 3 пункта 16 ст. 11.10, пунктов 5,6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (том №2 л.д.53).

По земельному участку № 2 заместителем главы администрации городского округа Ревда Головенкиным А.В. за ДД.ММ.ГГГГ з направлено сообщение в адрес Власова В.В. о том, что в связи с возникшей необходимостью дополнительного изучения документов, срок рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ продлевается до ДД.ММ.ГГГГ (том № 1 л.д. 5, том № 2 л.д. 82). Письмом администрации городского округа Ревда от ДД.ММ.ГГГГ Власову В.В. отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность вновь образуемого земельного участка (том № 2 л.д. 83).

Должностными лицами администрации городского округа Ревда при рассмотрении заявлений Власова В.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность за плату не было выявлено, что схема расположения земельного участка не могла быть утверждена, поскольку в соответствии подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса.

Схема расположения земельного участка подготовлена без учета требований пункта 5 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием и без учета требований пункта 6 статьи 11.9 указанного закона, а именно: образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Однако спорный земельный участок 1 был предоставлен Власову В.В. с существенными нарушениями, вследствие злоупотребления должностным лицом администрации своими полномочиями. Согласно пояснениям представителя администрации, а так ж самого ответчика, что в настоящий момент ведётся следствие по предоставленным земельным участкам.

Администрацией городского округа Ревда представлен фрагмент карты градостроительного зонирования, являющегося частью Генерального плана городского округа Ревда, и ортофотоплан местности, согласно которых, участок ЗУ-1 находиться в двух территориальных зонах Ж-1 и Р-1, а так же в прибрежной защитной полосе водного объекта (том № 2 л.д.74-75, 76, 77-78). Земельный участок-2 площадью 2 096 кв.м. расположен в лесном массиве, отсутствует возможность подъезда к данному земельному участку ввиду того, что он окружен густой лесной растительностью (том № 2 л.д.87, 90, 120, 121).

В силу п. 7 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

В судебном заседании нашел свое подтверждение факт нахождения участка ЗУ-1 в двух территориальных зонах.

В соответствии с п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 6 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в межевом плане должны быть указаны сведения о доступе к образуемому или изменяемому участку. Согласно п. 26 ч. 1 ст. 26 указанного Федерального закона отсутствие доступа является основанием для приостановления и отказа в кадастровом учете земельного участка.

Приведенные нормы указывают на необходимость обеспечения для каждого участка возможности функционирования в соответствии с теми целями, для которых он образован, в том числе, через обеспечение соответствующего доступа для прохода и проезда от участков общего пользования. Не достижение указанной цели при образовании участка препятствует его дальнейшему предоставлению.

Доказательств наличия реального доступа к спорным земельным участкам (ЗУ-1, ЗУ-2) со стороны земель общего пользования суду не представлено. Из имеющегося в материалах дела ортофотоплана, сьемок с использованием спутника видно, что ЗУ-1 находится между участками по <адрес> и с землями общего пользования не граничит, а так же ЗУ-2 находится между участками по <адрес> в лесной полосе и с землями общего пользования так же не граничит.

Кроме того, земельные участки 1,2, согласно схеме расположения находятся на неосвоенных территориях, где отсутствует улично-дорожная сеть, в связи с чем, не представляется возможным рассмотрение схемы на соответствие расчетным параметрам улиц и дорог городов, установленных в п.11.5, табл.11.2 «СП 42.13330.2016.Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (утв. Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ /пр), где установлено, что ширина улицы местного значения должна быть не менее 15 м.

В соответствии с земельным и градостроительным законодательством доступ к земельному участку должен осуществляться в виде прохода и (или) проезда. Как правило, земельный участок должен быть обеспечен проездом для полноценного использования в соответствии с разрешенным использованием. Обеспечение проезда к земельному участку через земли общего пользования не представляется возможным, что подтверждается выкопировкой из ПЗЗ, а также подтверждают ортофотопланы земельных участков с наложением координат спорного земельного участка (том № 2 л.д. 74, 87, 88, 89, 90, 119, 120).

Кроме того, Земельный участок с кадастровым номером сформирован в двух территориальных зонах (Ж-1 и Р-1), что противоречит пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, что подтверждается выкопировкой из Правил Землепользования и застройки городского округа Ревда (том №2 л.д.75,76).

Также, часть вышеуказанного участка попадает в границы зоны ограничений на использование, а именно в водоохранную зону и прибрежную полосу, также земельный участок находится в зоне катастрофического затопления, что подтверждается выкопировкой из Генплана городского округа Ревда, с указанием зон ограничений в использовании земельных участков (том №2 л.д.76-77).

Статьей 102 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что к землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах, на которых не осуществляется образование земельных участков.

В силу ч. 6 ст. 67.1 Водного кодекса РФ размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления запрещаются.

Пунктом 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ зона затопления отнесена к категории зон с особыми условиями использования территорий.

Нормами Градостроительного кодекса РФ к числу градостроительных документов отнесены правила землепользования и застройки, включающие карту градостроительного зонирования, генеральный план, содержащий карту административных границ, границ территорий и земель, функциональных зон и ограничений использования территорий (статьи 20, 30).

Территориальные зоны установлены Правилами землепользования и застройки городского округа Ревда, утвержденным Решением Думы городского округа Ревда от ДД.ММ.ГГГГ, являющимися нормативным правовым актом и подлежат соблюдению. Правила землепользования и застройки городского округа Ревда являются действующие на время возникновения спорного правоотношения и рассмотрения дела судом. Неотъемлемым приложением к этим Правилам является карта градостроительного зонирования территории городского округа, содержащая сведения о границах зон затопления, подтопления.

Наличие или отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о санитарно-защитных зонах, а также ограничений прав на землю, не свидетельствует о том, что эти зоны не были установлены и не должны соблюдаться.

Таким образом, использование испрашиваемого заявителем земельного участка по целевому назначению, то есть для строительства индивидуального жилого дома в настоящее время невозможно.

Совокупность приведенных обстоятельств свидетельствует о том, что при образовании и последующем предоставлении участка истцу был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, а также допущены иные существенные нарушения требований земельного законодательства.

В силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Таким образом, требования истца основаны на ничтожной сделке, посягающей на публичный интерес и нарушающей права неопределенного круга лиц на равный доступ к предоставлению участков.

В силу этого требования истца о регистрации перехода права по ничтожной сделке удовлетворению не подлежат.     

Кроме того, признание недействительным отказа администрации городского округа Ревда не приведет к восстановлению нарушенного права.

Регистрация договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка была прекращена по заявлению администрации городского округа Ревда. Однако Власов В.В. на сегодняшний день не лишен возможности обратиться с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке статьи 39.18 Земельного кодекса, в рамках действующего законодательства, на что так же указывал представитель ответчика в своем отзыве и в устных пояснениях в судебном заседании.

На основании выше изложенного, принимая во внимание нарушение процедуры предоставления земельного участка, прямо установленной Земельным кодексом Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что Постановление от ДД.ММ.ГГГГ, а так же отказ в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ законны. Должностными лицами администрации городского округа Ревда при проведенной ими проверки постановлений о предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельных участков, установлены нарушения действующего законодательства Российской Федерации, и в целях недопущения нарушений, в порядке самоконтроля Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании предоставления в собственность за плату Власову В.В. земельного участка, расположенного: <адрес> кадастрового квартала » отменено, и отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка, расположенного: <адрес> кадастрового квартала

руководствуясь ст.ст. 193 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    

Исковые требования Власова В.В. к Администрации городского округа Ревда о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, признания решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления в собственность за плату земельного участка незаконным, обязать устранить допущенных нарушения прав и законных интересов – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд г. Ревды.

Судья: подпись

Копия верна. Судья:     А.В. Карпенко

Секретарь:                                     Н.Н. Токарева

Решение ______________________________ вступило в законную силу. Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № 2-94/2018

Судья: А.В. Карпенко

Секретарь:                                  Н.Н. Токарева

2-213/2018 (2-1642/2017;) ~ М-1624/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Дело присоединено к другому делу
Истцы
Власов Владимир Владимирович
Ответчики
Администрация ГО Ревда
Суд
Ревдинский городской суд Свердловской области
Судья
Карпенко Анна Викторовна
Дело на странице суда
revdinsky--svd.sudrf.ru
25.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.12.2017Передача материалов судье
25.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.01.2018Судебное заседание
25.01.2018Дело присоединено к другому делу
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее